Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В философии до сих пор к этической нейтральности стремились редко и еще реже ее достигали. Люди помнили о своих желаниях и судили о философиях, примеряя их к себе. Вытесненное из частных наук убеждение, что понятия добра и зла дают ключ к пониманию мира, обрело пристанище в философии. Но даже из своего последнего убежища эта вера должна быть изгнана, если философия не хочет оставаться просто приятным мечтанием. То, что счастье раньше находит тот, кто его не ищет, - тривиальная истина; вполне возможно, что это верно и в отношении добра. В сфере мышления, во всяком случае, те, кто забывают о добре и зле и ищут только факты, найдут добро скорее, чем те, для кого мир искажен их собственными желаниями.

Мы возвращаемся, таким образом, к парадоксу: философия, не стремящаяся навязать миру свое собственное понимание добра и зла, не просто ближе к истине; она - следствие более высокой этической позиции, чем та, которая - подобно эволюционизму и более традиционным системам - непрерывно оценивает Вселенную и хочет найти в ней воплощение сегодняшних идеалов. В религии и во всяком глубоком и серьезном воззрении на мир и человеческую судьбу есть какое-то смирение, осознание того, что человеческая власть имеет пределы, - и этого-то как раз не хватает современному миру, с его быстрыми успехами в материальной сфере и его дерзкой верой в безграничные возможности прогресса. Тот, кто любит свою жизнь, тот ее и потеряет: есть опасность, что из-за слишком самонадеянного жизнелюбия сама жизнь потеряет многое из того, что придает ей наивысшую ценность. Смирение, которое религия внушает действию, в сущности, близко по духу к тому смирению, которому учит наука; и этическая нейтральность, с помощью которой достигались научные победы, есть результат именно этого смирения.

Добро, о котором нам нужно помнить, - это добро, творить которое в нашей власти; добро в нашей собственной жизни и в нашем отношении к миру. Настойчивое требование осуществлять благо во внешнем мире является формой самоутверждения, которая, не принося желаемого внешнего блага, может серьезно навредить подвластному нам внутреннему благу и разрушить то уважение к факту, которое соединяет в себе одновременно и все ценное, что есть в смирении, и все полезное, что есть в научном складе ума.

Человеческие существа не могут, конечно, полностью выйти за пределы человеческой природы; что-то субъективное, хотя бы сам направляющий наше внимание интерес, всегда остается в нашем мышлении. Но научная философия подходит к объективности ближе, чем любое другое человеческое стремление, и дает нам, следовательно, самую тесную, постоянную и интимную связь с внешним миром, какой только можно достигнуть. Для примитивного ума всякая вещь либо друг, либо враг: но опыт доказывает, что с помощью только дружелюбия или вражды мир понять невозможно. Научная философия, таким образом, представляет собой - пусть сама она находится пока что в зародышевом состоянии - форму мышления более высокую, чем любая донаучная вера или воображение; как всякая попытка самотрансценденции, она получает в качестве вознаграждения более широкий взгляд на мир. Эволюционизм, хотя и обращается к отдельным научным фактам, не способен быть истинно научной философией, потому что он раб времени, поглощен этическими вопросами и интересуется преимущественно земными делами и человеческой судьбой. Истинно научная философия скромнее, она требует большего усилия и постепенности, меньше предлагает внешнего обманчивого блеска, не льстит ложным надеждам; она безразличнее к судьбе и способна принимать мир таким, каков он есть, не тираня его нашими по-человечески изменчивыми требованиями.

Примечания

1. Юм, Дэвид (1711-1776) - английский историк, экономист и философ, представитель агностицизма. Известен трудами: "Трактат о человеческой природе" (1739-1740), "Эссе: моральные и политические" (1741-1742), "Опыт исследования принципов морали" (1751), "Политические дискурсы" (1752), "Опыт исследования человеческого понимания" (1758). Более всего Юм известен как историк, написавший восьмитомную "Историю Англии" (1753-1762). В 1761 г. все его сочинения были занесены в "Индекс запрещенных книг".

2. Блейк, Уильям (1757-1827) - английский поэт и художник, мистик. Известен своими сборниками: "Поэтические наброски" (1783), "Песни невинности" и "Песни опыта" (1789-1794), поэмами "Мильтон" (1808) и "Иерусалим" (1804-1820) и рядом других работ. Как художник известен прежде всего иллюстрациями к Книге Иова (1826). Мистические идеи выражены в книгах "Брак рая и ада" (1793), а также в ряде других работ, многие из которых остались незаконченными.

3. Гераклит Эфесский (520-460 до н. э.) - древнегреческий философ, один из основателей диалектики. Сохранилось более ста фрагментов - в основном в виде цитат в произведениях позднейших авторов. Философ настаивал на том, что в мире, управляемом логосом (универсальной формулой всех вещей), проявляется связь и борьба противоречий; и это делает мир единой и познаваемой системой.

4. Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н.э.) - древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа. Около 387 г. до н. э. основал школу, получившую название Академии. Автор многочисленных трудов, написанных главным образом в форме диалога. Учение Платона оказало значительное влияние на дальнейшее развитие философии. Важнейшие произведения: "Государство", "Теэтет", "Федон", "Протагор", "Парменид" "Филеб", "Тимей", "Законы".

5. Главкон - один из участников диалога Платона "Государство".

6. Сократ (470/469-399 до н. э.) - древнегреческий философ, учитель Платона. Осужден на смерть в 399 г. до н. э.- история последних часов жизни Сократа описана в диалоге Платона "Федон", а процедура суда - в "Апологии" Ксенофонта. Сократ ничего не написал за свою жизнь, и о его воззрениях мы узнаем главным образом из сочинений Платона, где Сократ выступает олицетворением философии. Сократа интересовали главным образом нравственные вопросы: философ считал, что происхождение и строение мироздания непостижимы, поэтому философия должна заниматься "житием" человека. Он был противником всякого догматизма и выступал против лекций как формы обучения, предлагая заменить их беседами или спорами. Методом философии он считал "диалектику" - искусство спора и способ нахождения истины.

7. Парменид из Элеи (около 540 - около. 470 до н.э.) - древнегреческий философ, современник Гераклита и его оппонент, считается основателем метафизики. Учение Парменида изложено в поэме "О природе", 160 строк из которой сохранилось в виде цитат у Секста Эмпирика, Симплиция и других позднейших авторов. Учение Парменида оказало влияние на всю древнегреческую философию, особенно на концепции Левкиппа и Демокрита, Платона, софистов, Зенона Элейского.

8. Имеются в виду английские последователи Гегеля - Д. Стирлинг, Т. Грин, Э. Керд, Ф. Брэдли, Б. Бозанкет, Дж. Мак-Таггарт и другие. Неогегельянство существовало в это же время в США, Италии, Германии, России, Франции.

9. Спиноза, Бенедикт (1632-1677) - голландский философ, главные работы: "Богословско-политический трактат" (1670), "Этика" (издана посмертно в 1677). Основной задачей философии, согласно Спинозе, является разработка этики. Свободный человек, по мнению философа, сознает необходимость всех вещей, происходящих в мире, и подчиняет аффекты руководству разума. "Богословско-политический трактат" представляет собой одну из первых попыток историко-критического рассмотрения Библии.

10. Романтизм - идейное и художественное движение, возникшее в Европе на рубеже XVIII и XIX вв. Романтики противопоставляли себя традиционному "классицизму" с его "простотой", "прямотой", "благородством" и идеалами совершенствования. В "классицистском" произведении автор не выражен: он не показывает своего отношения к предмету, своих эмоциональных переживаний и жизненной игры. Романтик, напротив, выражает себя в своих произведениях и таким способом стремится найти "тайну духа". "Желание или каприз поэта, - писал Ф. Шлегель, не допускает над собой закона". В Англии к романтикам причисляют Вордсворта, Кольриджа, Байрона, Шелли и Китса, в Германии - братьев Шлегелей, Шеллинга, Новалиса, Тика, Шлейермахера, во Франции - Гюго, Мюссе, Санд, Готье и других.

11. Бергсон, Анри (1859-1941) - французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Нобелевская премия по литературе как блестящему стилисту (1927). Основные идеи Бергсона касаются понятий "движения" и "длительности": философ сближает бытие и время - вместо декартовского "Я есть вещь мыслящая" он выдвигает тезис "Я есть вещь длящаяся", а спинозовскую реальность sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности) заменяет своим пониманием реальности sub specie durationis (с точки зрения длительности). Соответственно подвергается сомнению и "вечный" характер человеческих ценностей. Бергсон оказал значительное влияние на прагматизм, персонализм, экзистенциализм и философию истории, на творчество Марселя Пруста. Важнейшие работы: "Материя и память" (1896), "Творческая эволюция" (1907), "Два источника морали и религии" (1932).

12. Сантаяна, Джордж (1863-1952) - американский философ, один из представителей критического реализма.

13. Имеется в виду Руми, Джалаледдин (1207-1273) - таджикский и персидский поэт-мистик, основатель суфийского ордена моулави ("танцующих дервишей"). Основное произведение - "Месневи и манави" ("Назидательные двустишия").

14. Прагматизм - философское учение, основные идеи которого высказал Ч. Пирс (1839-1914). Оно стало популярным благодаря работам У. Джемса, Д. Дьюи и других американских философов. Прагматизм предлагает рассматривать все понятия, в том числе моральные и религиозные, с точки зрения их практических следствий, полезности для человеческого поведения.

15. Лаплас, Пьер Симон (1749-1827) - французский астроном и математик, создатель теории вероятности, автор знаменитой космогонической гипотезы, изложенной в труде "Изложение системы мира" (т. 1-2, 1796).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Рассел Б. Мистицизм и логика современной философии 2 развитие
Рассел Б. Мистицизм и логика современной философии 12 философ

сайт копирайтеров Евгений