Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

 

Книга 11

 

Афинянин. Дорогой Клиний, лишь небольшая часть исключительных по своей
природе людей, получивших превосходное воспитание, может держать себя в
надлежащих границах, когда сталкивается с какими-нибудь нуждами и
вожделениями. Люди эти могут оставаться трезвыми, когда представляется
возможность добыть много денег, могут предпочесть умеренное многому.
Огромное большинство людей поступается как раз наоборот: их желания
неумеренны, и, хотя возможно извлекать умеренную прибыль, они предпочитают
быть ненасытными. Вот почему находятся на плохом счету и признаются
чрезвычайно постыдными занятия мелкого торговца, крупного купца и
содержателя гостиницы. ...Содержатели гостиниц ради мелкой торговли строят
свои жилища в пустынных местах, где скрещиваются много дальних дорог; здесь
они дают желанный приют нуждающимся в нем путникам, доставляют им теплый и
безмятежный кров... Но после содержатель гостиницы вовсе не считает, что он
принял своих друзей и оделил их дружескими подарками; нет, он относится к
ним как к попавшим в плен врагам и отпускает их на волю лишь за огромный
неправедный и грязный выкуп. Вот такие-то бесчинства во всех этих делах и
являются причиной того, что подобные занятия правильно бывают на плохом
счету, хотя они должны были бы помогать людям в затруднительных положениях.
Так вот и для этого, как всегда, законодателю надо приготовить лекарство.
Впрочем, давно уже сказано, что трудно сражаться сразу с двумя, да
вдобавок еще противоположными бедами, как это бывает при болезнях и во
многих других случаях. И теперь нам предстоит сражаться с двумя
противниками: бедностью и богатством. Богатство развратило душу людей
роскошью, бедность их вскормила страданием и довела до бесстыдства.
Друзья, сегодня вы здесь, а завтра вас здесь не будет. Вам нелегко
разобраться сейчас в вашем имущественном положении, да и в самих себе (Как
советует Пифийская надпись). И вот я как законодатель устанавливаю: вы не
принадлежите самим себе и это имущество не принадлежит вам. Оно -
собственность всего вашего рода, как его предшественников, так и последующих
поколений; более того, весь ваш род и имущество - это собственность
государства. ...Я установлю законы, приняв в расчет все то, что наиболее
полезно всему государству и всему роду в целом. Этой цели я справедливо
подчиню интересы каждого отдельного человека. А вы благосклонно и
внимательно следуйте тем путем, который свойствен человеческой природе.
Нашей же задачей будет позаботиться о прочих ваших делах, что мы и сделаем
по мере возможности с величайшей тщательностью, ничего не упуская из виду.
Не скроем тягостной стороны таких законов... По-видимому здесь
упускается из виду, что среди людей подобные требования встретят тысячи
препятствий; им не захотят повиноваться, скорее соглашаясь подвергнуться
чему угодно, чем вступить в брак против воли, в особенности с лицами
больными или увечными телесно или духовно. Возможно, некоторым покажется,
будто законодатель совсем не взвесил этого. Но это предположение неверно.
Итак, в защиту законодателя и тех людей, кому он дает законы, надо
предпослать, пожалуй, некое общее вступление и обратиться к подвластным с
просьбой извинить законодателя, если он в своих заботах об общем благе не
всегда вместе с тем сможет устранить личные несчастья, случающиеся с каждым
из граждан.

 

Книга 12

 

Афинянин. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать
себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда - и на войне и в
мирное время - надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его
указаниям. Даже в самых незначительных мелочах надо ими руководствоваться,
например по первому его приказанию останавливаться на месте, идти вперед,
приступать к упражнениям, умываться, питаться, пробуждаться ночью для
несения охраны и для исполнения поручений. [...] Словом, пусть человеческая
душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других
людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда
будет возможно более сплоченной и общей. [...] Надо начальствовать над
другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из
жизни всех людей и даже животных, подвластных людям.
Самое же главное - не следует портить силу головы и ног, облекая их
лишними покровами, ведь этим губят данные нам природой головные уборы и
подметки. Поддержание этих крайних частей в здоровом состоянии имеет весьма
важное значение для всего тела, плохое же их состояние очень вредно: ноги
служат всякому телу главными исполнителями, голова же - самым главным
начальником...
Если кто из граждан пожелает в течение большего срока наблюдать жизнь
других людей, никакой закон им в этом не может препятствовать. Ведь
государство, из-за своей необщительности не ознакомившееся на опыте с
хорошими и дурными людьми, никогда не сможет быть достаточно кротким и
совершенным. Да и законы невозможно соблюдать, если они будут восприняты не
сознательно, а лишь в силу привычки. Среди прочих постоянно выделяются люди
с божественным нравом, вполне достойные общения. Правда, их немного, и в
государствах с благими законами они встречаются не чаще, чем там, где законы
плохи. Человек, живущий в государстве с благими законами, должен постоянно,
странствуя по морю и по суше, разыскивать следы таких людей, кто не
испорчен, дабы с их помощью укрепить хорошие стороны узаконений, а упущения
исправить. Без таких поисков государство не может быть вполне устойчивым,
как и тогда, когда поиск выполняется плохо.
Хороший судья должен впитать в себя эти сочинения как средство,
предохраняющее от прочих учений, и совершенствовать как самого себя, так и
свое государство с целью уготовить хорошим людям сохранение справедливости и
ее развитие, а людям дурным - искоренение невежества, распущенности,
трусости, короче говоря, всевозможной несправедливости, насколько это в его
силах и насколько поддаются исцелению превратные мнения порочных людей. Для
душ же тех людей, которым суждено иметь такие мнения, только смерть может
быть исцелением.
Поэтому прекрасно говорят о мертвых, что тело их лишь образ, сущность
же каждого из нас бессмертна: она именуется душой, которая отходит к иным
богам, чтобы отчитаться перед ними; как гласит дедовский закон, для человека
хорошего этот отчет не страшен, а для дурного очень страшен и никакой
серьезной помощи после смерти он ожидать не может.
Хорошие голова и душа спасают все живое. [...]
Короче говоря, ум, слитый воедино с прекраснейшими ощущениями, с полным
правом можно было бы назвать спасением всякого существа.
Если государство не будет всего этого иметь, не будет ничего
удивительного, коль скоро, лишенное ума и ощущений, оно в каждом деле станет
отдаваться на волю случая.
Самое же главное состоит в том, чтобы не блуждать, преследуя разные
цели, но иметь в виду что-нибудь одно и все стрелы метать всегда в этом
направлении.
Теперь мы поймем, что нет ничего удивительного в блуждании
государственных узаконений, раз в каждом государстве цели законодательства
разные. Неудивительно также, что большей частью определяют справедливое
положение вещей следующим образом: в одних государствах считают справедливой
власть нескольких лиц независимо от того, лучше или хуже они остальных
людей; в других - возможность обогащаться независимо от того, становятся ли
при этом люди рабами других или нет; в третьих все стремление направлено к
свободной жизни; законодательство четвертых имеет две цели: самим быть
свободными и владычествовать над другими государствами. Наконец, есть
государства, считающие себя самыми мудрыми, однако они сразу преследуют все
эти цели и не могут указать той главной и единой цели, на которую должно
быть направлено все остальное.
Мы указали ту единую цель, которую должен иметь в виду ум - ум
кормчего, врача или военачальника. Сейчас мы исследуем ум государственного
мужа. Хорошо было бы обратиться к нему, как к человеку, с таким вопросом: "О
удивительный, какова же твоя цель?"
Разве мы не сказали, что в каждом деле выдающийся демиург и страж
должен не только быть в силах наблюдать за многим, но должен еще стремиться
к какой-то единой цели, знать ее и сознательно направлять к ней все, что он
охватывает своим взором? [...]
Разве есть более точный способ созерцания, чем когда человек в
состоянии отнести к одной идее множество непохожих вещей?
...Никто из людей не располагает более ясным методом.
...Она самая старшая и божественная из всех вещей, движение которых,
соединившись со становлением, создало вечную сущность. Другой довод касается
всеобщего движения: в нем наблюдается стройный порядок, так как над
светилами и прочими телами господствует все упорядочивающий ум.
...При неодушевленности тел, не обладающих умом, не могли бы быть
выполнены столь удивительно точно все расчеты. ...Ум привел в стройный
порядок все то, что находится на небе.
Никто из смертных не может стать твердым в благочестии, если не усвоит
двух только что указанных положений. Первое - что душа старше всего, что
получило в удел рождение; она бессмертна и правит всеми телами; второе - что
в звездных телах, как мы не раз говорили, пребывает ум всего существующего.
...Нелегкой задачей будет найти, что именно надо изучать; нелегко также
стать учеником того, кто это нашел. Вдобавок есть еще определенный срок,
предназначенный для усвоения. [...] Ведь даже самим обучающимся неясно,
какое требуется время для изучения, пока каждый в глубине души не приобрел
знаний по этому предмету. Если сказать, что никакие сокровенные знания
недоступны, то это будет неправильно, ибо они недоступны в том смысле, что
им нельзя предпослать предварительных разъяснений.
Действительно, только тогда вполне, можно сказать, наяву осуществится
то, чего мы коснулись в нашей предшествующей беседе как бы во сне, слив
воедино образ главы и ума.

 <<<     ΛΛΛ   

Природные качества человека далеко
Законы невозможно соблюдать

сайт копирайтеров Евгений