<<< ΛΛΛ >>>
Сократ. И ты, Мелесий, поступишь так же? Даже если речь пойдет у нас об упражнении твоего сына в борьбе, ты последуешь совету большинства из нас, а не того, кто обучался и упражнялся под руководством хорошего учителя гимнастики?
Мелесий. Конечно, именно его совету, Сократ.
Сократ. Следовательно, ты поверишь ему скорее, чем нам четверым?
Мелесий. Пожалуй.
Сократ. Я думаю, что судить надо на основе знания, а не принимать решение по важному вопросу большинством голосов.
Мелесий. Именно так.
Сократ. Значит, и сейчас прежде всего надо посмотреть, искусен ли кто-либо из нас в деле, о котором мы совещаемся, или нет. И если искусен, надо поверить ему одному, а на остальных не обращать внимания; если же нет, надо поискать кого-то другого. Уж не считаете ли вы — ты и Лисимах, — что рискуете сейчас чем-то маловажным, а не величайшим достоянием из всего вашего имущества? Речь идет о том, будут ли ваши сыновья достойными людьми или наоборот, а ведь дом отца устрояется сообразно тому, каковы его сыновья.
Мелесий. Ты прав.
Сократ. Вот потому и надлежит проявлять здесь большую предусмотрительность.
Мелесии. Несомненно.
Сократ. Каким же образом — я уже задал этот вопрос недавно — следует нам рассмотреть это, если мы хотим понять, кто из нас наиболее искусен в борьбе? Вероятно, это будет тот, кто обучался ей и в ней упражнялся, а также у кого были в этом деле хорошие учители?
Мелесий. Мне кажется это верным.
Сократ. А не нужно ли нам раньше понять, что это за дело такое, учителей которого мы разыскиваем?
Мелесий. Что ты имеешь в виду?
Сократ. Попробую это разъяснить: мне кажется, что с самого начала мы не договорились о предмете нашего совещания и исследования, а именно не задали себе вопрос, кто из нас может считаться искусным и потому подходящим учителем, а кто — нет.
Никий. Но разве, Сократ, мы говорили не об искусстве сражаться в тяжелом вооружении — нужно ли ему обучать юношей или нет?
Сократ. Конечно, об этом, Никий. Но если кто разузнает что-либо о лекарстве для глаз — стоит ли употреблять какую-то мазь или нет, — он держит совет относительно лекарства или относительно глаз?
Никий. Относительно глаз.
Сократ. А когда кто-либо интересуется уздечкой для коня — надевать ее или нет и когда именно, — он ведь держит совет о лошади, а не об уздечке?
Никий. Ты прав.
Сократ. Одним словом, когда кто-либо рассматривает какой-то вопрос ради чего-то, он советуется о том, ради чего этот вопрос был поставлен, и вовсе не стремится прийти к чему-то другому.
Никий. Безусловно.
<<< ΛΛΛ >>>
Кто из нас наиболее искусен в борьбе вероятно Проявляет стойкость в войне Платон. Диалоги Лахет античной философии 1 говорит Какой же это мудростью
|