Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Мапельман В.М., Пенькова Е.М. История философии

Учебное пособие для вузов

Содержание
Предисловие............................................................................ 9
Глава I. Философская культура Древнего Востока...............11
1. Что такое «Древний Восток»?........................................................ 11
2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии.......... 12
3. Философия Древней Индии............................................................ 14
Этапы и источники древнеиндийской философии........................ 14
Рита.................................................................................................... 15
Пракрита, Пуруша, Майя............................................................... 16
Атман, Манас.................................................................................... 17
Сансара. Ахимса................................................................................ 19
Мокша. Карма................................................................................... 20
4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» ...............21
5. Философия Древнего Китая ...........................................................26
Характерные черты китайского мировосприятия........................... 26
Образ-понятие человека................................................................... 29
Становление китайской философской традиции.......................... 35
Книга перемен...............................................................................37
Примеры написания гексаграмм....................................................... 41
Периодизация китайской философии............................................ 43
Даосизм.............................................................................................. 44
Дао и Дэ............................................................................................. 46
Возможно ли познание Дао? ........................................................... 50
Конфуцианство.................................................................................. 52
Срединный путь................................................................................ 56
Проблема человека........................................................................... 56
Гносеология....................................................................................... 58
Легизм................................................................................................59
Глава II. Выдающиеся философы античности.........................62
1. Мудрейший из эллинов..................................................................62
Самый первый................................................................................... 62
Все из воды...................................................................................... 64
2. Эфесский мудрец (Гераклит)..........................................................65
Этот космос не создал никто из богов........................................... 66
«Борьба - отец всего и всему царь..................................................... 67
Власть - умным аристократам........................................................... 69
Нравственные поучения................................................................... 69
3. «Я знаю, что ничего не знаю..........................................................70
Философия Сократа.........................................................................71
«Ирония» Сократа............................................................................. 72
Государство сильно тем, как граждане исполняют законы.......... 73
4. Гениальный ученик Сократа ...........................................................73
От бога Аполлона?............................................................................. 73
Мир идей Платона............................................................................. 74
Космос.................................................................................. 77
Нравственный идеал........................................................... 78
О государстве...................................................................... 79
5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений» .................................83
Учение о природе.............................................................................. 84
Роль души ................................................................................. 86
О богах........................................................................................... 87
Эпикуреец - развратник? Сластолюбец? Жуир? ........................... 88
Не всякое удовольствие есть благо ................................................. 89
Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя ........... 91
Воздержание от излишеств............................................................... 91
О кротости и благодушии................................................................ 92
Сумей уйти в тень!............................................................................ 93
Отношение к смерти........................................................................ 94
О страданиях...................................................................................... 96
Как относиться к злу?...................................................................... 96
О государстве.....................................................................................97
Глава III. Философия Средневековья........................................99
1. Западноевропейская средневековая философия ...............................99
Что значит «средние века»?............................................................... 99
Каков смысл понятия «средневековая философия»?......................100
Характерные черты средневековой философии.................................102
Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы............................104
Проблемы гносеологии: знание или вера? ....................................105
Доказательства бытия Бога...............................................................108
Антропология: человек - образ и подобие Бога? ..........................109
Философия истории.........................................................................112
Оппозиционные философские направления................................. 114
Наследие и преемственность...........................................................115
Основные направления и этапы развития
западноевропейской средневековой философии .............................116
2. Философская мысль в Византии................................................... 117
3. Арабская философия Средневековья.............................................. 120
Глава IV. Философия эпохи Возрождения........................... 125
1. Исторические особенности эпохи Возрождения............................. 125
2. Специфика философской культуры Возрождения .......................... 128
3. Философия итальянского гуманизма ............................................. 130
4. Развитие идей неоплатонизма....................................................... 134
5. Натурфилософия Возрождения..................................................... 138
Джордано Бруно (1548 - 1600).......................................................... 140
6. Реформация и гуманизм............................................................... 142
7. Социальная философия Ренессанса............................................... 147
Заключение.......................................................................................149
Важнейшие события эпохи Возрождения........................................150
Искусство эпохи Возрождения.........................................................151
Глава V. Философия Нового времени: XVII век.................... 153
1. Социально-исторические и научные предпосылки философии
XVII века....................................................................................... 153
2. Английская философия XVII века................................................. 155
Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества..................155
«Новый Органон» и его основные идеи ..........................................157
Учение об «идолах» или призраках познания..............................159
Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя ......................................162
Гносеология: методы и знаки .........................................................163
Социально-политические взгляды Гоббса .......................................165
3. Французская философия XVII века............................................... 166
Декарт: жизнь и деятельность.........................................................166
Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы ........................168
Познание: цели и метод достижения истины..............................169
Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений ......................171
4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов.................... 173
Эпоха и жизнь Спинозы..................................................................173
Учение о субстанции .......................................................................174
Атрибуты и модусы субстанции.......................................................175
Концепция познания ......................................................................176
Этика Спинозы.................................................................................177
Жизнь и деятельность Лейбница....................................................179
Учение о монадах.............................................................................181
Познание: методы и принципы........................................................182
Заключение....................................................................................... 185
Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени............... 188
1. Европейский мир на исходе Нового времени................................. 189
2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века ............... 192
Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)..................................... 193
Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)...........................................194
Иоганн Вольфганг Гете (1749 - 1832).............................................196
3. Кант - родоначальник немецкой классической философии............... 199
Докритический этап........................................................................200
Критика чистого разума..................................................................202
Критика практического разума......................................................203
Критика способности суждения ....................................................205
Социальная философия...................................................................207
4. Философия Фихте....................................................................... 209
5. Философия Шеллинга................................................................. 213
6. Апогей немецкого идеализма. Гегель.............................................216
Бытие и мышление...........................................................................218
Идея развития...................................................................................219
Философия природы.......................................................................222
Философия Духа...............................................................................223
Философия истории........................................................................225
7. Ученики, последователи, оппоненты.............................................. 227
Гегельянство......................................................................................228
Людвиг Андреас Фейербах (1804- 1872)........................................230
Натурализм.......................................................................................235
Карл Генрик Маркс (1818 - 1883).....................................................236
Неокантианство ................................................................................243
Позитивизм.......................................................................................245
Иррационализм.................................................................................246
Заключение.......................................................................................248
Научные открытия XVIII - XIX ВВ...................................................249
Хронология жизни немецких философов (классический период).....251
Энциклопедия философских наук (по Гегелю) ...............................252
Развитие философских идей во II-й пол. XIX века ........................253
Глава VII. История русской философской мысли ................255
Введение........................................................................................ 255
1. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX - XIII вв.)............... 257
Влияние языческих традиций ..........................................................258
Античные взгляды и византийское православие Руси ..................259
Философские идеи Киевской Руси..................................................260
2. Древнерусская мудрость (XIV-XVII вв.)..................................................263
Формирование идей национального и личного самосознания........264
Еретические движения в духовной жизни Руси............................265
Начало светской мысли как предшественницы русской философии..................267
3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.).... 269
Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия................................................................................270
Утверждение философии как теоретической науки .......................271
Социальная философия декабризма..............................................273
4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.)...... 274
Ортодоксальное направление...........................................................275
Демократическое направление........................................................277
Либеральное направление ...............................................................280
5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.).....282
Спор об уникальности и универсальности русской культуры......283
Демократические теории революционного процесса.....................284
Марксизм и анархизм на русской почве.......................................286
6. «Философия естествознания» в России................................................ 287
Последователи Ломоносова.............................................................288
Русский космизм..............................................................................289
7. XX век в русской философии........................................................291
Философия русского «зарубежья»..................................................292
Советский этап в русской философии ..........................................295
Заключение. Основные черты русской философии............................. 296
Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности ........299
1. Идейные предшественники ...........................................................299
2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития....... 300
3. Отношение к философии, понимание ее предмета......................... 303
4. Логический позитивизм................................................................ 305
5. Семантический позитивизм........................................................... 309
6. Лингвистический анализ............................................................... 312
7. Падение престижа неопозитивизма................................................ 314
8. Постпозитивизм.......................................................................... 316
9. Прагматизм................................................................................ 319
Социальные взгляды прагматистов................................................326
Дальнейшая судьба прагматизма....................................................328
Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века...............................333
1. «Философия жизни».................................................................... 333
Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше ........342
2. Психоанализ З. Фрейда...............................................................342
3. Неофрейдизм..............................................................................347
Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма............354
4. Философия экзистенциализма...................................................... 354
Экзистенциалы человеческого бытия...............................................361
Глава X. Основные проблемы философии
экзистенциализма................................................................. 362
Причины возникновения экзистенциализма,
его разновидности и представители................................................362
Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории.............366
Отношение к познанию и науке. Понимание философии............375
Социальные взгляды экзистенциалистов.......................................380
Попытки реформировать экзистенциализм...................................385
Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии.....389
1. Философские идеи Библии........................................................... 391
Библия о мироздании .....................................................................391
Оценка учеными библейской картины мира.................................393
Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека...........394
Библия о личности ...........................................................................399
Почему человек страдает? ...............................................................400
Свобода воли и предопределение ....................................................402
Библия о смысле жизни................................................................404
2. Нравственные идеи Библии.......................................................... 407
Моисей............................................................................................ 408
Божественное повеление. Выведение израильского народа
из египетского плена.......................................................................409
Нравственное учение Иисуса Христа.............................................420
Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция .....430
1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» - проснуться знаменитым.......... 431
Социально- политическая и экономическая ситуация
в Германии (1900 - 1914) ..................................................................431
От школьного учителя до духовного пророка Германии ...........432
Открытие принципиально новой философии истории ................433
Эволюция политических взглядов Шпенглера.............................435
2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира........ 437
«Прусская идея и социализм» - первое «неморфологическое» произведение Шпенглера........438
Конкретизация Шпенглером своей политической
доктрины........................................................................................... 442
Единство философской и политической концепции
О. Шпенглера...................................................................................445
3. Шпенглер и национал-социализм.................................................. 449
Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП
и причины расхождения с национал-социализмом ......................449
4. Последний период творчества: «Человек и техника»,
«Годы решений» (Германия в опасности)........................................... 453

 

Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет)
История философии
Учебное пособие для вузов
под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова
Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия
«Издательство ПРИОР» МОСКВА 1997
Коллектив авторов: канд. филос. наук, доц. Волкова А.Н. (гл. 3); канд. филос. наук, доц. Горнев В.С (гл. 9); канд. филос. наук, доц. Данильченко Р.Н. (гл. 2, приложение 1); канд. филос. наук, доц. Карулина Т.Б. (приложение II); проф., канд. филос. наук Мапельман В.М. (гл. 6,7); канд. филос. наук, доц. Мехед Т.Г. (гл. I); канд. филос. наук, доц. Полесушкин В.А. (гл. 5); канд. филос. наук, доц. Тархова МА. (гл. 8, 10); ст. преподаватель Тяпкина М.И. (гл. 4).
История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. - 464 с.
ISBN 5-7990-0028-5

В пособии рассматриваются важнейшие этапы развития философского знания. Читатель узнает о наиболее значительных представителях мировой философской мысли, ее основных направлениях и школах. Материал подготовлен преподавателями кафедры философии Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета).
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интересующихся философской проблематикой.
ISBN 5-7990-0028-5
Редактор - А. В. Земцов Корректор - А Г. Буланова Компьютерная верстка - Н. А. Веткина
"Издательство ПРИОР'
109044, Москва, Воронцовский пер., 5/7
Телефон: 248-44-20
Издательская лицензия ЛР № 065184 от 20 05.1997 г.
Подписано в печать 15.12.97. Заказ 894 . Тираж 10 000 экз.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»,
150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.
ISBN 5-7990-0028-5
О Коллектив авторов, 1997
О «Издательство ПРИОР», 1997

Географически «Древний Восток» подразделяется на: Ближний Восток (Вавилон, Шумер, Египет, Ассирия, Палестина); Средний Восток (Индия, Иран, Афганистан); Дальний Восток (Китай, Вьетнам, Корея, Япония).
Хронологически «Древний Восток» определить сложно, поскольку это понятие охватывает грандиозный временной промежуток общечеловеческой истории от середины IV тыс. до н. э. (образование государственности в Египте и Месопотамии) до III в. н. э. (падение Ханьской династии в Китае).1
Древний Восток представляет собой сложный тип цивилизации, для которого характерны следующие общие признаки:
- экономическим основанием является мелиоративное земледелие, при котором земля и вода находятся в собственности государства;
- централизованное устройство государственной власти с развитой бюрократией;
- абсолютную власть государства представляет правитель (фараон, царь, император);
- население находится в полной зависимости от государства; большинство проживает в более или менее замкнутых и разрозненных сельских общинах;
- человек ни объективно, ни субъективно не выделяет себя из природы и общества. Это обстоятельство в наибольшей степени определяет специфику духовной культуры Древнего Востока.
Из четырех основных очагов древневосточных цивилизаций - Египет, Двуречье, Индия и Китай - для истории философии особый интерес представляют два последних.
1 Конец древней истории в Индии совпадает с арабским вторжением на полуостров Индостан - 710 г. н. э.
11

В середине II тыс. до н. э. на земли Северной Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие из Средней Азии, Ирана и Поволжья. Они называли себя ариями (арийцами). Именно арийцы принесли с собой Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает ведовство, знание. Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 гг. до н. э. Они представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении-творении мироздания. В настоящее время известны четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Каждая Веда состоит из четырех частей:.
- самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами) и адресованные прежде всего брахманам, в которых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений;
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.
Число упанишад точно определить невозможно, т. к. их писание продолжалось вплоть до XIX в. Однако наибольшим авторитетом пользуются древние упанишады, среди которых Чхандогья-упанишада, Айтарея-упанишада, Каушитаки-упанишада, Кена-упанишада, Тайттирия-упанишада и др. Упанишадами завершается первый этап индийской философии - ведический.
Второй этап называется эпическим (600 гг. до н. э. - 200 гг. до н. э.) В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Примерно в это же время (VI - V вв. до н. э.) появляются шесть философских школ - даршан, основывающийся на признании священности и богооткровенности Вед: санкхья, вайшешика, ньяя, миманса,
14
йога, веданта. Параллельно возникают и три оппозиционные системы, подвергающие авторитет Вед сомнению: буддизм, джайнизм и чарвака-локаята.
Третий этап древнеиндийской философии связан с написанием сутр (от III в. н. э. до VII в. н. э.). К этому времени накопилась огромная философская литература, возникла настоятельная потребность в ее систематизации и обобщении, что и было сделано в сутрах - кратких суммирующих трактатах.

Рита

В основе индийской философской космологии лежит идея о вечной пульсации Космоса, отождествляющейся с дыханием Брахмы - Бога-творца.
Выдох (бытие) сменяется вдохом (небытие). Как и человек, Космос-Брахма проживает свою жизнь, которая равна 100 космическим годам или 8.640.000.000 земных лет, после чего он умирает и в течение последующих 100 космических лет длится Вечность Небытия (Маха Пралайя). Потом рождается новый Брахма и вновь 100 космических лет длится Вечность Бытия (Маха Манвантара). При этом каждый раз появляется все более совершенная человеческая раса.
В своем развитии каждая человеческая раса неизбежно проходит четыре эпохи (юга), двигаясь по нисходящей от Золотого века до Железного, теряя при этом Красоту, Истину и Добро, постепенно погружаясь во Зло, Ложь и Безобразие. Мы с вами живем в последнюю из четырех юг - Кали-Югу, начавшуюся в полночь с 17 на 18 февраля 3102 г. до н. э. Завершится Кали-юга, как бывало уже много-много раз, уничтожением всего живого в огне и воде. Однако отчаиваться не стоит: до завершения нашей Кали-юга осталось более 425.000 земных лет!
Каждая новая Вселенная образует более высокую ступень совершенства и является лишь этапом в эволюционном развитии мироздания.
Космизм индийской онтологии (учение о бытии и небытии) проявляется в признании существования направленной эволюции всего и вся от природы к духу, проходящей через ряд промежуточных стадий. Этот закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную - к духовному, нравственному совершенству. Весь мир, природа и человечество оказываются в равной степени
15
подчинены закону космической эволюции и порядка - Рита. Применительно к отдельному человеку это выражается в требовании постоянного духовного самосовершенствования. Совершенствуя себя, человек увеличивает степень совершенства Мироздания. Совершая зло, человек не только наносит вред себе, своему эволюционному развитию, но и тормозит развитие общества, природы, Космоса. Безнравственными могут быть не только явное, конкретное деяние человека - поступок, но и злое слово, и скверная мысль. Человеческое Деяние, Слово и Мысль приобретают по закону Риты космический масштаб.

Пракрити, Пуруша,Майя

Представления древних индусов об основах мироздания очень сложны и разнообразны. Тем не менее можно выделить три основных образа-понятия, с помощью которых описывается мир: пракрити, пуруша, майя.
Первоначально мир представляет собой нерасчлененное материальное состояние - пракрити. Пракрити состоит из трех энергий - «гун».
Гуна саттва - легкость, покой, святость, возвышенность, свет.
Гуна раджас - деятельность, борьба, сила.
Гуна тамас - пассивность, массовидность, тучность, ленность, мрак.
В каждом явлении, в каждом предмете происходит борьба этих гун, которая вызывает вещи и явления из непроявленного, нерасчлененного состояния предбытия и переводит их в проявленное, расчлененное состояние бытия.
Пракрити противопоставляется пуруша - чистое сознание. В Ригведе Пуруша - это первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела которого была создана Вселенная и люди. В Упанишадах мифологический смысл этого понятия был заменен философским, и "пуруша" стало означать индивидуализированное духовное начало. Главная задача и предназначение пуруши состоит в том, чтобы осознать свою специфику, несводимость к пракрити.
Истинное «лицо» практрити проявляется в том, чтобы заслонить от пуруши высшую реальность - Брахму. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется, является пуруше, что за ней, пракрити-материей, боль-
16
ше ничего не скрыто. На самом же деле природа бытия всего лишь... сновидение, мираж, майя.
Так впервые в истории философской мысли (задолго до И. Канта) была поставлена великая гносеологическая проблема: различение сущности и иллюзорности, подлинного и неподлинного бытия.

Атман, Манас

 ΛΛΛ     >>>   

Искусство эпохи возрождения жанры периоды возрождения периоды
Мапельман В., Пенькова Е. История философии. Учебное пособие для вузов 2 расслоение
Самым влиятельным философским направлением поздней античности был неоплатонизм плотин
Как зеркало показывает человеку
Мапельман В., Пенькова Е. История философии. Учебное пособие для вузов 10 германия
философии Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о

сайт копирайтеров Евгений