<<< ΛΛΛ >>>
средоточие платоновской философии. И наоборот, всякая филосо-
фия, сосредоточивающаяся на душе, всегда является платонов-
ской.
Средневековый платоник в некотором роде зачарован своей
душой, фактом обладания таковой или, точнее, тем фактом, что
он есть душа. И когда средневековый платоник, следуя завету
Сократа, стремится познать себя, он стремится познать свою душу
и именно в познании своей души обретает блаженство.
Для средневекового платоника душа есть нечто столь возвы-
шенное и совершенное, что, по правде говоря, между ней и всем
остальным в мире нет более общей меры. Так что не к миру и
его познанию, а к душе должно обратиться философу, ибо именно
здесь, в глубинах души, и обретается истина.
Обратись вновь к своей душе, вернись в самые ее глубины —·
таков рецепт Августина. В XI в. эти слова почти буквально вый-
59
дут из-под пера св. Ансельма, а еще двумя столетиями позже их
изречет св. Бонавентура.
Истина обретается в глубинах души — и мы узнаем учение
Платона; но для средневекового платоника истина — это сам бог,
<<< ΛΛΛ >>>
Постольку самим фактом предполагается его дей- ствительное вечное присутствие
Осуществлен-ное движение предполагает изменение места
|