<<< ΛΛΛ >>>
нуть в другом. При такой постановке вопроса (а ведь именно так
представляли себе движение окказионалисты и мутакаллимы25}
нет речи о движении в собственном смысле слова. Осуществлен-
ное движение предполагает изменение места, но оно не тождест-
венно последнему. Еще в меньшей мере движение является им-
пульсом или тенденцией — к тому же это два совершенно различных
понятия. Может иметь место определенная тенденция и в резуль-
тате этой тенденции — некоторый импульс, и, однако, при всем
том не будет движения, как, например, в случае, когда человек
пытается поднять ампутированную руку. В силу тех же причин
движение не является некоторой силой26. Сила, конечно, нужна,
чтобы привести тело в движение; но, как только движение задано
и осуществлено, сила по преимуществу направлена на устранение
мешающих движению препятствий или в случае свободного дви-
жения — движения живых существ — на определение их имма-
нентной и определенной цели. В самом деле, как представляется,
следует строго различать «живые» движения и движения «мерт-
вые», движение-акт и движение-состояние27. Движение, понимае-
мое как акт, с необходимостью имеет начало и конец. В этом слу-
чае оно образует нечто действительно целое, некое единство, орга-
низованное в соответствии со своей целью, некое телеологическое
<<< ΛΛΛ >>>
Как в нашем случае это происходит с обычной силой тяжести Которую в этой истории сыграли часовщики-практи-
|