<<< ΛΛΛ >>>
непрерывном, равномерном и вечном движении небесных сфер31.
В то же время движение не является в собственном смысле слова
некоторым состоянием: это некоторый процесс, поток, становление,
в котором и посредством которого вещи конституируются, актуа-
лизируются, и собственно в нем они-то ? о-веществляются32. Со-
вершенно верно, что бытие есть предел становления, а покой —
цель движения. Однако недвижимый покой полностью актуализо-
вавшегося существа есть нечто совершенно отличное от прочной
и неиссякаемой неподвижности некоторого существа, которое
неспособно к самодвижению; первое есть нечто позитивное, «за-
вершенность и действие», второе — лишь некоторая «утрата» 33,
Следовательно, движение — процесс, становление, изменение —
с онтологической точки зрения располагается между обеими край-
ностями. Это есть бытие всего того, что изменяется, всего того,
чье бытие есть изменение и преобразование и что существует»
лишь изменяясь и преобразовываясь. Известное аристотелевское·
определение движения — «действие существа в возможности и по-
стольку, поскольку оно в возможности»^ (которое Декарт считал
совершенно недоступным пониманию34) —чудесным образом выра-
жает тот факт, что движение есть бытие пли действие всего того,
что не есть бог.
<<< ΛΛΛ >>>
Между тем как главная обязанность натуральной философии делать заключения из явлений
Телесная жидкость Скорости обращения
|