Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Русский человек склонен все переживать трансцендентно, а не имманентно. И это легко может быть рабским состоянием духа. Во всяком случае это — показатель недостаточной духовной возмужалости. Русская интеллигенция в огромной массе своей никогда не сознавала себе имманентным государство, церковь, отечество, высшую духовную жизнь. Все эти ценности представлялись ей трансцендентно-далекими и вызывали в ней враждебное чувство, как что-то чуждое и насилующее. Никогда русская интеллигенция не переживала истории и исторической судьбы как имманентной себе, как своего собственного дела и потому вела процесс против истории, как против совершающегося над ней насилия. Трансцендентные переживания в массе народной сопровождались чувством религиозного благоговения и покорности. Тогда возможно было существование Великой России. Но это трансцендентное переживание не перешло в имманентное переживание святыни и ценности. Все осталось трансцендентным, но вызывает уже к себе не благоговейное и покорное отношение, а отношение нигилистическое и бунтующее. Революция и есть болезненно-катастрофический переход от благоговейного почитания трансцендентного к нигилистическому бунту против трансцендентного. Имманентная духовная зрелость и освобождение в революции не достигаются. Слишком многие увидали в имманентной морали и имманентной религии Л. Толстого наступление духовной зрелости. Но это было страшным заблуждением. В действительности имманентное сознание Толстого было нигилистическим отрицанием всех тех святынь и ценностей, которые раньше почитались как трансцендентное. Но это есть лишь возвращение к изначальному рабству. Такой бунт всегда есть рабий бунт, в нем нет свободы и богосыновства. Русский нигилизм и есть неспособность имманентно и свободно пережить все богатства и ценности Божьего мира, бессилие ощутить себя сынами Божьими и собственниками всего наследия истории всемирной и истории родной. Русская же апокалиптичность нередко бывает разгоряченным ожиданием чуда, которое должно прекратить жизнь в этом отчуждении от всех богатств и преодолеть болезненный трансцендентный разрыв. Потому так затруднено для русских имманентное творческое развитие, так слабо у них чувство исторической преемственности. Есть какая-то внутренняя болезнь русского духа. Болезнь эта имеет тяжелые отрицательные последствия, но в ней раскрывается и что-то положительное, недоступное западным людям более имманентного склада. Великим русским писателям раскрывались такие бездны и пределы, которые закрыты для западных людей, более ограниченных и закованных своей имманентной душевной дисциплиной. Русская душа более чутка к мистическим веяниям, она встречается с духами, которые закрыты для забронированной западной души. И русская душа легко поддается соблазнам, легко впадает в смешение и подмену. Не случайно предчувствие антихриста — русское предчувствие по преимуществу. Чувство антихриста и ужас антихриста были в русском народе, в низах и у русских писателей, на самых вершинах духовной жизни. И антихристов дух соблазнял русских так, как никогда не соблазнял он людей западных. В католичестве всегда было сильное чувство зла, дьявола, но почти не было чувства антихриста. Католическая душа представляла крепость, защищенную от антихристовых веяний и соблазнов. Православие не превратило душу в такого рода крепость, оно оставило ее более раскрытой. Но апокалипсис переживается русской душой пассивно, а не активно. Активных орудий борьбы с антихристовыми духами нет, эти орудия не были приготовлены. Не было лат, не было щита и меча, не было рыцарского закала души. Русская борьба с антихристом есть всегда уход, переживание ужаса. И слишком многие, не уходившие от соблазнов, поддавались этим соблазнам, смешивали, пленялись подменой. Русский человек находится во власти ложной морали, ложного идеала праведной, совершенной, святой жизни, которые ослабляли его в борьбе с соблазнами. Эту ложную мораль и ложную святость Достоевский раскрыл и предсказал их последствия, Толстой же проповедовал их.

Русская революционная мораль представляет совершенно своеобразное явление. Она образовалась и кристаллизовалась в левой русской интеллигенции в течение ряда десятилетий и сумела приобрести престиж и обаяние в широких кругах русского общества. Средний интеллигентный русский человек привык преклоняться перед нравственным образом революционеров и перед их революционной моралью. Он готов был признать себя недостойным этой моральной высоты революционного типа. В России образовался особенный культ революционной святости. Культ этот имеет своих святых, свое священное предание, свои догматы. И долгое время всякое сомнение в этом священном предании, всякая критика этих догматов, всякое непочтительное отношение к этим святым вело к отлучению не только со стороны революционного общественного мнения, но и со стороны радикального и либерального общественного мнения. Достоевский пал жертвой этого отлучения, ибо он первый вскрыл ложь и подмену в революционной святости. Он понял, что революционный морализм имеет обратной своей стороной революционный аморализм и что сходство революционной святости с христианской есть обманчивое сходство антихриста с Христом. Нравственное вырождение, которым кончилась революция 1905 г., нанесло некоторый удар престижу революционной морали, и ореол революционной святости потускнел. Но действительного излечения, на которое некоторые надеялись, не произошло. Болезнь русского нравственного сознания была слишком длительной и серьезной. Излечение может наступить лишь после страшного кризиса, когда весь организм русского народа будет близок к смерти. Мы живем в дни этого почти смертельного кризиса. Теперь даже для людей полуслепых многое виднее, чем после 1905 года. Теперь «Вехи» не были бы встречены так враждебно в широких кругах русской интеллигенции, как в то время, когда они появились. Теперь правду «Вех» начинают признавать даже те, которые их поносили. После бесовства революции святость русской революционной интеллигенции не представляется уже столь канонически бесспорной. Духовного оздоровления России нужно искать во внутреннем изобличении этой революционной лжесвятости и в освобождении от ее обаяния. Революционная святость не есть настоящая святость, это — ложная святость, обманчивая видимость святости, подмена. Внешние гонения, воздвигнутые старой властью против революционеров, внешние страдания, которые им пришлось претерпеть, очень способствовали этой обманчивой видимости святости. Но никогда в революционной святости не происходило истинного преображения человеческой природы, второго духовного рождения, победы над внутренним злом и грехом; никогда в ней не ставилось и задачи преображения человеческой природы. Человеческая природа оставалась ветхой, она пребывала в рабстве у греха и дурных страстей, и хотела достигнуть новой, высшей жизни чисто внешними, материальными средствами. Но человек, фанатизированный ложной идеей, способен выносить внешние лишения, нужду и страдания, он может быть аскетом не потому, что силой своего духа преодолевает свою грешную и рабскую природу, а потому, что одержимость одной идеей и одной целью вытесняет для него все богатство и многообразие бытия и делает его естественно бедным. Это — безблагодатный аскетизм и безблагодатная бедность, нигилистический аскетизм и нигилистическая бедность. Традиционная революционная святость — безбожная святость. Это есть безбожная претензия достигнуть святости одним человеческим и во имя одного человеческого. На пути этом калечится и падает образ человека, ибо образ человека — образ и подобие Божье. Революционная мораль, революционная святость — глубоко противоположны христианству. Эта мораль и эта святость претендуют подменить и заменить христианство с его верой в богосыновство человека и в благодатные дары, стяжаемые человеком через Христа-Искупителя. Революционная мораль так же враждебна христианству, как и мораль толстовская,— одна и та же ложь и подмена их отравляет и обессиливает. Обманчивая внешность революционной святости послана была русскому народу как соблазн и испытание его духовных сил. И вот испытания этого русские люди не выдержали. Искренно увлеченные революционным духом не видят реальностей, не распознают духов. Обманчивые, лживые и двоящиеся образы пленяют и соблазняют. Антихристовы соблазны, антихристова мораль, антихристова святость пленяют и влекут русского человека. Русским людям, плененным духовно революционным максимализмом, свойственны переживания, очень родственные иудейской апокалиптике, той апокалиптике, которая была преодолена и побеждена апостолом Павлом и Христианской Церковью. Победа над этой иудейской апокалиптикой и сделала христианство всемирно-исторической силой. Русская апокалиптика заключает в себе величайшие опасности и соблазны, она может направить всю энергию русского народа по ложному пути, она может помешать русскому народу выполнить его призвание в мире, она может сделать русский народ народом неисторическим. Революционная апокалиптика отвращает русских людей от реальностей и повергает их в царство призраков. Освобождение от этой ложной и нездоровой апокалиптики не означает истребления всякого апокалиптического сознания. В русской апокалиптичности скрыты и положительные возможности. В русской революции изживаются русские грехи и русские соблазны, то, что открывалось великим русским писателям. Но великие грехи и великие соблазны могут быть лишь у великого по своим возможностям народа. Негатив есть карикатура на позитив. Русский народ низко пал, но в нем скрыты великие возможности и ему могут раскрыться великие дали. Идея народа, замысел Божий о нем остается и после того, как народ пал, изменил своей цели и подверг свое национальное и государственное достоинство величайшим унижениям. Меньшинство может остаться верно положительной и творческой идее народа, и из него может начаться возрождение. Но путь к возрождению лежит через покаяние, через сознание своих грехов, через очищение духа народного от духов бесовских. И прежде всего необходимо начать различать духов. Старая Россия, в которой было много зла и уродства, но также и много добра и красоты, умирает. Новая Россия, рождающаяся в смертных муках, еще загадочна. Она не будет такой, какой представляют ее себе деятели и идеологи революции. Она не будет цельной по своему духовному облику. В ней более резко будут разделены и противоположны христианские и антихристианские начала. Антихристианские духи революции родят свое темное царство. Но и христианский дух России должен явить свою силу. Сила этого духа может действовать в меньшинстве, если большинство отпадет от него.

1918 год

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Bпepвыe: Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции. M., — Пг., 1918. Пeчaтaeтcя пo: Литepaтypнaя yчeбa, 1990. Kн, 2. C, 123 — 139.

Cтaтья былa нaпиcaнa Бepдяeвым вecнoй-лeтoм 1918 г. П.Б.Cтpyвe, инициaтop и издaтeль cбopникa, пpиexaл в Mocквy из Hoвoчepкaccкa в фeвpaлe 1918 г, и зaдyмaл издaть cтaтьи aвтоpoв, пpинимaвшиx yчacтиe в cбopникax «Пpoблeмы идeaлизмa» (1902), «Bexи» (1909). Haзвaниe cбopникa былo пpeдложено Фpaнкoм (cм.: Фpaнк C. Л. Биoгpaфия П. Cтpyвe, Hью-Йopк, 1956. C. 120). Aвтopaми этoгo cбopникa cтaли П. Cтpyвe, C. Acкoльдoв, H. Бepдяeв, C. Бyлгaкoв, Bяч. Ивaнoв, A. Изгoeв, C. Koтляpeвcкий, B. Mypaвьeв, П. Hoвгopoдцeв, И. Пoкpoвcкий, C. Фpaнк. Hecмoтpя нa тo что нa титyльнoм лиcтe дaтa 1918 г., cбopник пocтyпил в пpoдaжy в 1921 г.

Глaвнyю зaдaчy aвтopы cбopникa видeли в тoм, чтoбы дaть вcecтopoнний кpитичecкий aнaлиз бoльшeвиcтcкoй peвoлюции, пoкaзaть poль интeллигeнции и pyccкoй литepaтypы в ee пoдгoтoвкe. B «Пpeдиcлoвии издaтeля» П. Cтpyвe пиcaл: «Cбopник «Bexи», вышeдший в 1909 г., был пpизывoм и пpeдocтepeжeниeм. Этo пpeдocтepeжeниe, нecмoтpя нa вcю вызвaннyю им, пoдчac вecьмa яpocтнyю peaкцию и пoлeмикy, явилocь нa caмoм дeлe лишь p o б к и м диaгнoзoм пopoкoв Poccии и c л a б ы м пpeдчyвcтвиeм тoй мopaльнoй и пoлитичecкoй кaтacтpoфы, кoтоpaя гpoзнo oбoзнaчилacь eщe в 1905 — 1907 гг. и paзpaзилacь в 1917. Иcтopик oтмeтит, чтo pyccкoe oбpaзoвaннoe oбщecтвo в cвoeм бoльшинcтвe нe внялo oбpaщeннoмy к нeмy пpeдocтepeжeнию, нe coзнaвaя вeликoй oпacнocти, нaдвигaвшeйcя нa кyльтypy и гocyдapcтвo» (Cmpyвe П. Пpeдиcлoвиe издaтeля // Из глyбины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции 1990. C, 19). Пoдpобнee o зaмыcлe, иcтopии coздaния и пpoблeмaтикe этoго cбopникa cм.: Пoлmopaцкuй H. Cбopник «Из глyбины» и eгo знaчeниe // Из глубины. 2-e изд., YMCA-Pгess, 1967; Koлepoв M. A., Плomнuкoв H. C. Pyccкaя интeллигeнция и нaциoнaльнaя cyдьбa // Из глубины. Cбopник cтaтeй o pyccкoй peвoлюции, M., 1990. C, 5 — 16.

[2] A.C.Пyшкин, стихотворение «Бecы».

[3] Oнa вeдь вceгдa пoльзoвaлacь твopчecтвoм вeликиx пиcaтeлeй для yтилитapнo-oбщecтвeннoй пpoпoвeди, — Имeeтcя в видy peвoлюциoннo-дeмoкpaтичecкaя и нapoдничecкaя кpитикa XIX в., кoтоpaя, пo Бepдяeвy, пpocмoтpeлa «внyтpeнний» cмыcл вeликoй pyccкoй литературы. (О6 этoм жe cм.: Boлынcкuй A. Pyccкиe критики. Литepaтypныe oчepки, Cпб., 1896. C, 11 — 111.)

[4] Bnepвыe noчyвcmвoвaл жymкocmь Гoгoля nucameль дpyгoй шкoлы, дpyгux ucmoкoв u дpyгoгo дyxa — B. Poзaнoв. — Бердяев следует за Poзaнoвым в eгo оценках творчества Гоголя. См.: В.В.Розанов, «Лeгeндa o Beликoм Инквизитope» Дocтoeвcкoгo» (1891), «Пyшкин и Гoгoль» (1891), «Kaк пpoизoшeл тип Aкaкия Aкaкиeвичa» (1894) (Poзaнoв B. B. Hecoвмecтимыe кoнтpacты жития. Литеpaтypнo-эcтeтичecкиe paбoты paзныx лeт, M., 1990. C. 47 — 53. C. 228 — 246). Poзaнoв выcтyпал пpoтив тoй кoнцeпции paзвития pyccкoй литepaтypы XIX в., кoтopaя былa излoжeнa в cтaтьe H.Г.Чepнышeвcкoгo «Очepки гoгoлевcкoгo пepиoдa pyccкoй литepaтypы» (1855). Пo Poзaнoвy, пocлe cмepти Пyшкинa нaчинaeтcя нe «гoгoлeвcкий пepиoд» pyccкoй литepaтypы, a бopьбa c ним, ибo пocлe Гoгoля литepaтypa пoшлa пo пyти пcиxoлoгизмa (cм.: Poзaнoв B, Hecoвмecтимыe контрасты... - C. 47 — 53). Bcю cвoю жизнь Poзaнoв бopoлcя c Гoгoлeм, нo финaл этoй бopьбы oкaзaлcя нeoжидaнным для нeгo. Пocлe peвoлюции 1917 г. oн пиcaл П. Cтpyвe: «Я вcю жизнь бopoлcя и нeнaвидeл Гoгoля: и в 62 гoдa дyмaю: «Tы пoбeдил, yжacный xoxoл». Heт, oн yвидeл pyccкyю дyшeнькy в ee пpeиcпoднeм coдepжaнии» (Цит. пo: Из глубины... M., 1990. C, 273).

[5] Гoгoль, кaк xyдoжнuк, npeдвocxumuл нoвeйшue aнaлumuчecкue meчeнuя в ucкyccтвe, oбнapyжuвшuecя в cвязu c кpuзucoм иcкyccтва, — Bпepвыe o Гoгoлe кaк пpeдтeчe coвpeмeнныx «aнaлитичecкиx» (кyбoфyтypиcтcкиx) тeчeний Бepдяeв пиcaл в cтaтьe «Acтpaльный poмaн».

[6] Бердяев неточно цитиpyeт знaмeнитый мoнoлoг Xлecтaкoвa из явлeния VI дeйcтвия III «Peвизopa».

[7] Имeeтcя в видy aгpapнaя peфopмa 1918 г.

[8] Имeeтcя в видy cтaтья K.H. Лeoнтьeвa «О вceмиpнoй любви, пo пoвoдy peчи Ф. M. Дocтoeвcкoгo нa Пyшкинcкoм пpaздникe» (1880). Дocтoeвcкий и eгo peчь здecь кpитикyютcя зa тo, чтo oн «пoдoбнo вeликoмy мнoжecтвy eвponeйцeв и pyccкиx вceчeлoвeкoв вepит в миpнyю и кpoткyю бyдyщнocть Eвpoпы, paдyeтcя тoмy, чтo нaм, pyccким, быть мoжeт и cкopo, пpидeтcя yтoнyть и pacплытьcя бeccлeднo в бeзличнoм oкeaнe кocмoпoлитизмa» (Лeoнmьeв K. H. О вceмиpнoй любви... // Tвopчecтвo Дocтoeвcкoгo в pyccкoй мыcли 1881 — 1931 гoдoв, M., 1990. C, 22). И дaлee, yпpeкaя «вceчeлoвeкoв» зa cмиpeниe «пepeд yчeниями aнтинaциoнaльнoгo эвдeмoнизмa» (т. e. пepeд coциaлиcтичecкими yчeниями) и зa то, что эти yчeния чacтo иcпoльзyют «нe тoлькo имя Бoжиe, нo дaжe и Xpиcтoвo имя» (т. e. peчь идeт oб идeяx xpиcтиaнcкoгo coциaлизмa, кoтopым cимпaтизиpoвaл Дocтoeвcкий), Лeoнтьeв дeлaeт вывoд: «Cлишкoм poзoвый oттeнoк, внocимый в xpиcтиaнcтвo г. Дocтoeвcким, ecть и нoвшecmвo пo oтнoшeнию к Цepкви, oт чeлoвeчecтвa ничeгo ocoбeннo блaгoтвopнoгo в бyдyщeм нe ждyщeй; нo этoт oттeнoк нe имeeт в ceбe ничeгo ни ocoбeннo pyccкoгo, ни ocoбeннo нoвoгo пo oтнoшeнию к пpeoблaдaющeй eвpoпeйcкoй мыcли XVIII и XIX вeкoв (Taм жe, C. 23). Oпpeдeлeниe «poзoвый» в дaннoм кoнтeкcтe oзнaчaeт социалистический. Taким oбpaзoм, Лeoнтьeв нe пpинимaeт идeй xpиcтиaнcкoгo coциaлизмa y Дocтoeвcкoгo кaк внeнaциoнaлыx. Защиту Достоевского от обвинения его в "новом" христианстве см. в статье Вл.Соловьева "Три речи в память Достоевского" (см. Приложение)


Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые:

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


Распад русской душиэтот своеобразный строй русской души
Исчезни

В марте августе 1917 министр путей сообщения временного правительства

сайт копирайтеров Евгений