Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     

19. Выступление "О существе истины" (1930) вышло первым изданием: Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. Frankfurt a. M.: Klostermann, 1943. Включено в сборник "Путевые знаки". См. Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. // Heidegger M. Wegmarken… S. 85: "Эк-зистирующее, открывающее присутствие правит человеком, причем так изначально, что только оно обеспечивает тому или иному человечеству то отношение к сущему в целом, которое впервые обосновывает и очерчивает всякую историю".

20. Т. е. историография, делающая историю своим материалом кажется возвысившейся над историей, но она обязана своим возникновением историческому сдвигу, выдвинувшему ее на место прежнего мифологического и поэтического осмысления событий.

21. Иррациональное своеволие и рационалистическая скованность оказываются одинаково далеки от исходной свободы.

22. Т. е. свободу впервые дарит "просвет" бытия.

23. Ср. "Наука и осмысление", с. 252.

24. Т. е. будет всесторонне обследовать и не увидит сути; истолкует всеми мыслимыми способами и все же извратит. Говоря, что техническая обработка действительности уводит от ее существа, Хайдеггер близок к тому пониманию опасности, которое одновременно с ним предложил В. Гейзенберг: "При, по-видимому, неограниченном расширении своей материальной мощи человечество оказывается в положении капитана, чей корабль так солидно построен из стали и железа, что магнитная стрелка его компаса указывает уже только на металлическую массу корабля, а не на север. На таком корабле уже невозможно достичь цели; он будет теперь просто ходить по кругу (Heisenberg W. Das Naturbild der heutigen Physik… S. 126).

25. "Впервые в истории человек на нашей планете противостоит лишь сам себе... Мы живем в мире, настолько измененном человеком, что повсюду обращаемся ли мы с аппаратами повседневной жизни, принимаем ли приготовленную машинами пищу или пересекаем преображенный человеком ландшафт, мы снова и снова сталкиваемся со структурами, вызванными к жизни человеком снова и снова встречаем, в известном смысле, лишь сами себя" (Heisenberg W. Das Naturbild… S. 120-121).

26. Диаметральная противоположность тезисов Гейзенбера и Хайдеггера здесь кажущаяся. К мысли Хайдеггера, что в наше время сам человеческий субъект вместе с его отношением к объекту подвергнут опредмечению, подходил и Гейзенберг. "Речь идет уже, собственно, не о картине природы, а о картине наших отношений к природе" (Heisenberg W. Das Naturbild… S. 125). Наоборот, сходство Хайдеггера с Ясперсом, говорящим о превращении общества в "одну большую машину" с человеком в роли сырья, только внешнее: для Ясперса техника - "демоническая сила", невзначай поработившая человека, для Хайдеггера она - истиннейшее обнаружение существа и призвания новоевропейского субъекта.

27. Первые строки гельдерлиновского гимна "Патмос" в его заключительной редакции (1802): "Близок и труден для понимания Бог. Но где опасность, там вырастает и спасительное". Ср. Maler A. Wo aber Gefahr ist, Wдchst das Rettende auch: Zu Hцlderlins Bibeltopik. // Euphorion, 71, 1977.

28. Явление техники возвращает нас к раннему пониманию бытия как имущества. Если в отношении природных вещей еще можно было надеяться, что их бытийную сущность можно извлечь из них путем наблюдения, анализа и обобщения, то пытаться понять сущность техники, наблюдая и изучая, например, устройство авиалайнера, - абсурдное занятие. Здесь необходим подход, идущий от замысла, с каким человек создал и поддерживает свою технику.

29. Wesen ("сущность", "существо") имеет этимологическую связь с Anwesen "владение, крестьянская усадьба", wдhren "пребывать", "длиться", Wдhrung "валюта", gewдhren "осуществлять, ручаться, гарантировать", wahr "истинный, верный".

30. В русском примерно те же соответствия: слово "суть" (с его формами "есмь", "есть") связывается через гипотетическое праславянское *sotь с латинским sonticus "лежащий в основании", готским sunja "истина", древнеиндийским sant, sat "подлинный, правдивый, истинный, сущий"; возможно, к тому же корню относится слово "истина".

31. "Спокойный ход, какой приобрело все это дело, не был ускорен и помолвкой. Обе стороны хотели, чтобы все продолжало осуществляться (fortgewдhren) именно таким образом" (Goethe W. Die Wahlverwandschaften. Leipzig, 1968. S. 209).

32. Техника осталась у новоевропейского субъекта главным или единственным обеспечением его места в бытии. Без техники он прекратил бы свое историческое существование.

33. Желание "овладеть техникой" само входит в орбиту техники. Двигаясь по кругу овладения техникой как инструментом, мысль оказывается частью постава.

34. Интенсивность технического производства, с одной стороны, не оставляет времени для осмысления бытия, с другой - говорит о небывалой в истории захваченности человека истиной бытия, открывшейся в образе науки.

35. "Констелляция" современности определяется близостью двух, казалось бы взаимоисключающих явлений: планетарного технического производства и тайны бытия. Хайдеггер видит в технике путь (через сближение с искусством) к небывалому историческому величию человека. См. "Поворот", с. 256.

"Ум невидим, потому что любовь к нему стала бы безумной, если бы что-либо представило взору его явственный образ... Только красоте выпало на долю это - быть наиболее явственно-сияющей и вызывать наибольшую любовь к себе" (Платон, Федр 250 d).

 <<<     

Только техника носила название техне
Искусства в техническую эпоху
Существо современной техники ставит человека на путь такого раскрытия потаенности

сайт копирайтеров Евгений