Пиши и продавай! |
>
Федоров Н. Избранное"Amor fati" или "Odium fati"?Анатодицея (оправдание добра) Соловьева и теодицея (оправдание Бога) ЛейбницаБессмертие, как привилегия сверхчеловековБесчисленные невольные возвраты или единый, сознательный и добровольный возврат?Блудный сын философииБульварная апология смертиВ чем заключается всеобщий категорический императив?Живое и мертвенное восприятие историиЖизнь как опьянение или как отрезвлениеЖить не для себя, ни для других - отрицание и альтруизма, и эгоизмаЗнание и делоЗначение "поклонения трех царей"Иго КантаИдея всемирно-мещанской истории - 2 статьяИдея всемирно-мещанской истории - 1 статьяИскусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (дейтсвительное воскрешение)Искусство, его смысл и значениеК вопросу о двух разумахК спору о трех РимахК статье "Разоружение"К статье "Философ Черного Царства"К университетской или новофарисейской нравственностиКак возник "Заратуштра"?Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?Кант и евангельское дитя или Сын ЧеловеческийКант и РичльКантизм, как сущность германизмаКланяться или не кланяться?Конец сиротства; безграничное родствоКонец философииКоперниканское искусствоКритицизм как игра или развлечениеЛакейский аристократизмЛожный демократизм КантаМефистофель, как выразитель "светской культуры"Мировая трагедияМоральная казуистика КантаМысли о РичлеМысли об эстетике НицшеМыслитель - "ученый", "слишком ученый", то есть ученый - филистер"Назад к Канту!"Наследие КантаНаука и искусствоНедосказанное в этике "сверхчеловека"Неопределенность мыслей славянофилов об единенииНепорочность физическая и нравственная - непременное условие бессмертияНи эгоизм, ни альтруизм, а родство!Нравственность - не барство и не рабство, а родствоО великом будущем семьи и ничтожном будущем нынешнего "общественного" делаО ГаманеО двух "критиках": городской, мещанской и сельской, крестьянскойО двух нравственностях: тео-антропической и зоо-антропическойО категориях КантаО мировой целесообразностиО начале и конце историиО некоторых мыслях КиреевскогоО неокантианцахО нравственности и мистицизме у НицшеО пределах из "вне" и из "внутри"О РичлеО славянофилах-фарисеях и западниках-саддукеяхО смертностиО соединении двух разумовО философии В. СоловьеваО "чрезмерности" и недостаточности историиО ЯкобиОб идеографическом письмеОб обращении оружия, т.е. орудий истребления, в орудия спасенияОб объединении искусствОдно их противоречий "сынов века сего"Отношение торгово-промышленной "цивилизации" к памятникам прошлогоПлата за цитаты, или великая будущность литературного товара и авторского праваПо поводу взгляда Канта на автономию волиПо поводу книги В. Кожевникова "Философия чувства и веры"По поводу ШопенгауэраПо ту сторону добра и злаПо ту сторону сострадания, или смех сверхчеловекаПозитивистический момент в развитии НицшеПоследний философПоследний философ-"мыслитель"Почему практический разум не исполнил на деле то, что теоретический разум признал неисполнимым в мысли?Практическая философия Лотце, или наука о ценности бытияПризрачная автономияПроизвол - творец учения о невольных возвратахРазоружениеРеформа гегелевской "Логики"Родоначальник славянофиловРождение или воссоздание?Русская история - международная историяСверхчеловек - недоросльСверхчеловечество, как порок и добродетельСвященно-научный милитаризмСмысл и цель всеобщей воинской повинностиСупралегальная задача человека в обществе и в природеСупраморализм и гегелианизмСын, человек и их синтез - Сын ЧеловеческийТворение и воссозданиеТолстой и братское единениеТрагическое и вакхическое у Шопенгауэра и НицшеТри разума и единый разумЧто значит "стать самим собою"?Что такое "интеллигенты", т.е. ходящие новым или нынешним путем?Что такое постулат практического разума?Что такое русско-всемирная и всемирно-русская история?Философия одурманиванияФилософ-чиновникФилософ Черного Царство (новой Германии)Христианство против ницшеанства"Чрезмерность" или недостаточность истории?Школа Ричлианского богословияШляхтич - философ"Я" и "НЕ-Я" с точки зрения философской и человеческой
"Этот своеобразный человек, библиограф и свободный философ, работал в Румянцевском музее. Он создал оригинальное учение, которое считал подлинным христианством. Согласно его учению человек, для того чтобы полностью выполнить волю Божию, должен всемерно развивать науку, научиться в совершенстве управлять всеми природными процессами и в конце концов воскрешать мертвых. Федоровская "философия общего дела" привлекала внимание многих умов в России и на Западе. Его высоко ценили Вл. Соловьев и С. Булгаков. Главная работа Федорова вышла посмертно (он умер в 1904 году), но влияние его было скорее личным, чем литературным. Он покорял людей как обаятельный, необыкновенно отзывчивый человек, смело заглядывающий в будущее мира, которое казалось ему светлым. Сравнение федорианства и философских работ Циолковского убедительно показывает, что создатель ракетной теории был во многом единомышленником и продолжателем "загадочного мыслителя", как называл Федорова Булгаков (См.: Булгаков С. Н. Два града. Т. 2. М., 1911; об отношении Соловьева к Федорову см.: Соловьев Вл. Письма. Т. 2. 19U9. С. 345). "
Должны ли все искусства соединиться в трагедии, как изображении гибели мира, или же все искусства должны соединиться в архитектуре, как проекте мира все погибшее воскрешающего чрез все знания, объединенные в астрономии? Если мир есть воля, то есть похоть, проявляющая себя в поглощении последующим предыдущего, то мир как представление такого трагического поглощения должен стать проектом возвращения жизни предыдущей всеми последующими; иначе сказать: сыны должны вернуть к жизни отцов и тем спасти мир, а не восхищаться трагическою гибелью его. В проективном определении заключаются и мировая воля, и разум, который должен управлять ею; должны заключаться и знание (наука), и искусство для дела обращения мира из бессознательного и бесчувственного в управляемый разумом и чувством. Отсюда легко понять, в чем ошибки Шопенгауэра, Р. Вагнера и их преемника Ницше, соединивших все средства и силы для увлекательного изображения гибели рода человеческого, а не для спасения его от гибели. Если мир как похоть достиг самоопределения, то он не мог остаться созерцанием такого безобразия, каковы смерть и разрушение, а должен был стать проектом воскрешения. Если же мир обрел бы голос (в области музыки) для выражения своих переживаний, то этот голос, эти звуки могли бы быть только жалобою, плачем сынов и в особенности дочерей, обреченных судьбою на поглощение отцов и матерей, - плачем храмовым и внехрамовым. И эта жалоба была бы выражением не похоти опьяняющей; то был бы не гимн вакхического хмеля, а гимн покаянный, отрезвляющий от соблазна, - от греха и падения. Если же в лице сынов мир получил органы действия, то надо признать, что получившие их, но еще не достигшие знания природы рождающей и умерщвляющей, занялись созиданием только подобий существ поглощаемых и поглощающей их силы. Так возникли подобия умерших (скульптура и портретная живопись), подобия неба и земли - памятники и храмы (архитектура). Но в храме уже начался и переход к иному, высшему искусству: храмы были не только подобиями того, что есть, но и проектами того, что должно быть, а именно: не мнимого, а действительного воскресения; храмы, возникшие над прахом отцов, созданные скорбью об утрате их, были и местом мольбы о их возвращении, а вместе - и научения этому сыновнему долгу и делу. Итак, истинное искусство возникает из жалоб, из причитаний дочерей у надмогильных памятников отцов или в самом памятнике-храме. Это создание печалующихся сынов соединяет все искусства в архитектуре, но не как подобии, а как проекте мира, каким он должен быть, то есть новой земли и нового неба, преисполненных силою не разрушающею и умерщвляющею, а воссозидающею. Но для Шопенгауэра и Вагнера мир остался похотью, которая проявляется в брачном пении и пляске; весь мир обратился в обстановку брачного пира. Для Ницше брачное опьянение разрешается трагическою катастрофою: все искусства соединяются в трагедии или музыкальной драме. Драма здесь соединяется с музыкою и танцами на фоне художественного ландшафта, не имея таким образом внутренней связи с живописью и еще менее со скульптурою, хотя сама драма и могла бы быть названа одухотворенною скульптурою. При таком лишь внешнем соединении искусств в музыкальной драме и весь театр, ее вмещающий, остается лишь также внешним вместилищем этого механического сочетания искусств - пологом, распростертым над зрителями или стенами и кровлею для защиты от солнца или непогоды; участия в действии он не принимает, в отличие от того органического объединения, которое все искусства получают в высшем проявлении архитектуры - в храме. Храм зовет все искусства к одухотворению, к оживлению, не к подобию живого и жившего, а к действительному воссозданию жизни (во всей ее полноте, красоте и силе). Искусства также уже стремятся к восстановлению жизни, но в смысле ложном или в степени несовершенной.<<*1>> Так скульптура восстанавливает по нравственной (родственной или сыновней) необходимости то, что скрыто под землею по необходимости физической. Но бывшее и жившее скульптура восстановляет в формах, еще не одолевших слепую, стихийную необходимость, в формах еще мертвых, окоченелых, недвижных. Живопись восстанавливает световую и теневую сторону жившего и его "внешние очертания. Но черты и краски живописи, как и формы скульптуры, неподвижны, ограничены пределами только одного момента; краски "светят, но не греют", и вся "живопись - только очерк, абрис", "опись жизни", бесконечно далекая от живого биения действительности, от самой жизни. Музыка, наоборот, всецело отдается миру внутренних эмоций и переживаний. Но при всей своей задушевности она именно по причине своей бестелесности теряется в неопределенности частностей и в расплывчатости общих настроений. Это нечто действительно задушевное, уже за пределами души, а не в ней самой непосредственно звучащее, это не самые звуки, а лишь отзвуки переживаемого и пережитого, передающиеся искусственными средствами чрез искусственно же устанавливаемую среду. Наконец, драма восстанавливает бывшее и жившее уже не только в пластичной и красочной полноте форм, но и в движении, не подлинном однако, а подложном: она выводит на сцену не "под землею скрытого", не умершего; она только заставляет живущего "лицедея", то есть "лишь по виду деятеля" (по правильному древнерусскому определению), а не настоящего "деятеля" ("актера") надевать маску умершего. Если таким образом ни одно из искусств в их нынешнем несовершенстве не поднимается на высоту задачи воссоздания жившего, а ограничивается одним созданием подражаний жизни, ее подобий, то и соединение таких искусств должно оказаться бесследным и бесплодным, несмотря на все увлечения и надежды вагнерианцев. Если шопенгауэро-вагнеро-ницшеанская философия требует объединения искусств в музыкальной драме, то есть в иллюзии, да и все дело человеческое сводит на иллюзию же, то нельзя не удивляться, что до сих пор на смену этой очевидной нелепости не появилась иная форма объединенного искусства, соединяющая все искусства в архитектуре как подобии мироздания и все знания в астрономии, чтобы через эту художественно-научную силу и само мироздание из храма умерщвления стало бы храмом воскрешения. *1 Напечатанное ниже другим шрифтом восстановлено по разрозненным наброскам и по беседам Николая Федоровича об искусстве (В. А. К.). Волю двух существ создать третье |
|
|
|