Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

АЛХИМИЯ — средневековое учение мировоззренческого, натурфилософского и религиозно-мистического характера. Целью его являлось получение “философского камня” Согласно учению А., философский камень (камень мудрецов, эликсир, тинктура) — особое вещество, якобы способное своим воздействием превращать неблагородные металлы в золото и серебро, возвращать молодость и т. д. Нек-рые алхимики изыскивали способы искусственного изготовления человека (гомункулуса) А выражала нерасчлененное видение процессов земных и космических, живой и неживой природы, природы и об-ва, действий человека и действий вещества. Обретение власти над веществом А не связывала с познанием объективных законов Природы. "Истина” как ключ к желанным превращениям вещества считалась уже данной “свыше”, ее оставалось лишь обрести путем мисти ческих откровений и магических ритуа лов по добыванию философского камня. В специфическом, насыщенном аллегорнями языке А. проявились и элементы художественно-образного отражения мира, природы, деятельности человека. Идейные истоки А коренятся в древн. учениях о стихиях и четырех элементах (огонь, вода, земля, воздух), способных превращаться друг в друга, а также в верованиях восточного происхождения. А. просуществовала более тысячи лет (4—16 вв ). В Зап. Европе была заимствована из Египта и арабо-язычных стран, существовала также в Индии и Китае Среди наиболее ярких представителей А — Альберт Великий, Р Бэкон, Луллий. Поиски философского камня, сопровождающиеся стихийным экспериментированием, привели к открытию важных веществ и материалов (фосфор, нашатырь, фарфор и др.), совершенствованию техники и способов получения металлов, солей, лекарств и т д В 17—18 вв. идеи А были отвергнуты

АЛЬБЕРДИ Хуан Баутиста (1810— 84) — аргентинский государственный деятель, писатель, философ и социолог Его труд “Основы политической организации Аргентинской республики” (1852) лег в основу конституции страны. Своей книгой “Преступление войны” (написана под впечатлением ужасов Парагвайской войны 1864—70) А вошел в историю как страстный обличитель войны и пропагандист мира и братства на земле Он объявил агрессивные войны преступлением, равным уголовному преступлению В его понимании войны сказалось влияние идей Гроция Слабость взглядов А — оценка войны с т. зр. права и христианской морали

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (р между 1193—1207, ум 1280) — нем философ, естествоиспытатель и теолог Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе аверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой философско-теологической системы Кроме чисто философских соч (“Сумма теологии” и др ) А В принадлежат и естественнонаучные трактаты. к-рые наряду с библейскими сказаниями, религиозно фантастическими

легендами включали непосредственные наблюдения над природой.

АЛЬ-КИНДИ (ок 800 — ок. 870) — араб. философ, астролог, математик и врач; получил почетное прозвище “философа арабов”. А.-К. написал комментарии к соч Аристотеля (“Органон” и др.) и ряд трудов по вопросам метафизики. В основу своего мировоззрения А -К. положил идею всеобщей причинной связи, в силу к-рой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяет как в зеркале познать в ней всю вселенную. Ортодоксальные приверженцы Корана смотрели на А.-К. как на еретика. Из многочисленных соч А.-К. сохранились лишь небольшие отрывки.

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. alternus— попеременный) — необходимость выбора одного из двух (или нескольких) взаимно исключающих решений (возможностей); в математической логике — функция-высказывание, в к-ром два аргумента связаны союзом “или” (дизъюнкция).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ (новые социальные) ДВИЖЕНИЯ — совокупность демократических движений, борющихся за мир, защиту окружающей среды, новый образ жизни, равноправие полов, совершенствование системы образования и т. д. Возникли в развитых капиталистических странах в начале 70-х гг Опасность экологического кризиса, угроза термоядерной войны, засилье бюрократии, неспособность традиционных политический партий решить новые социальные проблемы — все это вызвало к жизни многочисленные А д. с новой идеологической направленностью и новыми методами деятельности, к-рые продолжили во многом дело “новых левых” На развитие идеологии А д. оказали влияние концепции “нулевого роста” Римского клуба, теория “нового человека” и “нового об-ва” Фромма, мелкомасштабного производства и “мягкой технологии” Э Шумахера, “экологического материализма” К. Эмери и др. Теоретическим ядром идеологии А д. служит экологическая философия. Суть ее выражается в тезисе, что ресурсы планеты ограниченны, производительные силы не могут развиваться прежними темпами, поэтому необходимы отказ от экспансионизма и создание альтернативной техники и технологии, формирование альтернативной культуры, основанной на новом образе жизни Последний характеризуется такими качествами, как альтруизм, сострадание, милосердие, солидарность. Альтерна-тивисты отказываются от прежних буржуазных ценностей (успех, прибыль, карьера) и моделей поведения (эгоизм, индивидуализм), создают коммуны и обшины, трудовые кооперативы, выступают за гармонизацию отношений между природой и об-вом, стремятся к полному самовыражению личности, усилению влияния индивида на различные сферы об-ва, автономизации личной жизни, открытости людей и об-ва к новым идеям и духовным исканиям, взаимной терпимости и дружбе Выступают против безудержного индустриализма и урбанизма, а в области философии — против вульгарного прогрессизма, технологического детерминизма и техно-кратии В А д., с т. зр политической ориентации, выделяются три осн. направления: “экосоциализм” (О. Флехт-хайм), “зеленый парламентский реформизм” (Э Шумахер) и “зеленый фун-даментализм” (Р Баро). Представители первого направления стремятся к синтезу марксизма и экологизма, ставят проблемы зашиты окружающей среды в центр совр. мышления, отстаивают экологические принципы научно-технического, индустриального и демографического развития “Экосоциалисты” считают, что на базе капиталистического способа производства гармония между человеком и природой принципиально невозможна, что общественное разделение труда и рыночная экономика во ми случаях ведут к отчуждению, техни ка превращается в самостоятельную и плохо управляемую силу, способствующую укреплению авторитарных форм господства “Экореформисты” выступают за “нефункциональное” понимание демократии, новую систему “демократической конкуренции”, рас ширение сферы ответственности граждан по отношению к “самоосознанному воспроизводству жизни”, “возвраще ние к человеку как мере всех вещей”, за децентрализацию об-ва, региональную автономию, развитие плюрализма и оригинальности в каждом индивиде и об-ве в целом “Фундаменталисты” критикуют технократические и сциентист-ские догмы, считая, что необходимо разрушить прежнюю индустриальную систему и создать новую, подчиненную законам развития природы как экосистемы Особое место в рамках экологической философии занимает синергизм (Синергетика) — учение, объединяющее в единое целое социальную экологию, экологию, теорию экосистем и др. Важным направлением философского синергизма является “новый спиритуализм” — течение, провозглашающее идеи духовного единства, гармонии. природного порядка, целостности и др А д. удалось объединиться в ряде стран в политические партии и добиться успехов на выборах А д. объективно являются одной из движущих сил борьбы за мир и социальный прогресс, решение глобальных проблем совр цивилизации

АЛЬТРУИЗМ (лат alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму Термин А введен в философию Контом. положившим принцип А. в основу своей этичес кой системы. Он связывал моральное совершенствование человека с вое питанием в людях чувства А , противопоставляя его эгоизму Отдельные идеи А. развивались в более ран них этических учениях — ранним хрис тианством, Франциском Ассизским (средние века), в новое время — мн просветителями (Юм, А. Смит, Pуc со. Гете и др ) В качестве мораль ного требования, предъявляемого к поведению личности, противостоит эгоизму, т е выдвижению на первый план в поведении индивида моти bob самолюбия, корысти, забвения нужд и интересов др людей Конкретными формами реализации А в по ведении выступают различные виды проявления любви к ближнему — милосердие, благодеяние, филантропия и др

Современный философский словарь включает в себя: основные философские термины, понятия и определения, учения и личности.

A

АМОРАЛИЗМ (греч. а — отрицание и лат. moralis — нравственный), или имморализм,— отрицание всякой морали, сознательный отказ от законов нравственности, стремление стать “по ту сторову добра и зла” (Ницше). В более откровенном виде А. выступает как отрицание именно положительной морали • объяснение антиморального поведения “моральным”. С этим связаны попытки “философского обоснования” крайнего эгоизма, бесчеловечности, презрения к совести и чести, проповедуемых наиболее циничными реакционными идеологами.

АНАКСАГОР из Клазомен (в Малой Азии) (ок. 500—428 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. По обвинению в безбожии был приговорен к смертной казни и спасся, покинув Афины. Признавал бесконечное качественное многообразие бесконечно делимых первичных элементов материи (“семена вещей”), позже названных гомеомериями, из различных сочетаний к-рых образуются все существующие вещи. Движущей силой, обусловливающей соединение и разделение элементарных частиц, считал “нус” (ум), к-рый понимал как легчайшее и тончайшее вещество. Космогония А. объясняет возникновение системы небесных тел нз первичного беспорядочного смешения частиц вещества - в результате их вихреобразного вращения.

АНАКСИМАНДР из Милета (ок. 610 — ок. 540 до и. э.) — древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции раннеиаучного соч. “О природе”, не дошедшего до нас. А. ввел понятие первоначала всего сущего — “архе” (“начало”, “принцип”) и считал таким первоначалом апейрон. В апейроне возникает противоположность горячего н холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо н землю. А. дал первую формулировку закона сохранения материи. По космологической теории А., в центре вселенной находится Земля, имеющая форму плоского цилиндра. Вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное н звездное. А. впервые в истории высказал идею эволюции: человек, подобно др. живым существам, произошел от рыбы.

АНАКСНМЕН из Милета (ок. 588— ок. 525 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Анаксшишдра. По его учению, все сущее происходит из первоматерии — воздуха — и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь, он образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь — превращается в огонь. - Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все: он и душа, н всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. А. учил, что звезды — это огонь, но мы не ощущаем их тепла, т. к. они очень далеки (по Анакснмандру, звезды ближе планет). А. дал близкое к истинному объяснение затмений Солнца и Луны.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (греч. analysis — разложение и synthesis — соединение) — в самом общем значении процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и с. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются па всех его ступенях. В мыслительных операциях А. и с. выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанные с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением н т. д. Логический А. заключается в мысленном расчленении исследуемого объекта на составные части и является методом получения новых знаний. В зависимости от характера исследуемого объекта А. выступает в различных формах. Условием всестороннего познания исследуемого объекта является многогранность его А. Расчленение-целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы позволяет отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. служит классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса. позволяет выделить в нем различные этапы и противоречивые тенденции и т. д.В процессе аналитической деятельности мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия к тождеству и единству. Цель А.— познание частей как элементов сложного целого. Однако А. приводит к выделению сущности, к-рая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. С., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. С. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве. Диалектико-мате-риалистическому пониманию А. и с. противостоит их идеалистическая трактовка как только мыслительных приемов, не связанных с объективным миром и практикой человека, а также метафизическое обособление А. и с., их противопоставление и абсолютизация одного из этих двух процессов. В истории философии противопоставление А. и с. связано с возникновением в естествознании и классической буржуазной политической экономии в 17—18 вв. аналитического метода. Заменив умозрительные конструкции опытным изучением эмпирической действительности, этот метод сыграл в то время прогрессивную роль. Последующее развитие науки показало, что аналитический метод выступает как историческая предпосылка тесно с ним связанного синтетического метода. С т. зр. теоретико-познавательной значимости и тот и др. метод, лишенные односторонности, выступают как взаимообусловленные логические процессы, подчиненные общим требованиям диалектического метода.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — широкое и довольно разнородное течение 20 в., объединяющее различные группировки, направления и отдельных философов, к-рые усматривают задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими. Предполагается, что анализ должен заменить нечеткое выражение проблемы в языке такой формулировкой, к-рая демонстрировала бы действительную суть проблемы. В этом случае проблема может оказаться либо неверно поставленной, “псевдопроблемой”, либо связанной с употреблением тех или иных языковых форм, либо, наконец, не иметь отношения к философии и решаться средствами частных наук. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Англии, отдельные ее представители и группы имелись в Скандинавских странах, Австралии и др. странах. В Англии господствующей формой А. ф. выступила лингвистическая философия. В США А. ф. помимо ряда философов, близких к лингвистической философии, была представлена сторонниками логического эмпиризма (Карнап, Г. Фейгль и др.) и неопрагматизма (В. Куайн, Н. Гудмен, М. Уайт). Существовал также ряд независимых амер. аналитиков, не принадлежавших к к.-л. направлению (У. Селларс и др.). Отрицая мировоззренческий характер философского знания, А. ф. выразила тенденции позитивизма в совр. зап. философии. Для большинства сторонников А. ф. характерно перенесение, центра тяжести на конкретные формы и средства анализа языка. Здесь можно выделить два осн. подхода: 1) конструирование искусственных “модельных” языков с четко фиксированной логической структурой (логический эмпиризм, неопрагматизм, ряд “независимых” аналитиков). Эти исследования опирались на совр. формальную логику; 2) исследование исторически данных естественных языков с целью выявления оттенков и особенностей употребления языковых выражений, к-рое способствовало бы, по мнению сторонников А. ф., лучшему уяснению философских проблем (лингвистическая философия). А. ф. либо сводит философию к метафилософии, т. е. к анализу форм и способов выражения в языке философской проблематики, либо вообще подменяет философию логическими или лингвистическими исследованиями. В настоящее время влияние А. ф. значительно упало и ограничивается, в основном, университетской философией в Великобритании.

АНАЛОГ (греч analogos — соответ ствующии) — термин теории познания, обозначающий идеальный объект (понятие, теорию, метод исследования и т. д.), адекватно отражающий к-л материальный предмет, процесс, закономерность В “Диалектике природы” Энгельс говорит, что для естествознания (слова Энгельса в полной мере относятся и к области социально-исторических наук) диалектика является наиболее важной формой мышления, “ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития .” (Т. 20. С 367) Термином “А ” в совр философской литературе обозначают также материальный объект (включая различные виды материальной практики людей), являющийся реальной основой (оригиналом) к.-л теории, теоретико-познавательного закона или логического правила. Напр., самые общие и обычные отношения вещей составляют объективную основу (А.) суждения, умозаключения и др форм мышления. Нахождением А. устанавливается факт генезиса того или иного идеального явления, что очень важно в борьбе с различными формами идеализма Выяснение же специфики методологического закона, логического правила и т. д предполагает всесторонний анализ их функций в определенной системе знания. Термин “А.” (к-рый относят и к различного рода моделям) конкретизируется при рассмотрении проблем отражения и моделирования (Изоморфизм и гомоморфизм).

АНАЛОГИЯ (греч analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в нек-рых сторонах, качествах, отношениях Умозаключение по А — вывод о наличии определенных признаков на основании фиксации сходства, существующего в нек-рых др. признаках Обычная схема умозаключения по А.: объект В обладает признаками а, b, с, а, е, объект С обладает признаками b, с, а, е; следовательно, объект С, вероятно, обладает признаком а На ранних этапах развития науки А нередко заменяла систематическое наблюдение и экспериментирование,а выводы по А базировались, как правило, на сходстве во внешних и второстепенных признаках На А строилась большая часть натурфилософских концепций вплоть до позднего средневековья, А обосновывалось сходство государства с человеческим организмом, а в эпоху механицизма — организма с часовым механизмом и пр. В ходе дальнейшего развития науки А. теряет значение средства объяснения, однако она продолжает играть важную роль при выдвижении гипотез, как средство уяснения проблемы и направления ее решения Так, Х Гюйгенс на основании А свойств света и звука пришел к выводу о волновой природе света, Дж К Максвелл распространил этот вывод на характеристику электромагнитного поля Рассматриваемая изолированно, А не имеет большой доказательной силы не только потому, что вывод ее всего лишь вероятен, но и потому, что степень этой вероятности может быть небольшой в результате случайного сходства или фиксации несущественных признаков сравниваемых объектов В целях повышения вероятности вывода по А выдвигаются следующие требования: 1) А. должна основываться на существенных признаках и по возможности на большем числе сходных свойств сравниваемых объектов; 2) связь признака, относительно к-рого делается вывод, с обнаруженными в объектах общими признаками должна быть возможно более тесной, 3) А не должна вести к заключению о сходстве объектов во всех признаках, 4) вывод по А. должен дополняться исследованием различий и доказательством того, что эти различия не могут служить основанием отказа от выводов по А В совр науке развитой областью систематического применения А является т наз теория подобия, широко используемая в моделировании Большое распространение в научных исследованиях и практике управления получают аналоговые моделирующие установки, способные создавать электрические аналоги исследуемых процессов, математическое моделирование процессов

АНАЛОГИЯ БЫТИЯ (лат. analogia entis) — центральное методологическое понятие в католической философии (Неотомизм, Схоластика, Томизм, Фома Аквинский). А. б. означает, что всякое сущее (материальный предмет или явление, идея) сходно с др. сущим и одновременно отлично от него. По этому принципу возводится иерархическая лестница бытия. Поскольку первичным, определяющим в А. б. считается сходство, единство, постольку причиной, первоисточником качественного многообразия бытия, согласно схоластической метафизике (Фома Ак-вииский, в 20 в.—Э. Пшивара и др.), может быть только внешняя, сверхприродная сила, бог, в к-ром совпадают все различия. Т. обр., в понятии А. б. абсолютизируются тождество, сходство предметов и явлений, а их качественные различия сводятся к количественным. Это понятие было введено в средневековой схоластике. Нынешние схоласты объявляют А. б. антиподом диалектического единства противоположностей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философский словарь 9 философии
Эти философы доказывали вечность мира
Укрепить верующего человека в его вере

сайт копирайтеров Евгений