<<< ΛΛΛ >>>
две причины: телесную иллюзию, идущую от иллюзии неограниченности удовольствий,
которая создает в нашей душе идею об их бесконечной длительности; затем -
иллюзию бессмертия души, делающую нас беззащитными перед вечными муками, которые
возможны после смерти20. Эти две иллюзии связаны друг с другом: страх вечных мук
и чисто естественная установка на неограниченность желаний. Нужно искать Сизифа
и Тития на нашей земле; дело в том, что "здесь, внизу, жизнь глупцов становится
настоящим адом"21. Эпикур приходит к тому, что если несправедливость - зло, если
алчность, жажда власти, даже распутство - зло, то это лишь потому, что они
напоминают нам об идее наказания, которое может настигнуть нас каждую минуту22.
Быть открытым и беззащитным от душевных тревог - чисто человеческая установка,
или плод этой двойной иллюзии: "Сегодня не существует никакого способа, нет
никакой возможности сопротивляться, так как нужно бояться этих вечных мук после
смерти"23. Вот почему религиозный человек двухаспектен: алчность и ужас перед
наказанием - странная смесь, рождающая преступления. Душевная тревога происходит
также из страха смерти: когда мы еще живы и никогда не испытывали смерти,
трепещем от осознания, что это когда-нибудь произойдет.
Какова причина этого страха, этой иллюзии? Лукрецию приходится дать объяснение
этого факта, которое основывается на симулякрах, или в более общем смысле, на
<<< ΛΛΛ >>>
Наш мир распределяет свои элементы таким способом соответствии сходство Неустойчивые оболочки осколки согласно Делез Ж. Лукреций и натурализм современной философии 13 преодоления Синтез движения
|