Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник

Глава I. Из истории социальной философии
§ 1. Социальная философия до XIX века: Основные вехи философского познания природы общества и законов его развития
§ 2. XIX век — время конституирования социальной философии
§ 3. Парадоксы развития социальной философии в XX веке

Раздел I
ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Глава II. Материально-производственная сфера общества
§ 1. Философские аспекты труда. К. Маркс о труде вообще
§ 2. Труд как общественное явление
§ 3. Производительные силы и производственные отношения как факторы развития общественного субъекта труда
§ 4. Частная собственность. Некоторые общеметодологические проблемы
§ 5. Диалектика необходимости и свободы общественного труда
§ 6. Реалии XX века
§ 7. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе II

Глава III. Социальная сфера жизни общества
§ 1. Социальная общность
§ 2. Элементы социальной структуры общества
§ 3. Человек в мире социальных общностей
§ 4. Целостность и взаимосвязь социальной жизни общества
§ 5. Историческое развитие социальных общностей
§ 6. Реалии XX века. Социально-диффузное общество западной цивилизации
§ 7. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе III

Глава IV. Политическая сфера жизни общества
§ 1. Сущность и контуры политической сферы
§ 2. Некоторые составные элементы политической сферы общества
§ 3. Человек и государство
§ 4. Единство и целостность политической сферы общества
§ 5. Реалии XX века
§ 6. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе IV

Глава V. Духовная жизнь общества
§ 1. Общественное сознание. Многокачественность общественного сознания, его структура, основные элементы, исходные принципы анализа
§ 2. Духовная сфера жизни общества
§ 3. Реалии XX века. Общество как идеолого-герменевтическая реальность
§ 4. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе V

Раздел II
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЛЬНОГО БЫТИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
Глава VI. Структура общества
§ 1. «Элементарные частицы» общества
§ 2. Системно-структурные связи основных сфер общественной жизни
§ 3. Некоторые тенденции основных сфер общественной жизни
§ 4. Общественно-экономическая формация как целостность общественного организма
§ 5. Историческое развитие структуры общества
§ 6. Реалии XX века. Партийно-государственный абсолютизм1
§ 7. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе VI

Глава VII. Общество как исторический процесс
§ 1. Объективность, всемирность, смысл человеческой истории
§ 2. Развитие человеческой индивидуальности как внутреннее устремление истории
§ 3. Формационные ступени человеческой истории
§ 4. Некоторые особенности формационных этапов развития общества
§ 5. Логика истории и исторический процесс
§ 6. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе VII

Глава VIII. Движущие силы развития общества
§ 1. О понятии «движущие силы развития общества»
§ 2. Действующие лица истории
§ 3. Личность как движущая сила общественной жизни, как субъект истории
§ 4. Реалии XX века. Классовый враг и борьба с ним как имманентное состояние и важнейшее средство самоутверждения партийно-государственного абсолютизма
Приложение к главе VIII

Раздел III
ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНЫЙ МИР
Глава IX. Общество как природный мир
§ 1. Природная сущность первичных элементов общества
§ 2. Природное в различных сферах общественной жизни
§ 3. Диалектика общества и природы: внешний аспект
§ 4. Диалектика общества и природы: внутренний аспект
§ 5. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе IX

Глава Х. Общество как мир культуры
§ 1. Основные методологические предпосылки анализа сущности культуры и ее определение
§ 2. Культура в социально-историческом контексте общественной жизни
§ 3. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе X

Глава XI. Общество как творение человека. Начала социально-философской антропологии
§ 1. Диалектика абстрактно-всеобщего человека и общества
§ 2. Диалектика конкретно-единичного человека и общества
§ 3. Духовность человека как сфера его сущности
§ 4. Человек и общество
§ 5. Из истории социально-философской мысли. Фрагменты
Приложение к главе XI

Глава XII. Системный характер социальной философии
§ 1. Системность социальной философии — объективная тенденция ее развития
§ 2. Бинарность социальной философии и две стороны системной сущности
§ 3. Общесоциологические аспекты социальной философии
§ 4. Философские аспекты социальной философии

Глава XIII. Мир в XX веке
§ 1. Глобализация современного мира
§ 2. XX век — век социально-антропологической напряженности
§ 3. Социализация общества — глобальная тенденция XX века
§ 4. XX век как обретение всесторонности социально-исторического опыта человечества
Приложение к главе XIII

OCR: Ихтик (г. Уфа)
http://ihtik.da.ru

Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. — Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
ISBN 5-8183-0072-2
ББК 87.6
Б24

Рецензенты:
доктор философских наук, профессор К. X. Момджан;
доктор философских наук, профессор Е. М. Пеньков

Учебник В.С. Барулина «Социальная философия» вышел первым изданием в 1993 г. и широко используется студентами, аспирантами, преподавателями философии. В настоящее издание включены новые разделы о собственности, государстве, духовности человека и некоторые другие. Особое внимание уделено социально-философскому анализу актуальных проблем современности.

Барулин Владимир Семенович — доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, известный специалист в области социальной философии, социально-философской антропологии. С 1954 г. работал преподавателем в вузах Сибири, Москвы. Свыше двадцати лет заведовал кафедрами философии, в том числе в МГУ им. М. В. Ломоносова. Автор свыше 150 публикаций, среди которых 11 монографий, в частности «Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма» (М., 1970), «Соотношение материального и идеального в обществе» (М., 1977), «Диалектика сфер общественной жизни» (М., 1982), «Исторический материализм. Современные тенденции развития» (М., 1986), «Социальная жизнь общества. Вопросы методологии» (М., 1987), «Социальная философия» части I, II (М., 1993), «Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии» (М., 1994). Ряд работ профессора В. С. Барулина опубликован за рубежом.

Справедливо говорят о том, что человечество не знает своего будущего, не может описать, что ждет его завтра! Из этой очевидной истины делают как бы бесспорный вывод, что уж о прошлом-то известно все или почти все. Неизвестность будущего как бы противопоставляется известности настоящего и прошлого. На самом же деле это не совсем так. Конечно, в экзистенциальном смысле прошлое известно, а будущее нет. Но если речь идет о тенденциях прошлого, его законах, то оно может быть не менее туманным и непредсказуемым, чем будущее. История социальной философии — это также одна из «неизвестностей» духовного прошлого, которое еще предстоит познать, теоретически реконструировать и ввести в научный оборот. Путь к этой реконструкции непрост. Попытка выделить контуры истории социальной философии, естественно, предполагает наличие хотя бы общего представления о том, что собственно представляет собой социальная философия.

Мы полагаем, что предметная область социальной философии может быть выявлена, исходя из двух позиций.

Первую позицию можно охарактеризовать как философское рассмотрение общества. Это означает, что общество изучается не только как некая всеобщая целостность, в своей всеобщеисторической эволюции, а именно в контексте постановки, развития, решения определенных философских проблем. Можно сказать, что социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека [1].

1 «Проблема социальной философии — вопрос, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает» (Франк C.Л. Духовые основы общества Введение в социальную философию. Париж, 1930. С. 112).

Вторую позицию можно охарактеризовать как своеобразное общественное рассмотрение философии. Иначе говоря, это область социального обоснования философских проблем. Вполне понятно, что обе позиции — от философии к обществу и от общества к философии — тесно взаимопереплетены, а нередко и просто сливаются друг с другом. Тем не менее их теоретико-методологическое разведение полезно, ибо позволяет более рельефно вычленить и осмыслить определенные тенденции исторического развития социальной философии.

Если же говорить о своеобразном стержне, который объединяет проблематику социальной философии во всех ее позициях, то это, на наш взгляд, — философское рассмотрение отношений человека и общества во всей их сложности и многозначности. Это рассмотрение общественного бытия человека.

Но если согласиться с тем, что философское рассмотрение человека в его отношении к обществу является основной проблемой социальной философии, если учесть, что человек всегда и везде входил в орбиту размышлений любого философа и при этом человек, естественно, всегда и везде оставался общественным человеком, то нетрудно сделать вывод, что в любой философской системе присутствовали мотивы социальной философии. Эти мотивы могли быть более или менее развитыми, более или менее эксплицированными — амплитуда колебаний в этих отношениях огромна, — но они всегда были и есть в любом философском творчестве. В этом смысле можно сказать, что всякая философия — это социальная философия, что несоциальной философии просто нет и быть не может. Отсюда следует, что эволюция социальной философии началась не с какого-то этапа философского развития человечества, а именно там и тогда, где и когда началась и сама философия.

Разумеется, сказанное не означает ни растворения социальной философии в общем потоке философской культуры, ни отождествления этого потока с социальной философией. Социально-философские мотивы при всей их органичной вплетенности в общий контекст философской рефлексии все же устремлены к своим проблемам. И по мере философской эволюции, обогащения круга проблем, роста методологически-категориальной вооруженности социально-философская проблематика проявлялась все более рельефно, завершившись на определенном этапе кристаллизацией в специфическую область социально-философского знания.

Но независимо от того, насколько вычленялась собственно социально-философская проблематика, это свидетельствовало о том, что почва для истории социальной философии — это вся история мировой философской культуры.

История социальной философии включает в себя философское творчество многих, весьма разных мыслителей, несущее на себе ярко выраженную печать соответствующих эпох, регионов, стран, социальных культур. Понятно, что вычленение какой-то тенденции развития социальной философии, как ни обоснованна сама эта тенденция, всегда условно. Это вычленение содержит риск определенной нивелировки, может быть, самого ценного в социально-философской культуре — неповторимой индивидуальности каждого мыслителя прошлого. Мыслители, справедливо воспринимаемые как люди богатой и неповторимой духовной жизни, титаны мысли и духа, будучи «встроенными» в какую-либо тенденцию, тускнеют и выступают как абстрактные звенья чисто духовного процесса. Понимая неизбежность возможных схематизации, мы все же попытаемся выделить некоторые вехи истории социальной философии до XIX в.

Развитие философского понимания природы общества и его структуры. Придерживаясь определенной традиции и опираясь на достигнутый уровень знания, мы полагаем, что стартовой позицией для размышления об обществе является классическая греческая философия.

В древнегреческой философии нас особо интересуют имена Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (384—322 до н.э.), именно в их творчестве наиболее отчетливо выразился сам подход к проблемам общества, определивший на многие века контуры познания этой области.

 ΛΛΛ     >>>   

Ликвидация частной собственности в россии открыла дорогу утверждению собственности общественной

Как тот же человек
Не особенности формационных этапов развития обществапервобытность
Специфику категории общественное сознание среди всех категорий
Балашов Л. Философия

сайт копирайтеров Евгений