Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Адорно Т. Негативная диалектика

Предисловие автора.......................................................... 10

Введение.................................................................................. 13
О возможности философии............................................... 13
Диалектика – это не точка зрения..................................... 14
Реальность и диалектика.................................................... 16
Интересы философии......................................................... 17
Антагонистическое целое.................................................. 19
Понятие расколдовано........................................................ 20
"Бесконечность".................................................................. 22
Спекулятивный момент...................................................... 24
Изложение – изображение................................................. 26
Отношение к системе......................................................... 28
Идеализм как ярость........................................................... 30
Двойственный характер системы...................................... 32
Антиномично системе........................................................ 33
Аргумент и опыт................................................................. 35
Головокружительное.......................................................... 38
Хрупкость истинного......................................................... 39
Против релятивизма........................................................... 42
Диалектика и устойчивое................................................... 44
Привилегия опыта.............................................................. 46
Качественный момент рациональности............................ 48
Качество и индивид............................................................ 50
Содержательность и метод................................................ 52
Экзистенциализм................................................................ 54
Вещь, язык, история........................................................... 56
Традиция и познание.......................................................... 57
Реторика............................................................................... 59

Часть первая. Отношение к онтологии........................ 61

I. Онтологическая потребность.................................. 63
Вопрос и ответ.................................................................... 63
Свойство аффирмативности.............................................. 66
Безвластие субъекта............................................................ 68
Бытие, субъект, объект........................................................ 69
Онтологический объективизм........................................... 71
Разочарованная потребность............................................. 72
"Дефицит выгоды".............................................................. 76
Ничейная земля................................................................... 77
Вещественность, которой не повезло............................... 78
О категориальном созерцании........................................... 79
Бытие ###.......................................................................... 82
"Смысл бытия".................................................................... 83
Онтологически подчинено................................................. 85
Протест против овеществления......................................... 87
Потребность не истинна.................................................... 89
Слабость и опора................................................................ 90

II. Бытие и существование............................................ 93
Об имманентной критике онтологии................................ 93
Copula................................................................................... 96
Нет – трансценденции бытия............................................. 99
Выразить невыразимое...................................................... 102
Детский вопрос................................................................... 104
Вопрос о бытии................................................................... 105
Volte...................................................................................... 108
Мифология бытия............................................................... 11О
Онтологизация онтического.............................................. 111
Функция понятия экзистенции.......................................... 114
"Dasein в отношении к себе рнтологично"....................... 116
Номиналистический аспект............................................... 117
Экзистенция авторитарна................................................... 118
"Историчность"................................................................... 119

Часть вторая. Негативная диалектика: понятие и категории................... 123

Неустранимость нечто........................................................ 125
Принуждение к содержательному..................................... 126
"Метафизика потайного оконца"...................................... 128
Не нужно гипостазировать непротиворечивость............. 130
Отношение к левому гегельянству.................................... 132
"Логика распада"................................................................ 133
Диалектика тождества........................................................ 135
Саморефлексия мышления................................................ 137
Объективность противоречия.............................................. 140
Начало и исток понятия..................................................... 141
Синтез.................................................................................. 143
Критика позитивного отрицания....................................... 145
И единичное не есть последнее......................................... 148
Констелляция...................................................................... 149
Констелляция в науке......................................................... 150
Сущность и явление........................................................... 153
Опосредование объективностью....................................... 156
Особенность и особенное.................................................. 158
О диалектике субъекта-объекта......................................... 159
Переворачивание субъективной редукции....................... 161
Об интерпретации трансцендентального......................... 163
"Трансцендентальная видимость".................................... 165
Преимущество объекта...................................................... 167
Объект не есть данность.................................................... 170
Объективность и овеществление...................................... 173
Переход к материализму.................................................... 175
Материализм и непосредственность................................. 177
Диалектика – это не социология знания........................... 179
О понятии "Дух"................................................................. 180
Чистая деятельность и генезис.......................................... 182
Страдание – это физическое.............................................. 184
Материализм без икон........................................................ 185

Часть третья. Модели...........................................................189

I. Свобода (о метакритике практического разума)..................191
"Проблема видимости"...................................................... 191
Интересы, как они разделены относительно свободы .... 193
Свобода, детерминизм, тождество.................................... 195
Свобода и организованное общество............................... 196
Импульс пред-Я...................................................................200
Experimenta crusis................................................................201
О том, что добавляется.......................................................204
Фикция позитивной свободы.............................................208
Несвобода мысли................................................................210
"Формализм".......................................................................212
Воля как вещь......................................................................214
Объективность антиномии.................................................215
Диалектическое определение воли...................................217
Kontemplation......................................................................220
Структура третьей антиномии...........................................221
Понятие причинности у Канта..........................................223
В защиту порядка................................................................225
Способ доказательства в антитетике.................................227
Моменты онтического и моменты идеального................230
Учение о свободе репрессивно..........................................234
Самопознание свободы и несвободы................................236
О кризисе причинности.....................................................239
Причинность как заклятие.................................................242
Разум, я, сверх-я..................................................................244
Потенциал свободы............................................................247
Против персонализма.........................................................248
Деперсонализация и экзистенциальная онтология..........251
Всеобщее и индивид в моральной философии................253
О степени свободы..............................................................256
Интеллигибельность по Канту...........................................258
Интеллигибельное и единство сознания..........................262
Истина учения об интеллигибельном...............................267

II. Мировой дух и естественная история (экскурс к Гегелю)..............270
Тенденция и факт................................................................270
О конструкции мирового духа...........................................272
"Вместе с мировым духом"...............................................274
О высвобождении производительных сил.......................276
Дух группы и господство...................................................277
Право и справедливость.....................................................279
Завеса индивидуальности..................................................280
Динамика всеобщего и особенного...................................281
Дух как общественная тотальность..................................282
Антагонистический разум истории...................................284
Всеобщая история...............................................................286
Антагонизм случаен?.......................................................... 288
Гегелевский мировой дух: над мирским и светским.......290
Гегель встает на сторону общего.......................................292
Рецидив платонизма...........................................................294
Время теряет свою временность.......................................296
Крушение диалектики у Гегеля.........................................299
"Дух народа": функции понятия........................................302
"Дух народа" – это устарело..............................................304
Индивидуальность и история............................................305
Проклятие............................................................................307
Заколдованная регрессия...................................................310
Субъект и индивид..............................................................312
Диалектика и психология...................................................313
"Естественная история".....................................................316
История и метафизика........................................................320

III. Размышления о метафизике................................322
После Освенцима................................................................322
Метафизика и культура......................................................325
Умереть сегодня..................................................................328
Счастье и напрасное ожидание.........................................333
"Нигилизм"..........................................................................335
Отречение Канта.................................................................340
Стремление к спасению и [его] механизм........................343
Mundus intelligibilis.............................................................347
Нейтрализация.................................................................... 350
"Просто сравнение"............................................................354
Видимость другого.............................................................357
Саморефлексия диалектики...............................................360

Примечания..........................................................................363


Адорно Т. В.
A 32 Негативная диалектика. – М.: Научный мир, 2003.

Теодор Визенгрундт Адорно (1903-1969) – один из самых известных в XX веке немецкий философ и социолог леворадикальной ориентации. Его философские воззрения сложились на пересечении аргументов неогегельянства, авангардистской критики культуры, концептуального неприятия технократической рациональности и тоталитарного мышления. Сам Адорно считал "Негативную диалектику" своим главным трудом. Философия истории представлена в этой работе как методология всеобщего отрицания, диалектика -как деструкция всего данного. Новая волна популярности идей Адорно связана с ростом влияния радикальной антиглобалистской оппозиции. Вниманию читателей предлагается первый русский перевод текста "Негативной диалектики".
Над текстом "Негативной диалектики" Т.Адорно работал с 1959 по 1966 гг. Ядро книги составили три лекции, прочитанные им весной 1961 г. в College de France в Париже. Из первых двух лекций (их структура осталась без изменений) сложилась первая часть книги; третья, существенно переработанная и дополненная, стала основой для второй части. Многие фрагменты текста датируются значительно более ранними сроками: первые наброски главы о свободе относятся к 1937 г., мотивы фрагмента "Мировой дух и всемирная история" заимствованы из доклада, который Адорно сделал в 1932 г. в местном отделении Кантовского общества. Идея логики распада является, по-видимому, одной из самых ранних в философской концепции автора; вероятно, ее истоки оформились уже в ученические годы Адорно.

Theodor W. Adorno
NEGATIVE DIALEKTIK

Frankfurt am Main
Suhrkamp Verlag
1966

Теодор В. Адорно
НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА

Москва
Научный мир
2003

Издание выпущено при поддержке Института "Открытое обществ" (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта "Пушкинская библиотека"

This edition is published with the support of the Open Society Institute within the framework of "Pushkin Library" megaproject

Редакционный совет серии "Университетская библиотека":
Н.С. Автономова, Т.А. Алексеева, М.Л. Андреев, В.И. Бахмин. М.А. Веденяпина, Е.Ю. Гениева, Ю.А. Кимелев, А.Я. Ливергант, Б.Г. Капустин, Ф. Пинтер, А.В. Полетаев, И.М. Савельева, Л.П. Репина, A.M. Руткевич, А.Ф. Филиппов

"University library " Editorial Council:
Natalia Avtonomova,Tatiana Alekseeva, Mikhail Andreev. Vyacheslav Bakhmin, Maria Vedeniapina, Ekaterina Genieva, Yur'i Kimelev, Alexander Livergant, Boris Kapustin, Frances Pinter, Andrei Poletayev, Irina Savelieva, Lonna Repina, Alexei Rutkevich, Alexander Filippov

ББК 87.2
А 32

Перевод с немецкого – Е.Л.Петренко
По проекту "УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА"
ISBN 5-89176-191-2
© Е.Л.Петренко, перевод на русский язык, 2003.
© Научный мир, 2003.

библиотека философии Гумер - Адорно Т. Негативная диалектика

Адорно Т. Негативная диалектика

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Дефиниция "негативная диалектика" – погрешность относительно традиции. Уже Платону диалектика виделась как способ конституирования негативного посредством мышления отрицания; позднее эта функция была четко обозначена в фигуре отрицания отрицания. В моей книге хотелось бы освободить диалектику от такого рода аффирмативных сущностей, но и не оставить ей в наследство ничего от определенности. Развернуть смысл парадоксального названия "Негативная диалектика" – одна из многих интенций труда.

Тому нечто, которое в соответствии с господствующей в философии установкой является основой и основанием, автор дает развернутую характеристику только после того, как сформулирован вывод, сделанный им очень давно. Исходный пункт: нечто возвышается над определенным основанием. Такая позиция инициирует в равной мере как критику понятия основы и основания, так и критику идеи содержательного мышления. Движение этого нечто улавливается только в процессе его самосознания. В соответствии с действующими и сегодня правилами игры такое движение нуждается в существовании вторичного и обусловленного по отношению к духу.

Данностью для автора является не только методология материальной деятельности: согласно теории негативной диалектики существует разрыв между материально-предметной деятельностью и негативной диалектикой. Хотя этот разрыв, как и обусловленные им отсылки к мышлению, доступны рассмотрения и подвластны анализу. Такой опыт, скорее, узаконен, чем обоснован. По возможности, автор раскрывает свои карты; а это нечто совсем другое, чем просто игра.

11

В 1937 году В.Беньямин, прочитав фрагменты "Метакритики теории познания" – работы, которую автор только-только завершил (он познакомился с публикацией последней главы), высказался в том смысле, что следует целенаправленно и последовательно преодолевать границы ледняков абстракции; что важно, так это достичь конкретного философствования, придти к нему. Негативная диалектика рисует этот путь только в ретроспекции. В современной философии конкретизация по большей мере превращается в обман. Абстрактный текст, напротив, призван служить разъяснением для авторской мысли. Если в эстетических спорах юности речь шла об антидраме и антигероях, то негативную диалектику, весьма далекую от любых эстетических тем и мотивов, можно было бы назвать антисистемой. Последовательно используя логические приемы, негативная диалектика рассматривает вместо принципа тождества и всевластия возвышающегося над миром понятия идею того нечто, которое избежало заклятия и чар единства. С того самого момента, как автор доверился собственным духовным импульсам и побуждениям, он видел свою задачу в том, чтобы силами самого субъекта разрушить иллюзию конститутивной субъективности. Однако в равной степени он хотел избежать необходимости решать эту проблему. Одним из определяющих мотивов стало стремление выйти за рамки официального различения чистой философии и предметного или формально-научного.

Введение [книги] раскрывает понятие философского опыта. Размышления первой части отталкиваются от уровня господствующей в Германии онтологии. Сама онтология не рассматривается сквозь призму иерархических оценок, но интерпретируется и критикуется имманентно, исходя из сознания потребности в онтологии – потребности в известном смысле проблематичной. Отталкиваясь от полученных результатов, в тексте второй части осуществляется переход к идее негативной диалектики и вопросу об отношении к отдельным категориям, которые негативная диалектика не только обосновывает, но и качественно видоизменяет. Третья часть представляет собой изложение и характеристику моделей негативной диалектики. Эти модели не являются примерами, они ничего не иллюстрируют, не проясняют всеобщих рассуждений. Вводя в предметное и вещное, модели негативной диалектики оправдывают и узаконивают содержательную интенцию того, что в силу необходимости обычно характеризовалось как рассмотренное в своей всеобщности – характеризовалось в противоположность использованию этого нечто в качестве примера в себе тождественного, этот пример когда-то привел Платон, а с тех пор его постоянно повторяет любая философия. Если модели негативной диалектики призваны прояснить, чем же в действительности является негативная диалектика и в соответствии с ее понятием ввести негативную диалектику в сферу реального, то эти модели, ничем не напоминающие примеры и методы иллюстрации, превращаются в ключевые понятия философских дисциплин для того, чтобы постичь их в сущности. Для философии морали эту задачу в состоянии реализовать диалектика свободы; модель "мировой дух и естественная история" – для истории; последняя глава практически вслепую нащупывает круг метафизических вопросов в русле коперниковского переворота в философии, как он совершается средствами критической саморефлексии.

12

Ульрих Зонненманн работает над книгой, которая будет называться "Негативная антропология". Ни он, ни автор "Негативной диалектики" пока еще ничего не могут сказать о возможных совпадениях позиций. Такое совпадение свидетельствует всего лишь о потребности в самом предмете.

 ΛΛΛ     >>>   

Негативная диалектика понятие
философии Адорно Т. Негативная диалектика

сайт копирайтеров Евгений