Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Описывая затем учение и, главное, жизнь Сократа, Эпикура, Диогена, Кант подчеркивает, что древние требовали от своих философов, чтобы они жили так, как учили:

1 Kant. Vorlesungen tiber die philosophische Encyclopadie. — Kants gesammelte Schriften, XXIX. Berlin (Akademie), 1980, S. 8.

2 Kant. Vorlesungen... S. 8.

3 Ibid., S. 8.

4 Ibid., S. 9.

“Когда же начнешь ты жить добродетельно ?” — говорил Платон одному старику, который рассказал ему, что слушает лекции о добродетели. Ведь нельзя все время заниматься умозрением: надо когда-то подумать и о применении его на практике. Но сегодня принимают за мечтателя того, кто живет сообразно своему учению1.

Покуда не будет на земле мудреца, достигшего совершенства и в своем образе жизни, и в своих познаниях, не будет и философии. “Только такого учителя следовало бы называть философом; но [...] такого учителя нигде нет”2. Значит, философия в собственном смысле слова еще не существует и, быть может, не обретет существования никогда. Возможно только философствование, т.е. упражнение разума соответственно представлению об “идеале учителя”3.

Есть две возможные идеи, два представления о философии: первое Кант называет школьным понятием философии, второе именует “мировым” понятием4. Философия в школьном, или схоластическом, понимании есть лишь чистое умозрение; единственная ее цель — оформиться в качестве системы, достичь логического совершенства знания. Тот, кто придерживается схоластической концепции философии, — виртуоз разума, или филодокс5 (“любитель мнений”), о котором говорится у Платона6: он замечает много прекрасного, но не видит прекрасного самого по себе, замечает много справедливых поступков, но не видит самой справедливости. А это означает, что он не может быть вполне систематичным, потому что не видит единого общечеловеческого интереса, который движет философскую мысль7. Для Канта школьная концепция философии остается на уровне чистой теории, и только “мировая” концепция проникает в подлинный смысл философии и действительно способна внести в нее единство.

1 Ibid., S. 12.

2 Критика чистого разума, II, гл. Ill (trad. Tremesaygues et Pacaud, p. 562)10*.

3 Там же (р. 561—562); ср.: Критика практического разума, ч. I, кн. II, гл. I (trad. J. Gibelin et E. Gilson, Paris, 1983, р. 123)11*.

4 Критика чистого разума, II, гл. Ill (p. 562)12*.

5 Там же; Логика, III (trad. GuiUermit, Paris, 1966 (nouv. ed. 1989), p. 24).

6 Госуд., 480 а 6.

7 E. Well. Problemes kanticns. Paris, 1990, р. 37, n. 17.

Что же это такое — “мировое” понятие философии? Кант говорит еще о “вселенском” (cosmicus) или “космополитическом” понятии1. Это выражение несколько озадачивает нас, но оно прояснится, если мы примем во внимание духовную атмосферу XVIII века, века Просвещения. Слово “вселенский” относится тут не к физическому “миру”, а к миру человеческому, т.е. к человеку, живущему в мире людей. Противопоставление школьной философии и философии мировой2 существовало и до Канта, например у И.Г. Зульцера (1759), для которого “мировая философия” состояла в накопленном людьми опыте и той мудрости, что в нем сосредоточена. Это различение соответствовало общему стремлению века Просвещения вырвать философию из замкнутого круга схоластики, сделать ее доступной и полезной для каждого человека. Философия XVIII в. стремилась соединить, как это было в античности, философский дискурс и способ бытия. Но Кантова вселенская философия глубже, чем мировая, или популярная, философия, вошедшая в моду в XVIII в. Ведь “вселенская” философия соотносится в конечном счете с мудростью, воплощаемой идеальным мудрецом. В основе идеи фило-софии (поиска мудрости), говорит Кант, всегда лежало понятие “вселенской”, “мировой” (а не схоластической) философии, “в особенности когда это понятие, так сказать, персонифицировалось и представлялось как бы в идеале философа как образца” или, что то же самое, в облике мудреца: “Называть себя философом в таком смысле и претендовать на то, чтобы сравняться с образцом, мыслимым только в идее, было бы чересчур смело”3. Этот идеальный философ, этот мудрец был бы “законодателем разума”, т.е. полагал бы себе свой собственный закон — закон разума. Если идеального Мудреца найти невозможно, то по крайней мере “Идея его законодательства встречается во всяком человеческом разуме”, и именно в свете Идеи мудреца наш разум формулирует императивы, которые управляют человеческой деятельностью1. В категорическом императиве: “Поступай так, как если бы максима твоего поведения по твоей воле должна была стать всеобщим естественным законом2 — наше “я” осуществляет себя и преодолевает свою единичность. Императив должен быть безусловным, т.е. не основываться на каком-либо частном интересе, а, напротив, побуждать индивидуума действовать в перспективе всеобщности. Итак, у Канта мы вновь обнаруживаем одну из главных тем античной философии — тему образа жизни.

1 Логика, III (р. 25)13*. О вселенском понятии философии см.: /. Ralph Lindgren. Kant's Conceptus Cosmicus. — “Dialogue”, t. 1, 1963—1964, p. 280— 300.

2 См.: Я. Hokhey. Der Philosoph fur die Welt — eine Chimare der deutschen Aufldarung? — H. Holzhey, W.C. Zimmerli. Esoterik und Exoterik der Philosophic. Basel—Stuttgart, 1977, S. 117—138, в особенности S. 133.

3 Критика чистого разума, II, гл. III (р. 562)14*.

Возможно, читателю все еще непонятно, почему Кант назвал эту философскую программу, подчиненную идее мудрости, “мировым понятием философии”. Но, может быть, смысл такого наименования будет ясен из следующего кантовского определения мировой философии: “Мировым называется здесь понятие, касающееся того, что необходимо интересует каждого”3, т.е., поскольку мир (вселенная), о котором тут говорится, — это мир человеческий, “того, что необходимо интересует весь мир”. То, что интересует весь мир или, точнее, должно было бы интересовать весь мир, — не что иное, как мудрость: нормальным, естественным, обычным состоянием людей должна была бы быть мудрость, но она оказывается для них недостижимой. Другими словами, каждого человека интересует не только и не столько вопрос кантовской критики: “Что я могу знать?”, сколько вопросы “Что я должен делать?”, “На что я могу надеяться?”, “Что такое человек?” — главные вопросы, стоящие перед философией4.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В личности философа знание
Как только наше сознание начинает отчетливо воспринимать отдельные элементы чувств сознания длительность
Сочинения
С другой стороны
Адо П. Что такое античная философия 2 философия

сайт копирайтеров Евгений