Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Отец Лагранж придерживается того же мнения:

 

Alors l’impuritй, nous ne le nions pas, a un caractиre religieux, ou du moins touche au surnaturel prйtendu; mais, dans sa racine, est-ce autre chose qu’une mesure de prйservation sanitaire? L’eau ne remplace-t-elle pas ici les antiseptiques? Et l’espirit redoutй n’a-t-il pas fait des siennes en sa nature propre de microbe? (c.155).

 

Вполне возможно, что древние традиции Израиля хранили знание о том, что свинина - опасная еда для человека. Возможно вообще все. Но заметьте, что в книге Левит приводится совсем не эта причина запретности свинины, и если такая традиция и была, то она совершенно утрачена. Потому что даже Маймонид, великий предвестник медицинского материализма, живший в двенадцатом веке, находивший гигиенические обоснования для всех остальных ограничительных предписаний, касающихся еды, признавал, что сбит с толку запретом, накладываемым на свинину, и возвращался в этом случае к эстетическим объяснениям, основанным на том, какими отвратительными вещами питается домашняя свинья:

 

Я полагаю, что пища, запрещенная Законом, является нездоровой. Среди всех видов запрещенной еды нет ни одного, вредный характер которого подлежал бы сомнению, - за исключением свинины и жира. Но и в этих случаях сомнение не оправдано. Потому что свинина содержит больше влаги, чем это необходимо (для человеческой пищи), и слишком много излишних веществ. Основная причина, почему Закон запрещает мясо свиньи, заключается в том, что ее повадки и ее еда чрезвычайно грязны и отвратительны. ... (с.370 и далее).

 

Это по меньшей мере говорит о том, что изначальная причина предписаний, касающихся мяса свиньи, осталась за рамками культурного наследия, - даже если она когда-то и была известна.

Фармацевты по прежнему много внимания уделяют текстам Левита, 11. Как пример можно привести доклад Дэвида Махта, на который мне указала Джоселин Ричардс. Махт приготовил экстракты из мышечной ткани свиньи, собаки, зайца, кролика (приравненном в эксперименте морской свинке) и верблюда, а так же из хищных птиц и рыб, не имеющих плавников и чешуи. Эти экстракты он проверил на наличие токсичных веществ, и обнаружил, что они токсичны. Затем он протестировал такие же экстракты из животных, относимых в Левите к чистым, и нашел их менее токсичными, но не рассматривал свое исследование иначе, чем касающееся только медицинской ценности законов Моисея.

Другой пример медицинского материализма можно найти у профессора Крамера, который объявляет шумерскую табличку из Ниппура единственным медицинским текстом, дошедшим до нас из третьего тысячелетия до н.э.:

 

Из текста следует, хотя и не в прямой форме, широкое знакомство с большим числом достаточно сложных медицинских операций и процедур. Например, в некоторых из предписаний встречается инструкция "очищать" лекарственные растения перед измельчением, - действие, которое очевидно предполагало несколько химических операций.

 

Совершенно убежденный, что очищение в данном случае не означает кропления святой водой или произнесения заклинаний, он с энтузиазмом продолжает:

 

Шумерский врач, написавший нашу табличку, не надеялся на магические заклинания и формулы ... поразителен тот факт, что этот глиняный документ, старейшая на сегодняшней день "страница" медицинского текста, совершенно свободен от мистических и иррациональных элементов. (1956, с.с. 58-9).

 

В этом весь медицинский материализм, - термин, который был введен Уильямом Джеймсом для определения тенденции объяснять религиозный опыт через подобные категории: видения или сны истолковываются, например, как результат воздействия наркотиков или несварения желудка. Такой подход не встречает возражений, - если только он не исключает других интерпретаций. Самые низкоразвитые народы оказываются медицинскими материалистами в широком понимании, в той мере, в какой они объясняют свои ритуальные действия разнообразными болезнями и страданиями, которые обрушатся на них, если этими обрядами пренебречь. Позже я покажу, почему ритуальные предписания так часто связываются с представлениями об особенных опасностях, возникающих при их нарушении. Надеюсь все же, что и до тех пор, пока ритуальные опасности еще не рассмотрены, никто не будет воспринимать такие представления буквально.

Что касается противоположной точки зрения, - согласно которой первобытные ритуалы не имеют ничего общего с нашими представлениями о чистоте, - то я нахожу ее не менее мешающей пониманию ритуалов. С этой точки зрения наше мытье, чистка, изолирование и дезинфицирование имеют лишь поверхностное сходство с ритуальным очищением. Наши практики основываются главным образом на гигиене, их - на символике; мы убиваем микробов, они изгоняют духов. При первом впечатлении это выглядит действительно как две противоположности. И все-таки сходство между их символическими обрядами и нашей гигиеной иногда просто поразительно. Например, профессор Харпер отмечает откровенно религиозный характер правил, касающихся осквернения, в брахманизме народа авик. Они выделяют три уровня религиозной чистоты. Самый высокий необходим для совершения священнодействий; средний соответствует нормальному состоянию, и, наконец, есть состояние нечистоты. Контакт с человеком, находящимся в среднем состоянии, делает нечистым человека, пребывающего на высшем уровне, а контакт с кем-либо, находящимся в состоянии нечистоты, делает нечистыми находящихся на двух высших уровнях. Высшее состояние достигается только обрядом омовения.

 

Ежедневное купание совершенно необходимо для брамина, так как без этого он не может совершать ежедневные обряды служения своим богам. В идеале, как говорят авик, они должны купаться трижды в день, один раз перед каждой едой. Но это делают немногие. На практике все люди народа авик, которых мне приходилось встречать, строго соблюдали обычай ежедневного купания, которое происходит перед главной трапезой дня и перед тем, как совершить обряды в честь домашних богов. ... Мужчины авик, принадлежащие к относительно обеспеченной касте, у которых есть достаточное количество свободного времени в определенные периоды года, выполняют тем не менее большой объем работ, необходимых для обработки их ореховых плантаций. Все делается для того, чтобы работа, которая рассматривается как грязная или ритуально нечистая, - например, удобрение сада или работа вместе с неприкасаемым слугой, - была закончена до ежедневного купания, предшествующего главной трапезе. Если же по какой-либо причине такая работа должна быть выполнена после полудня, по возвращении домой человек купается еще раз. ... (с.153).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Святость это атрибут божества
Наши представления о грязном также отражают символические структуры
Заболеваний
Представляет собой обычную часть религиозного культа

сайт копирайтеров Евгений