Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вскоре после окончания акции села Карамахи и Чабанмахи посетила группа правозащитников из "Мемориала". Один из них А.Соколов в своей публикации по итогам поездки отмечал, что "сторонников" ваххабизмма" в этих, давно уже зажиточных селах было около 10-20 %, остальные придерживались традиционного ислама. Эти люди оказались беззащитными перед настойчивостью религиозных экстремистов, объединенных в одну организацию и готовых на насилие ради буквальной реализации религиозных догм". (22) На мой взгляд, А. Соколов прав, когда "ваххабитов", имея в виду под ними "Джамаат", он называет "религиозными сектантами". Действительно, "Джамаат" имеет все характерные признаки тоталитарной секты, а выход из состава "Джамаата" влечет для осмелившегося на это весьма опасные последствия: организация жестко следит за единством и количеством своих рядов.

В начале сентября 1999 г., чтобы помочь "Джамаату" сел Карамахи и Чабанмахи , Басаев и Хаттаб вторглись в Новолакский район Дагестана. Их отряды ехали на "Камазах" по шоссе в сторону Хасавюрта и были остановлены лишь в 5 км от города. Если бы они ворвались в Хасавюрт, ситуация в Дагестане могла бы стать критической: в эти дни вокруг Махачкалы уже начинали рыть оборонительные окопы. В Хасавюрте муджахеды вполне могли бы рассчитывать на поддержку чеченцев-аккинцев, составляющих свыше трети населения города. Судя по ряду признаков, в составе отрядов, вторгшихся в Новолакский район, преобладали чеченцы. В результате попытка начать джихад в Дагестане была воспринята как агрессия, организованная экстремистскими кругами в Чечне.

Джихад в Дагестане открыл путь ко Второй Российско-Чеченской войне, которая продолжается до сих пор. К сожалению, начавшись как противостояние с радикальными мусульманами, она почти сразу превратилась в войну со всем чеченским народом. Глобальный, как мне представляется, процесс радикализации ислама затронул Чечню в значительной степени, так как по мере углубления этно-политического конфликта, растет ожесточение населения Чечни, особенно молодежи, лишенной каких-либо реальных перспектив в жизни. Кроме того, не искушенной в исламе молодежи, выросшей в условиях войны, идущей с небольшим перерывом уже 8 лет, упрощенные ответы радикалов представляются ясными и убедительными. Наглядным свидетельством этого стали трагические события, связанные с захватом заложников в московском театре "Норд-Ост" в конце октября 2002 г. Из 40 человек отряда чеченских коммандос 18 были молодые женщины, вдовы бойцов, погибших на последней войне. Очевидно, что отряд действовал не на собственный страх и риск, а по прямому указанию лидера чеченских радикалов Шамиля Басаева.

Примечания

1. См. подробнее о шейхе Мансуре: Ш.Б. Ахмадов. "Имам Мансур (народно-освободительное движение в Чечне и на Северном Кавказе в конце XVIII в.)." Грозный, 1991; Дж.И. Месхидзе. "Мансур" - "Ислам на территории бывшей Российской империи" (энциклопедический словарь), т.1, M.,1998, с.68-69.

2. С-Х. Нунуев. "Живительный дух ислама".M.,2000,c.55. Вообще по поводу времени рождения Кунта-хаджи существует большой разброс мнений, поскольку точная дата его рождения неизвестна. Так, довольно распространено мнение, что Кунта-хаджи родился на рубеже XVIII-XIX вв. или в самом начале XIX века. См., например, Дж. И. Месхидзе. "Кунта-хаджжи". - "Ислам на территории бывшей Российской империи", т.1, М., 1998, с.61. Однако эта точка зрения противоречит устной традиции, сложившейся среди последователей Кунта-хаджи. Кроме того, она, на сегодняшний день, недостаточно обоснована. По поводу места рождения Кунта-хаджи также нет единого мнения, Так, Дж.И. Месхидзе полагает, что он родился в сел. Инхо на территории современного Гумбетовского района Дагестана. Приводимые мной сведения о селении Исти-Су (Мелча-Хи) как месте рождения самого знаменитого чеченского шейха основаны на устной традиции жителей этого селения.

3. Там же, с.62.

4. Там же, с.71.

5. См. подробнее о Кунта-хаджи: В.Х. Акаев. "Шейх Кунта-хаджи: жизнь и учение". Грозный, 1994; Дж.И. Месхидзе. "Кунта-хаджжи" - "Ислам на территории бывшей Российской империи", т.1, с.61-62.

6. С-Х. Нунуев. Цит. соч., с.61.

7. См. подробнее о Вис-хаджи и его вирде: Дж.И. Месхидзе."Вис-хаджжи" - "Ислам на территории бывшей Российской империи", т.2, М., 1999, с.23-24.

8. А. Авторханов. "Убийство чечено-ингушского народа" - "Ичкерия",

специальный выпуск исторического и правозащитного журнала "Карта", ?9 (Рязань), с.12.

9. Там же, с.13-14.

10. Там же, с.16.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Инхо на территории современного гумбетовского района дагестана
Неофициальный ислам в дагестане дневник любезно
Степень духовной свободы у горцев изгнанников была выше

сайт копирайтеров Евгений