|
<<< ΛΛΛ >>>
Когда даже короли бессильны.... ШАХА ФИРОЗА, которого помнят как учителя многих выдающихся суфиев, на протяжении его жизни люди часто спрашивали, почему он не учит их быстрее. Он говорил: "Потому, что даже наиболее преданный вообще не может быть обучаем, пока не достигнет определенной стадии понимания. Телом он здесь, но в любом другом смысле отсутствует". Он также рассказывал такую историю. "Жил некогда король, пожелавший стать суфием. Суфий, к которому он обратился, сказал: "Ваше Величество, вы не можете учиться у Избранных, пока не преодолеете невнимательность". "Невнимательность! - сказал король. - Разве я не отношусь внимательно к своим религиозным обязанностям? Разве я не забочусь о народе? Кого вы можете найти в моем королевстве, кто недоволен мной из-за невнимательности?" "Совершенно верно, это трудно, - сказал суфий, - потому, что внимательность так проявляется в некоторых вещах, что люди воображают, что она должна быть частью их структуры." "Я не могу понять замечание такого рода, - сказал король, - и, возможно, вы сочтете меня неподходящим, потому, что я не могу разгадывать ваши загадки". "Вовсе нет, - возразил суфий, - но человек, претендующий на то, чтобы стать учеником не может спорить со своим предполагаемым учителем. Суфии имеют дело со знанием, а не с аргументами. Однако я дам вам демонстрацию вашей невнимательности, если вы согласитесь подвергнуться испытанию и сделать то, что я попрошу." Король согласился провести испытание, и суфий попросил его отвечать "Я верю вам" - на все, что ему будет сказано в течение последующих нескольких минут. "Если это и есть испытание, начать становиться суфием очень легко," - сказал король. Тогда суфий начал испытание. Он сказал: "Я - человек из-за небес." "Я верю вам," - сказал король. Суфий продолжал: "Обычные люди стараются получить знание, суфии имеют так много, что стараются не использовать его." "Я верю вам," - сказал король. Затем суфий сказал: "Я - лжец." "Я верю вам," - сказал король. Суфий продолжал: "Я присутствовал при вашем рождении." "Я верю вам," - сказал король. "И ваш отец был крестьянином," - сказал суфий. "Это ложь!" - воскликнул король. Суфий посмотрел на него с сожалением и сказал: "Так как вы настолько невнимательны, что не можете в течение одной минуты помнить, что надо говорить фразу "Я верю вам" без проявления предрассудков, ни один суфий не в состоянии ничему вас научить."" Превращение РЕПУТАЦИЯ ходжи Ахрара была столь высока, что многие стремились причислить себя к его приверженцам, хотел он того или нет. Однажды он услышал о том, что четверо особенно неприятных типов отправились повидаться с ним, побуждаемые тем, что смогут называть себя последователями Господина Свободных. Он тотчас же разузнал о симпатиях и антипатиях этих людей. По прибытии они обнаружили, что ходжа носит красный колпак, чрезмерно болтает, ест конфеты и утверждает, что не в состоянии воздержаться от опиума. Менее получаса провели они в его присутствии и больше никогда не упоминали о нем. Астрология Один уважаемый мудрец и учитель написал книгу по астрологии. Некоторые люди говорили, что он, должно быть, маг или сумасшедший; другие полагали, что он, тем самым, дал понять, что в астрологии есть истина. В конце концов дервиш, прошедший длинный путь, чтобы повидать мудреца, спросил его об этом: "Несомненно, занятия астрологией несовместимы с Путем Мудрых и Работой Избранных?" Мудрец ответил: "Я абсолютно убежден, что все мои ученики изучают книгу по астрологии. Таким образом они смогут понять, что астрология не работает. Когда они вполне овладеют этим искусством, я заставлю их интерпретировать гороскопы. Сравнив эти интерпретации, мы, когда как следует проверим их, во всех случаях обнаружим такие противоречия, что со всей очевидностью станет ясно - система полезна лишь для фантазеров." Посетитель сказал: "Вы не могли сказать им просто, что астрология не является наукой, как это делают другие?" "Во-первых, - сказал мудрец, - если бы сказанное другими было эффективным, кто бы еще верил в астрологию? Когда это разъяснение равнялось пониманию? Во-вторых, когда вы тщательно изучили одно суеверие, вряд ли вы будете поддерживать или признавать другое. "Разве не с астрологией, главным образом, вы стремились разделаться?" "Нет. Для изучения, астрология - одна из самых доступных нелепостей, так как занимающиеся ею позволили связать себя правилами." Я заставлю тебя помнить ОДНАЖДЫ Латиф Вор устроил засаду на командира королевской гвардии, взял его в плен и отвел в пещеру. "Я собираюсь сказать тебе нечто такое, что ты не сможешь забыть, как бы ни старался," - сказал он разъяренному офицеру. Латиф заставил пленника снять всю одежду. Затем привязал его к ослу, усадив задом наперед. "Ты можешь сделать из меня посмешище, - выкрикнул офицер, - но ты никогда не заставишь меня думать о том, о чем я не желаю думать." "Ты еще не слышал фразы, которую я хочу, чтобы ты запомнил, - сказал Латиф. - Теперь я возвращаю тебе свободу, чтобы вернуть осла в город. А фраза такая: "Я поймаю и убью Латифа Вора, даже если для этого потребуется вся моя оставшаяся жизнь!" Следующее поколение Жил-был философ, который отстаивал свое право собственности на некий водоем. Он был также непреклонен относительно своего права на владение пальмовой рощей. В третьем случае он стал печально известен, настойчиво утверждая, что он единственный владелец некоего прямоугольного дома. Он выиграл во всех случаях, однако люди сказали ему: "Как может человек непривязанности придавать такое значение вещам столь преходящим?" Он ответил: "Этот вопрос, заданный с подозрением и враждебностью, отправил ответ следующему поколению." Никто не смог понять этого, и люди решили, что он умышленно пытается их запутать. Однако, в следующем поколении, вероломные советчики сказали одному набожному юноше, пытаясь отобрать у него имущество: "Отдай нам свое имущество, ибо ты религиозный человек - а вещи этого мира не имеют значения." "А что является моим имуществом?" - спросил он. "Прямоугольный дом, пальмовые деревья и водоем." "Тогда я буду следовать примеру Мудрого. Обратитесь к писаниям и делам такого-то признанного мудреца," - сказал он и назвал имя и процитировал сборник, где были описаны действия философа. Если он выглядит хорошим, он хороший ЧЕЛОВЕК пришел к имаму Зайнулабидину и сказал: "Я распознал в вас моего руководителя и учителя и прошу позволить мне учиться у вас. Имам спросил: "Почему вы полагаете, что я являюсь руководителем учителем?" Пришедший ответил: "Я провел в поисках всю свою жизнь и никогда не встречал человека, имеющего такую репутацию доброго и сердечного и столь благочестивой наружности." Имам горько вздохнул и сказал: "Дорогой друг, сколь бренное создание человек и каким опасностям подвержен! Ту же самую репутацию и деяния, что вы приписываете мне, имели и некоторые из самых худших людей в мире. Если всех людей судить только по их внешним качествам, то каждого проходимца будут причислять к святым, а каждого достойного человека могут представить врагом человечества." Управляющий и управляемый Одного ДЕРВИША спросили: "Что лучше, быть управляющим или управляемым?" Он ответил: "Быть управляемым. Человек, которым управляют, постоянно информируется руководителем, что он неправ, независимо от того, так это или нет. Это дает ему шанс развиваться, изучая себя - ибо иногда он, и в самом деле, неправ. Человек же, который управляет, почти всегда воображает, что он сам или его установления справедливы; поэтому у него мало возможностей видеть свое поведение. Вот почему, в конце концов, управляемый становится управляющим, и управляющий оказывается в положении управляемого". Его спросили: "Тогда какова цель возвышения управляемого и падения управляющего, которые повторяются снова и снова?" Он сказал: "Чтобы управляющие могли научиться тому, что руководство в действительности означает, а управляемые - тому, что в них реально хорошего и плохого." "Но, - сказал спрашивающий, - есть ли у человека шанс извлечь из этого пользу, если требуются поколения для того, чтобы господин стал подчиненным, а подчиненный - господином?" "Не требуется поколений. Это случается множество раз в каждом человеке, мужчине или женщине. Развитие, которое вы видите на протяжении поколений - просто иллюстрация этого." Хороший человек Харири ХАРИРИ всегда старался вести себя примерно настолько, насколько это было возможно. Благодаря своему достойному поведению он приобрел такую репутацию, что некий купец, вынужденный отправиться в путешествие, предпочел доверить ему, как человеку безупречному, благополучие своей прекрасной рабыни. Однако Харири страстно влюбился в девушку. Он отправился к Хаддату, своему суфийскому наставнику, и попросил совета. Хаддат сказал: "Ступай к Юсуфу, сыну Хуссейна." Когда Харири подошел к тому месту, где проживал Юсуф, ему сказали: "Не приближайся к сыну Хуссейна, благочестивый человек, ибо он имеет скверную репутацию еретика и пьяницы." Не поверив этому, Харири подошел к дверям его дома, за которыми он действительно увидел Юсуфа, сидящего с юношей и бутылью вина. Харири тут же спросил Юсуфа: "Что означает это поведение?" Прочитав его мысли, Юсуф ответил: "Внешне я веду себя так, потому что это препятствует людям оставлять своих прекрасных рабынь на мое попечение." Камлот ОЧЕНЬ честный и чрезвычайно умный человек под дервишским именем факир Хамлет прибыл в Самарканд. В переводе на русский Хамлет - это вид сукна, известный ранее как камлот. Как было принято, он говорил на различные темы перед публикой на пятничном базаре. Факир Хамлет быстро приобрел репутацию ученого человека, и несколько признанных ученых города отправились посетить его в скромный караван-сарай, где он жил. Один из них сказал: "Нам хотелось бы знать школу мысли, к которой вы принадлежите, и имя вашего учителя". Он ответил: "Я принадлежу к Асманийской школе, и мой учитель - никто иной, как факих Кавкаб, сын эль-Утарида из Фалака, Высокий Достоинствами". Ученые никогда не слышали об этом выдающемся человеке, но по его имени поняли, что он - законовед, может быть, юрист, и несомненно человек знатный. Они сказали: "Хотя и нельзя сказать, что слава законоведа Кавкаба совсем не достигла наших отдаленных краев, все же здесь нет его книг и учеников в достаточном количестве. Поэтому мы восхищены вашей преданностью его имени и вашей скромностью, выразившимися в признании вашего учителя и в том, что вы не претендуете здесь на то, что вы - единственный хозяин ваших мыслей." Итак, факир Хамлет был причислен к этой традиции мысли. Однако, через несколько лет, из Йемена в Самарканд прибыл путник, который говорил: "Я ищу факиха Кавкаба, сына эль-Утарида из Фалака. Не видел ли кто-нибудь его в Самарканде? Он - величайший из наших учителей, и иногда называет себя факиром Хамлетом, родом из Асмана."
<<< ΛΛΛ >>>
4 человек Пятьдесят девять из шестидесяти учеников оставили его Помещенное на пути человека Это поведение ребенка
|
|