<<< ΛΛΛ >>>
причины, и способствует событиям, предначертанным богом, то в этом случае судьба - действительность. Здесь она представляется соединительным звеном между божьим провидением и его действием. Конечно, это относится к таким явлениям, где эти вторичные причины имеют место, но не там, где они отсутствуют, как, например, создание душ, прославление и умножение благодати, хотя ангелы и могут принимать некоторое участие в излитии благодати, просвещая и приуготовляя разум и волю. Таким образом, известная направляющая сила над действиями называется и промыслом, и судьбой. Если эта направляющая сила лежит в боге, то она - промысл, если она влияет через посредство вторичных причин, то это - судьба. Так понимает это различие Боэций в своем "Утешении философии", где он говорит о судьбе следующее: "Судьба - это присущее движущимся предметам установление, посредством которого промысл все приводит в правильный порядок". Несмотря на это, святые учители церкви не хотели пользоваться словом "судьба", потому что они относили ее к влиянию светил небесных. Августин ("О граде божьем", 5) говорит: "Ежели кто-нибудь захочет приводить в зависимость от судьбы дела человеческие из-за того, что он называет судьбою божью волю или силу, то пусть он удержит свое мнение при себе и прикусит язык". Из сказанного вытекает сам собою ответ на вопрос, все ли стоит под властью судьбы и не
<<< ΛΛΛ >>>
1 подозрение 8 способе 11 состоит Он мне дан для искушения чрез вожделение 7 удовольствием
|