Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Первые католические храмы латинского обряда были построены в Москве и Санкт-Петербурге при императоре Петре I. При Екатерине II в 1783 году была учреждена Могилевская епархия, юрисдикция которой распространялась на все территорию нынешней России.

В конце прошлого века зарождается католическое движение византийского обряда, движущей силой которого были львовский митрополит Андрей Шептицкий, экзарх Леонид Федоров и отец Владимир Абрикосов. После октябрьского переворота 1917 года начинается сначала скрытая, а потом явная и ожесточенная борьба против всех религий. Жертвой ее становится и католическая Церковь. Арестован католический митрополит латинского обряда Эдвард фон Ропп, впоследствии отправленный в ссылку. Общее наступление на католическую Церковь разворачивается в марте 1923 года. Арестованы епископ Ян Чепляк, одиннадцать священников латинского обряда и экзарх Леонид Федоров — их обвиняют в укрывательстве подлежащего сдаче церковного имущества. Епископа Чепляка и прелата Будкевича приговаривают к смерти, остальных обвиняемых — к разным срокам заключения. Прелат Константин Будкевич, настоятель храма св. Екатерины в Санкт-Петербур ге, первый католический мученик России, был расстрелян в пасхальную ночь на 31 марта 1923 года. Очевидец вспоминает: «На месте казни монсиньор Будкевич осенил себя крестным знамением, благословил палача и двух его помощников и, молясь вполголоса, повернулся лицом к стене».

Отец Владимир Абрикосов 29 сентября 1922 года был погружен на «исторический пароход» вместе с двумястами представителями цвета русской интеллигенции и выслан за границу.

С тех пор место католических общин в СССР — лагеря и подполье. Антоний Малецкий, тайно посвященный в епископы, сослан в Архангельск, епископ Слосканс проводит долгие годы в лагере на Соловках, где успевает рукоположить Доната Новицкого в священники. В епископы тайно посвящен и Фризон; когда это открывается, его расстреливают 20 июня 1937 года. В 1927 году на Соловках находятся в заключении 2 католических епископа, 5 священников и 3 монахини. Православ ных же епископов там 20, а священников — более 100. Между ними возникает подлинная дружба и братство. В лагере рождается подлинный экуменизм. Православные и католики вместе приобщают свою жертву к великой жертве Христа, а Христос предлагает ее Отцу ради возрастания Церкви, познавшей свое единство у подножия Креста. Молитва экзарха Леонида Федорова, умершего после перенесенных страданий в Вятке, для всех нас — завещание мученика: «О Мать, к Которой мы все прибегаем, Мать Солнца Справедливости, Мать народа христианского, прославленная на Востоке и Западе, прекрати распри между Твоими чадами. Даруй нам братское единство под Твоим покровом, дабы все мы стали едины и единогласно возгласили: “Радуйся, радость, мира исполненная!”».

Католическая Церковь после перестройки

С началом перестройки положение католической Церкви в СССР стало улучшаться. Падение железного занавеса прекратило, наконец, изоляцию от Ватикана и сделало возможным приезд иностранных священников для служения; материаль ную помощь из-за рубежа (в восстановлении храмов, в образовании и др.); совершение паломничеств к зарубежным святыням; учреждение постоянной нунциатуры в России. Во исполнение решений II Ватиканского Собора на территории СССР появилась возможность вести римско-католические богослужения на русском языке и издавать на нем богослужебную литературу.

В то же время ослабло давление на религиозные организации и после отмены ряда административных ограничений:

начало возрождаться религиозное образование (в приходах появились воскресные школы, в Москве — семинария и колледж св. Фомы с филиалами в Санкт-Петербурге, Калининграде и др. городах);

в Москве стали выходить католический ежемесячник «Истина и жизнь», газета «Свет Евангелия» и др.;

возобновилось издание религиозной литературы внутри страны и ввоз ее из-за рубежа;

была восстановлена иерархия Российской католической Церкви: папа Иоанн Павел II учредил в 1991 г. Апостольскую администратуру для католиков латинского обряда европейской части России (с центром в Москве) во главе с архиеписко пом Тадеушем Кондрусевичем и Апостольскую Администра туру для католиков латинского обряда азиатской части России (с центром в Новосибирске) во главе с епископом Иозефом Вертом.

И в современный период, когда атеизм перестал быть государственной идеологией, римско-католическая Церковь в России продолжает оставаться Церковью меньшинства, но в последние годы произошло серьезное качественное изменение: впервые доля русских среди ее прихожан стала значительной.

Украинская греко-католическая Церковь

После Второй мировой войны по Ялтинскому соглашению к Украине (а стало быть, к Советскому Союзу) отходят епархии: Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская, населенные преимущественно католиками византийского обряда (около 4 миллионов верующих).

Все 10 епископов, многочисленные священники и сохранившие верность Риму миряне отправлены в тюрьму. 8_10 марта 1946 года во Львове собирается псевдособор, по произволу которого все украинские католики византийского обряда присоединяются к московскому патриархату и православной Церкви. С этого момента украинская греко-католическая Церковь существует лишь в подполье. Около трех тысяч католических приходов насильственно переводятся под юрисдикцию Московской Патриархии. Преследование и аресты подпольных священников и религиозных активистов не прекращают ся до середины 60-х годов. В последние месяцы 1989 года начинается массовое возвращение Греко-Католических храмов их законным владельцам. Одновременно Греко-Католическая Церковь получает признание со стороны гражданских властей. В 1991 г. центр управления Греко-Католической Церкви возвратился из Рима во Львов. К 1993 году возвращено около половины бывших католических храмов. Остальные — по-прежнему в руках Украинской автокефальной православной Церкви или Украинской православной Церкви, находящейся под юрисдикцией Москвы. При разделе храмов возникают разногласия. Православной Церкви очень трудно признать Церковь, которую она считала несуществующей, о чем в свое время заявил «свободный и канонический» псевдособор во Львове. Сейчас обстановка на Украине нормализуется, хотя некоторые представители власти, забывая о причиненном Украинской Греко-Католической Церкви ущербе, настойчиво акцентиру ют внимание на случившиеся беспорядки. В социалистичес ких республиках Восточной и Центральной Европы Церковь также преследовали, отдавали верующих под суд, арестовыва ли, отправляли в лагеря. Как всегда, преследования, с одной стороны, вызывают компромиссы и прямое предательство, а с другой, проявляются героизм и мученичество. Сохраняет верность Церкви и предпочитает тюрьму отступничеству кардинал епископ Беран в Чехословакии, епископ Мартон в Румынии, кардинал Вышинский в Польше, кардинал Степинац в Югославии, кардинал Миндсенти в Венгрии. Почти всюду были упразднены монашеские ордена, запрещена католичес кая печать, в то время как печать коллаборационистов получала поощрение. Коммунисты всегда стремились расколоть Церковь изнутри. «Священники-борцы за мир», по замыслу коммунистов, нужны были только для создания атмосферы нестроения и подозрительности внутри Церкви.

Капиталистическое общество

В Америке «общество всеобщего благоденствия» выказывает неспособность к решению социальных задач. Растет безработица, и часть населения живет в нищете, в то время как другая часть выставляет напоказ свое богатство. Кризис 1929 года выявляет все изъяны «дикого капитализма».

«Католическое движение трудящихся», созданное Дороти Дей и Морином, организует сеть приютов для самых обездоленных. В Европе восстановление экономики после войны приводит к подъему уровня жизни, растет и одиночество современного человека, его отчужденность и зачастую отчаяние. Свобода вероисповедания существует, но храмы все реже служат местом общения людей, как их учредил Христос. В качестве реакции на крайний индивидуализм в либеральной культуре к власти приходит фашизм: умеренный — в Испании (1936), менее умеренный — в Италии (1933) и свирепствующий — в Германии (1933). Это ошибочный путь; ибо фашистские и нацистские режимы навязываются сверху и лишают свободы как отдельных людей, так и их объединения, превращают людей в безликую массу. Получив монополию на средства пропаганды, фашизм привлекает на свою сторону или, по крайней мере, ввергает в безразличие большую часть населения.

Пий XI. Энциклика «Quadragesimo anno», посвященная восстановлению общественного устройства в духе Евангелия, по случаю 40-й годовщины Энциклики «Rerum Novarum» (15 мая 1931 года) : Энциклика « Quadragesimo anno» вновь обращается к основному кругу проблем, затронутых в «Rerum Novarum», подчеркивая важность деятельности Церкви по «социальному вопросу».

Подтверждается право на частную собственность, которое должно соотноситься с нуждами общего блага.

Капитал и труд полагаются необходимыми друг другу; трудящийся должен получать справедливое вознаграждение, ради чего следует соблюдать справедливое соотношение между заработной платой и ценами.

Подхватывая темы «Rerum Novarum», документ утверждает, что «различные классы общества должны действовать согласно, как члены человеческого тела».

 <<<       >>>   

Пытается использовать церковь в интересах власти
11 человека
Глубоко религиозный человек
Живущих по подобию монастыря клюни
Своим неустанным трудом чрезвычайно способствовал распространению христианства

сайт копирайтеров Евгений