Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

Николай Кузанский. Из «Игры в шар» : Конечно, человек есть малый мир таким образом, что он же и часть большого. Так или иначе, целое светится во всех своих частях, раз часть есть часть целого, как есть отблеск целого человека в его руке, находящейся в пропорциональном отношении к целому; но все-таки в голове, например, отблеск совершенной цельности человека более совершенен. Равным образом отблеск всего универсума есть на каждой его части, потому что все стоит в своем отношении и в своей пропорции к целому; но в той его части, которая зовется человеком, его отблеск больше, чем в какой бы то ни было другой. Поскольку совершенная цельность универсума больше просвечивает в человеке, человек оказывается совершенным миром, хотя и малым, оставаясь в то же время частью большого. Соответственно, что универсум имеет универсально, то и человек имеет — обособленно, частно и раздельно. И поскольку может быть только один универсум, но много обособленного, частного и раздельного, то многие обособленные и раздельные люди несут в себе вид и образ единого совершенного универсума, и в таком разнообразном множестве бесчисленных малых текучих, сменяющихся друг другом миров устойчивое единство большого универсума развертывается с наибольшим возможным совершенством.

В этот период появляются академии. В них объединяются люди, занимающиеся культурой, религией, политикой; они собираются для обсуждения важнейших духовных, философских, религиозных и художественных проблем. Первая из академий— наиболее известная — расположена во Флоренции. Благодаря Марсилио Фичино там особенно процветает изучение Платона. Его друг, еще более известный, чем сам Фичино, — Пико делла Мирандола — энциклопедический гений. Он входил в ту же академию. После его смерти (а он умер совсем молодым, в возрасте 31 года) Савонарола писал о нем: «Этого человека следует рассматривать как некое чудо, сотворенное Богом и природой, так возвышен был его дух и его учение».

Доминиканец Джироламо Савонарола — выдающаяся личность, участвующая во флорентийской жизни этого времени. Будучи настоятелем монастыре Святого Марка, он требует строгого следования ее уставу. Блестящий проповедник, он резко осуждает пороки знати и папы Александра VI. Из-за этого его подвергают аресту и 23 мая 1498 года приговаривают к смерти. Яростность его обвинений не может оправдать приговора. Сегодня для многих Савонарола больше святой, чем бунтарь.

Св. Бернардино да Фельтре (1439_1494) — кроткий и деятельный святой этого же времени. Францисканец, он посвящает свою жизнь проповедничеству, его проповедь проста, но способна воодушевлять людей. Когда он обнаруживает, что множество людей живут в зависимости от ростовщиков, он учреждает ломбарды (первый в Мантуе в 1484 году) и народные банки, которые под малые проценты ссужают деньги ремесленникам.

Святая Екатерина Генуэзская посвящает себя заботам о тяжело больных людях. После смерти мужа она распродает все свое имущество и основывает больницу для неизлечимо больных. С участием Екатерины рождается Конгрегация Божественной Любви, которая распространяется по всей Италии. Ее члены посвящают себя молитве и милосердию, заботясь о наиболее несчастных и обездоленных.

Эразм Роттердамский (1466_1536)

Еще юношей Эразм Роттердамский вступает в монастырь августинцев. Он принимает священнический сан и посвящает себя, главным образом, ученым занятиям. Крупнейший филолог-латинист Западной Европы, он публикует греческое и латинское издание Нового Завета. В высшей степени просвещенный человек, Эразм примыкает к гуманистам; формально он привержен учению Церкви, но светская культура вдохновляет его более, чем твердая религиозная жизнь. Он проповедует морализирующий спиритуализм, который, однако, может быть воспринят любой религиозной конфессией. Как священник, он, конечно, помнит, что самое важное для него — «служить Богу и истине». Эразм Роттердамский, несомненно, выдающаяся личность, но нельзя назвать его святым. Честно служа Церкви, он подчас критиковал ее как бы извне. Прежде всего, Эразм Роттердамский — великий гуманист, и его идеи положительно влияют на духовность, имеющую своей основой Библию.

Гуманизм и Церковь

Идеи гуманизма вдохновляют также и папство. В первой половине ХV века, начиная с папы Николая V, папы становятся также и меценатами, то есть покровителями художников, писателей и ученых. В этом отношении славятся Юлий II и Лев X.

В этот период папы уделяют все большее внимание политике, стремясь создать вокруг Рима большое государство. Восстановление Церкви в ее первоначальном состоянии не является в это время главной задачей. Последствия секуляризиро ванного (обмирщенного) гуманизма серьезны. Иерархи Церкви не способны возглавить движение христианского возрождения, которого ждут святые и народ.

Несмотря на недостаток авторитетных наставников, жизнь европейского народа все так же проникнута христианством. Широко распространяются молитва по розарию и почитание Девы Марии. Религиозное воспитание народа осуществляет ся, главным образом, благодаря усилиям незаурядных проповедников. Но этого недостаточно, среди христиан слабеет осознание общности и развивается индивидуализм, поощряемый гуманизмом.

Выразителями духа Возрождения являются великие художники: Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Эти люди — вехи истории. В своих полотнах, полных движения и света, Рафаэль выражает идеалы человека, который вдохновляется творчеством. В Леонардо гений искусства соединяется с гением науки. Микеланджело — это одновременно и наиболее высокое выражение гуманизма, и начало его преодоления. Гармония формы в его зрелых работах, сочетается с драматизмом, который в большей степени открывается Тайне.

Открытие новых земель

Своим развитием мореплавание обязано желанию достичь мусульманских стран, проникнуть в восточные земли для того, чтобы завязать перспективные торговые отношения, а также для того, чтобы наладить отношения с христианскими народами, отрезанными при продвижении на Восток арабами и турками.

В 1431 году португальцы достигают Азорских островов, в 1488 году Бартоломео Диас огибает мыс Доброй Надежды. В 1392 году с завоеванием Гранады Испания освобождается от арабов. Короли навязывает всем подданным католическую религию, причем отнюдь не христианскими методами. В 1492 году отдается приказ об изгнании необратившихся в христианство евреев из Испании. Суд Инквизиции в это время целиком подчиняется испанскому королю и часто превращается в жестокое орудие преследований.

1492 год знаменит прежде всего открытием Америки Христофором Колумбом. Христофор Колумб на трех каравеллах — «Святая Мария», «Пинта» и «Нинья» — приплывает к новым землям. Вдохновляемый и поддерживаемый твердостью своей веры, он убежден, что его долг — проповедовать Евангелие язычникам. К сожалению, испанцами движет не только миссионерский порыв.

На африканском берегу португальцы сталкиваются с огромным, хорошо устроенным королевством Конго. По просьбе короля португальцы посылают туда проповедников, и в 1491 году король крестится и принимает имя Иоанна I. Вместе с ним обращаются в христианство и шесть его приближенных. После кончины короля ему наследует старший сын Альфонсо, ревностный христианин, который обращает в христианство весь народ. Начинается новый период конголезской истории, так называемый период Спасителя, или Распятого на кресте. Альфонсо I правит 35 лет. При нем португальские священники обучают конголезских юношей и некоторых из них посылают в Португалию. Один из них впоследствии становится епископом, а другой остается преподавать в Лиссабоне. К этому времени между конголезцами и европейцами существуют взаимно уважительные отношения. Альфонсо I Конголезский и Иоанн II Португальский считают себя братьями. Такие братские отношения возможны благодаря христианскому гуманизму. Впоследствии такого в истории не было.

Протестанская реформация и Католическая реформа

В начале ХVI столетия в Европе наблюдается социальный и экономический подъем. Увеличивается население, расширяется производство, торговля. Очень интенсивна и религиозная жизнь, но при этом она довольно часто носит поверхностный характер. В Церкви возникают серьезные проблемы. Епископы часто отсутствуют в собственных епархиях, а некоторые, будучи одновременно крупными собственника ми, больше интересуются материальной, а не духовной стороной жизни. Нравы ухудшаются даже в монастырях, где некогда люди вели плодотворную и усердную жизнь. Тем не менее, как всегда в истории Церкви, находятся живые силы, которые подготавливают ее обновление: рождаются многочисленные братства, и появляются епископы, которые являют себя истинными пастырями.

Братства, состоящие из не очень большой группы христиан (священников и мирян, иногда епископов и кардиналов), посвящают себя духовному формированию своих братьев и благородной благотворительной деятельности. В уставы всех братств входит прилежание в Святых Таинствах, изучение Писания, общие собеседования. Интенсивная духовная жизнь порождает необходимость выразить в любви к ближнему опыт божественной любви, которую община стремится переживать каждый момент жизни.

Наибольшее количество братств действует в Италии и Испании. Среди них выделяется римское братство Ораторий Божественной Любви, которое расцветает в начале ХVI века и далее распространяется по всей Италии. Из его рядов выходят основатели новых монашеских орденов.

 <<<       >>>   

Чтобы обновить церковь истории наблюдателей
На востоке церковь переживает период упадка
Которую она имела с отцом в темнице любезная моя маргарита
Разделение обедняет две христианские церкви
Католическая церковь сопротивляется этому и

сайт копирайтеров Евгений