<<< ΛΛΛ >>>
примеры можно продолжать до бесконечности (58).
Удушающий диктат галахи, разраставшейся, словно снежный ком,-основной
продукт академии "Бет-Шамма". Более гибкое отношение Гиллеля к обычаям
шаммаиты расценивали как прискорбный либерализм, расшатывающий правоверие. С
их точки зрения, лучше было соблюсти сто лишних мицвот, чем упустить хоть
одну.
Жаркие споры между членами школ привели к тому, что некоторое время в
Израиле существовало как бы "две Торы" (59). Характерно, что только один раз
"Бет-Шаммай" сдался (60). Гиллель же предпочитал избегать препирательств и
чаще уступал ради мира. Не смогли противиться шаммаитам и его ученики.
Фанатики, как правило, умеют одерживать верх, играя на рабских струнах
человеческой психики.
Шаммаю был по душе пессимизм Экклезиаста. Жизнь он считал тяжким
бременем и полагал, что лучшая доля для человека - не родиться совсем (61)
(едва ли этот закоренелый враг язычников подозревал, что повторяет греческое
изречение). Дух времени коснулся и самого стража Торы. По словам еврейского
историка Генриха Греца, "вследствие чрезмерного рвения шаммаитов и
уступчивости гиллелитов иудаизм получил совершенно иной, мрачный характер;
он стал религией, которая учила и рекомендовала бегство от мира" (62).
Живя в обрядовой цитадели, шаммаиты безмерно гордились своей
праведностью. Они не упускали поводов демонстрировать ее повсюду. Одни из
них ходили, опустив глаза, чтобы не смотреть на посторонних женщин, другие
<<< ΛΛΛ >>>
Очерки внутреннейжизни иудейского народа перед пришествием христа спасителя Нетребует от провидения права
|