<<< ΛΛΛ >>>
Звездоплавателям. Калуга, 1930 . С. 15). Но при этом он не отрицал и другой,
невещественной причинности. "Я не только материалист, но и панпсихист,
признающий чувствительность всей вселенной" (Циолковский К. Э. Монизм
Вселенной. Калуга, 1925. С. 7). Ученый считал, что одухотворенность присуща
всей природе, каждому атому; он верил в существование разумных
нематериальных обитателей космического пространства (Циолковский К. Э. Воля
Вселенной. Калуга, 1928). Вселенная же в целом, согласно его учению,
восходит к высшей Причине.
"То, что происходит и развивается, - писал он, - ход этого развития -
зависит от начальной Причины, вне природы находящейся. Значит, все зависит
от Бога". И несколько далее продолжает: "Бог есть причина всех явлений,
причина вещества и всех его законов" (Циолковский К. Э. Образование Земли и
Солнечных систем. 1915. С. 7, 10). Это уж никак не похоже на материализм! Но
пойдем дальше. В 1925 году Циолковский выпустил в Калуге специальную брошюру
"Причина космоса", в которой он обосновывает свое богопонимание. Ввиду того
что книга эта малоизвестна, мы приведем здесь почти целиком ее заключение,
опущенное в переиздании 1986 года.
"Причина несоизмерима со своим творением, так как создает вещество и
энергию, чего космос не в силах сделать. Для нее ограничено то, что даже для
высочайшего человеческого ума безначально и бесконечно.
Космос для нее определенная вещь, одно из множества изделий Причины. Мы
<<< ΛΛΛ >>>
Религия Мень А. История религии. 10 возрасте Материи придается творческая сила различие эволюцию Он стал переходить рубеж собственно науки руководства характера Время в воздухе влиянием привело
|