Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

в) При рассмотрении духовной атмосферы XVIIIв. необходимо отметить особую роль редемптористов («Общество Пресвятого Искупителя», 1732)188, деятельность которых во главе с Альфонсо Лигуори (1696_1787) стала неоценимым источником утешения для народа. Влияние ордена, поначалу распространявшееся на Южную Италию и Церковное государство, постепенно охватывает всю Европу и проникает даже за океан. Необычайные достижения ордена имели тем большее значение, что удивительно точно отвечали религиозным нуждам общества— необходимо было преодолеть чрезмерную жесткость учения янсенистов путем проповеди божественного милосердия. Благодаря воспитанию нового поколения духовных отцов, Альфонс Лигуори для многих сделал вновь доступной Божию благодать. Критика его казуистической концепции морали не должна заслонять от нас истинного значения его писательского творчества (111 произведений, выдержавших за период до 1933г. 17125 изданий на различных языках!).

Если немецкая философская и общественная мысль (представители классициз ма и идеализма) еще в XVIIIв. предсказывала неизбежность всеобщего религиозного переворота189, то и корни всеобщей католической реставрации, большой вклад в которую внес орден редемптористов в целом, и один из его членов-неитальянцев Клеменс Мария Хофбауэр в частности, следует искать в конце того же столетия (см. §112).

г) Для справедливой оценки эпохи Просвещения нужно помнить и то, что термины и понятия, которые сегодня кажутся нам абсолютно нехристианскими и некорректными в религиозном смысле (как, например, часто упоминавшиеся в то время «провидение» и «божество»), в XVIIIв. нередко заключали в себе истинно христианский смысл190.

Даже сами богословы-просветители в Майнце, Трире, Бонне, Вюрцбурге и Ландсхуте не только громогласно полемизировали по поводу отдельных христианских понятий (целибат, монашество, праздники святых, почитание реликвий и латинская литургия), но при этом преследовали порой определенные цели, имевшие много общего с христианскими идеалами. В XVIIIв., в эпоху Просвещения, существовало целое направление в реформаторском богословии, которое с полным основанием можно было назвать католическим. Представи тели этого направления признавали в качестве основы богословия Библию и горячо отстаивали необходимость проповеди и семейного благочестия (переводы Библии); их споры о внешнем оформлении литургии имели своей целью сделать ее более понятной простому народу (попытки ввести в литургию народный язык). Свободный перевод псалмов на немецкий язык, сделанный Карлом Вессенбергом, и по сей день считается вершиной выражения истинно народной религиознос ти. В конце концов такая концепция христианства, несмотря на всю свою религиозную неполноценность и односторонность, из голой теории выросла в практическое движение милосердия.
 

§106. Французская революция

I. Хронология событий

1789 год, 17 июня. На заседании Генеральных штатов в Версале депутаты третьего сословия объявили себя Национальным, а 9 июля— Конституционным собранием (constituante). Они были поддержаны низшим духовенством (23.6).

14 июля. Штурм Бастилии (государственная тюрьма в Париже). Рост недовольства среди крестьян. Созыв национальной гвардии для восстановления порядка в стране.

4 августа. Представители дворянского и духовного сословия отказываются от своих привилегий. Отмена феодально-абсолютистского строя, все граждане облагаются одинаковыми налогами.

26 августа. Принята «Декларация прав человека и гражданина» (архиепископ Бордо полностью поддержал Декларацию, включая также вопрос о религиозных и культовых свободах; католичество фактически больше не являлось государственной религией).

5/6 октября. Восстание народных масс в Париже. Король и Национальное собрание вынуждены переехать в столицу. Начало давления низов под предводительством Якобинского клуба (Робеспьер) на Национальное собрание.

2 ноября. По предложению епископа Талейранаиздан указ о национализации всех церковных владений; государство взяло на себя содержание духовных лиц («офицеров морали»), монастырей и приютов.

1790, 13 февраля. Роспуск всех монастырей. Части монахов была обещана пенсия, другие же должны были быть распределены по разным домам. Монахини имели право первое время оставаться в своих монастырях; монастырская собственность была конфискована и распродана.

12 июля. Принят государственный закон — гражданская конституция — о духовенстве (Constitution civile du clergev); перераспределение епархий и передача их в ведомство департаментов (83 вместо 133). Согласно этому закону, епископы и приходские священники должны были избираться на должность, как и другие служащие; епископы объявлялись независимыми от папы.

27 ноября. Принятие закона об обязательной присяге духовных лиц на верность гражданской конституции (сначала это относилось к членам Национально го собрания, затем— к епископам и, наконец, ко всему духовенству). Из 44 депутатов от епархий лишь двое принесли присягу, а во всей Франции из 133 епископов лишь четверо последовали их примеру; из низшего духовенства принесли присягу две трети, причем количество присягнувших сильно колебалось в различных областях (от 8 до 89%). Мотивы отказа от присяги не во всех случаях носили религиозный характер, например, в случае с высшим духовенством большое значение имели сословные интересы. Духовенство обращается к папе с просьбой признать гражданскую конституцию; Пий VII колеблется. Выбраны 83 новых епископа— Церковь становится конституционной.

1791 год. Усиливается общественное влияние жирондистов и радикальных якобинцев (= монтаньяры); во главе движения стоят Робеспьер, Дантон и Марат.

13 апреля. Папа осудил гражданскую конституцию, после чего многие священники отказываются от принесенной ими присяги.

20-25 июня. Неудавшаяся попытка бегства Людовика XVI.

 <<<       >>>   

Постепенно трансформировавшийся в радикальные революцион ные идеи
Как католический историк
В последнюю очередь история конфессий
12 церковной
Их монастыри стали развивать ту же основную деятельность

сайт копирайтеров Евгений