Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

д) Несмотря на это, с иудеями не было покончено. Генрих IV, извещенный курьером из Майнца, взял под свою защиту все синагоги Германии. Он даже разрешил иудеям возвращаться к своей религии18.

12. Когда один из цистерцианских монахов проповедовал на Рейне Второй крестовый поход и в результате начались стихийные погромные действия против иудеев, проявилась сила пророческого видения св. Бернарда Клервоского: он сумел ввести монахов в рамки и стал защитником иудеев19 — их не нужно ни преследовать, ни уничтожать, ведь они живые свидетели нашего спасения, которые живо напоминают нам о страданиях Христа20.

Правда, как раз у Бернарда проявляется, насколько далека мысль того времени далеко отошла от желания подлинной евангельской миссии среди иудеев. Из его последней книге («О созерцании») (§ 50) видно, что после ужасающего поражения, которым закончился Второй (его!) крестовый поход, европейское сознание начало глубже понимать, что язычество — это реальность, что за пределами Европы еще есть обширная пашня, ожидающая исполнения наказа Господа о проповеди. Итак, св. Бернард напоминает папе о его долге не ставить ограничений проповеди Евангелия. Слово веры должно возвещаться повсюду: «Насколько ты в силах, ты должен стараться неверных обращать к вере, обращенным не давать отпасть от веры, отпавших возвращать обратно... Совращенных (еретиков и схизматиков) должно властно уличать: либо они должны сами исправиться, либо у них насильственно нужно отнять право и возможность вводить в заблуждение других...» А как быть с иудеями? «Что касается их, то здесь ты должен оставить усилия: для них (т. е. для их обращения) определен свой срок. Только после обращения всехязычников придет их время; его нельзя ускорить».

13. Во время Третьего крестового похода с очень жестким указом против иудейских погромов выступил Барбаросса: тому, кто нанесет рану иудею, должно отрубить руку, а за убийство иудея полагается смертная казнь. Что же касалось постоянных налогов, то иудеи стали «императорскими каммеркнехтами», которых не следует угнетать. Архиепископ Майнцский даже постановил, что крестовый поход, совершаемый убийцами иудеев, бесполезен, т. е. не обеспечивает своим участникам отпущения грехов.

III. Позднее средневековье

1. В позднем средневековье положение иудеев в Европе становилось все менее защищенным в правовом отношении и по-человечески все более тяжелым. Действие факторов и сил, направленных против них, стало теперь более последова тельным. Теперь иудеи стали в точном смысле слова инородным телом внутри христианского Запада. Уже III Латеранский собор потребовал введения гетто и диффамирующей одежды для иудеев (желтые колпаки и иудейские звезды)21. Правда, Иннокентий III с позиций богословия к заслуживающим отвержения относит только часть иудеев. Но, с другой стороны, у него есть и такие формулировки22: «Это иудеи пригвоздили Христа ко кресту, они — Богом проклятые, «servi», рабы. Христиане свободны благодаря Христу; они должны держать иудеев в постоянном рабстве». IV Латеранский собор возобновил эти требования, а в середине века Климент IV через одного из кардиналов-легатов пытался добиться, чтобы они были реализованы по всей империи. Однако во многих областях строгое разделение не было проведено до XV в.

У канонистов сформировалось теперь мнение, что позволительно отбирать у иудеев детей и крестить их. Правда, Фома Аквинский и Александр Гэльсский возражали против этой страшной идеи. Но Дунс Скот и его школа защищали ее.

2. а) Вина христиан ужасающе росла. Уже упомянутые тяжелые подозрения с невероятным легковерием распространялись с церковных кафедр, через литературу или в виде слухов и навлекали на иудеев санкционированные законом или стихийные расправы. В театрализованных изображениях Страстей Господних, которые возбуждали фантазию толпы, образы убийц Христа были наиболее отталкивающими и опознавались по одежде как евреи. Толпа легко узнавала в них иудеев и на этом основании формировала свое представление об иудействе вообще.

б) Со времени провозглашения догмата о Пресуществлении выросло не только почитание Евхаристического Тела Христова, но и умножились суеверные представления. Они опять были связаны с иудеями, и все чаще возникали слухи, обвинявшие иудеев в похищении гостии (в том числе через подкупленных ими христиан)23 и ритуальных убийствах. С XIII по XVIII вв. папы часто бывали вынуждены в своих буллах опровергать кровавые наветы на иудеев.

Не только страсти толпы, разгоряченные воображаемыми, а иногда, как доказано, сознательно вымышленными обвинениями, приводили к кровавым погромам, но и правосудие внесло в них свой вклад. Тяжкие подозрения «доказывают ся» посредством пыток, если признание, сделанное под пытками, берется назад, это расценивается как закоснение и отпадение, которые, конечно же, должны быть наказаны, — вот заколдованный круг, порождающий тот жестокий и несправедливый антисемитизм, который так сильно отягощает историю позднего средневековья. Иудей был колдуном и служителем антихриста, на него просто списывалось все дурное и зловещее. В песнях и обывательских представлениях, в особого рода поговорках употребление проклятия: иудеев повесить, утопить, сжечь,— было самым обычным делом. Чтобы избавиться от исповедующих иудейскую веру использовались лживые обвинения24.

в) Поскольку начиная с Х в. были введены законы, ограничивающие для иудеев право владения землей, им пришлось искать себе другие средства к существованию. Им оставались торговля и финансы, в которых они заметно преуспели. Денежные операции казались предназначенными именно для них уже потому, что христианам было запрещено взимать проценты. Правда, в ростовщичестве иудеев, так часто служащем предметом обвинений 25, принимали участие князья и господа: зачастую они сами устанавливали неимоверные проценты (до 30_40% в неделю!), требуя отправлять крупные суммы прямо в свои кассы.

3. а) Несмотря на вышедшие законы о защите иудеев (см. выше § 72, II, 11д, 13) с конца XIII в. само их существование оказалось под угрозой. В Германии в 1298 г. были уничтожены почти все общины Баварии, Австрии и Франконии; в 1336_1338 г. происходили стихийные расправы по всей Южной Германии до самой Богемии. В 1348_1350 гг. шествия флагеллантов несли с собой ужасающие погромы по всей Западной и Центральной Европе. В Страсбурге в 1349 г. иудеев сжигали на деревянном помосте; они могли остаться в живых, если решались креститься. Маленьких детей против желания родителей вытаскивали из огня и крестили. Гуситские войны — как прежде альбигойские — в начале тоже сопровождались подобными явлениями. При погромах, естественно, имела место самооборона и уличные бои. Не раз встречаются сообщения, что иудеи в отчаянии сами поджигали собственные дома и искали смерти в огне.

б) Со второй трети XIII в. мы сталкиваемся все чаще с особым видом насилия: конфискацией и сожжением священных книг иудеев. Уже в 548 г. Юстиниан требовал в Восточной империи уничтожения Талмуда. И в раннем западном средневековье иногда посягали на священные книги, но это противоречило закону. Григорий I в некоторых случаях настоятельно требовал, чтобы иудеям были возвращены их священные книги. Напротив, к Григорию IХ бежал из Ла-Рошели Донин, фанатичный иудей, обращенный в христианство. Он возбудил в 1240 г. первый крупный антиталмудический процесс. Он собрал 24 повозки текстов Талмуда и комментариев. Перед нами начало того жестокого гонения на иудейскую литературу, который через процесс Рейхлина-Пфефферкорна ведет прямо в Реформацию.

4. а) И наконец, умножаются преследования на основании особых чрезвычай ных законов. В позднем средневековье началось повсеместное изгнание иудеев из Англии, Франции, Испании и Германии.

Многочисленные иудеи Англии были взяты королем под защиту короля из финансовых соображений; им было запрещено эмигрировать, и они со всем своим имуществом становились его собственностью. При коронации Ричарда I Львиное Сердце в Лондоне начались беспорядки, за которыми последовали убийства и истребление иудеев в других местах, пока, наконец, в 1290 г. они не были высланы, а их имущество конфисковано.

В Испании после кровавых прелюдий XIV в. 26 начались великие гонения при «католических величествах» Фердинанде и Изабелле. В 1492 г. до 50 000 иудеев вынуждены были принять крещение, чтобы спастись от изгнания и потери имущества: образовалась (как и вследствие великих диспутов 27) масса принудитель но крещенных (магометан и) иудеев, так называемых марранов, число которых необычайно быстро росло (некоторые из них спаслись в Италии и Голландии).

В Германии иудеи тоже были изгнаны почти со всех территорий и из городов (здесь основной движущей силой были гильдии). Упоминавшиеся кровавые погромы 1298 г. связаны с именем Ринтфляйша (Немецкий дворянин, возглавивший антииудейский погром, который возник в связи со слухами об осквернении гостии. — Прим. ред.); в 1384 г. были вырезаны все иудеи Нёрдлингена. Часто, когда изгоняли иудейскую общину, синагогу сжигали. Печально знаменитый пример — разрушение в начале XVI в. синагоги известной древней иудейской общины в Регенсбурге и возведение на ее месте паломнической капеллы во имя «прекрасной Марии». Многие восточноиудейские и галицийские общины основаны переселенцами с запада или с юга во времена позднего средневековья

Итог таков: в позднем средневековье можно говорить о том, что жизнь и имущество иудеев постоянно и повсеместно (за исключением Италии) находились под постоянной угрозой. Более подробный экскурс в историю отдельных стран и городов выявляет это с абсолютной ясностью. В архиепископстве Майнцском только во второй половине XIII в. мы знаем гонения 1266, 1276, 1281, 1283, 1285, 1286, 1287, 1298 годов... Но такое бывало не только в городах, то же самое происходи ло и в сельских местностях, в первую очередь после того как иудеи были изгнаны из стольких городов (особенно в XV и XVI вв.): все новые и новые страдания, жестокости, убийства.

б) И опять нельзя сказать, что все исчерпывается этими мрачными событиями. В истории городов во все века, в том числе и в позднем средневековье, бывали периоды, когда иудеи жили спокойно и жили общинной жизнью при самоуправ лении под началом своего «иудейского епископа», могли проводить раввинские соборы и заключать финансовые сделки с самыми высокопоставленными лицами, епископами или соборными капитулами. Часто через несколько лет после гонений они возвращались к своей прежней деятельности на прежнем месте; если община была совсем уничтожена, то вскоре другие иудеи отваживались поселиться на месте погибших. С 1407 г. иудеи Германии подчинялись собственному имперскому раввину.

 <<<       >>>   

Убийства еретиков в кёльне в 1144 г
Христиане
2 востока
Во франции духовенство жило в основном воспоминаниями о дореволюци онных временах
10 времени

сайт копирайтеров Евгений