Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<       >>>   

ж) При такой общей ситуации можно только удивляться, что еще находились иудеи, которые переходили в христианство по своим внутренним убеждениям и жили как образцовые христиане. Конечно, они составляли настолько редкое исключение, что для общей картины это не имело значения. До мусульманского вторжения (711 г.) церковно-государственная политика по отношению к иудеям оставалась практически безрезультатной. Это проявилось при завоевании страны арабами: иудеи перешли на сторону новых правителей. Для синагог это стало временем наивысшего расцвета, и дело даже дошло до иудаизации власти — с одобрения арабов.

8. а) Около конца Х в. римское право исчезает повсюду, кроме Южной Франции; одновременно ухудшается положение иудеев и в человеческом, и в юридическом отношении. Все государственные должности были для них закрыты. Из землевладельцев, какими они были до сих пор, они были вынуждены стать арендаторами. Правда, Генрих II еще в 1004 г. воспротивился, когда рейнские епископы претендовали на право распоряжаться иудеями; но новая концепция восторжествовала; теперь иудеи могли владеть землей только как пожизненным леном, который после смерти арендатора возвращается к своему хозяину.

б) Положение иудеев ухудшается вместе с ростом средневекового христианско го сознания на Западе, который начиная приблизительно со второго тысячелетия более ясно и определенно воспринимает себя как единый христианский организм, представленный имперской Церковью. Кроме того, чем больше с XI в. развивался план вырвать Палестину из рук неверных силой оружия, тем скорее иудеи (которые, впрочем, никогда окончательно не оставляли своих мессианских надежд на Святую Землю) могли казаться врагами этой христианской Европы. Внутри христианского общества и христианских государств, а тем более внутри объединяющей Запад Латинской Церкви, некрещеные все отчетливее и определеннее воспринимались как враги.

в) В начале XI в. эту позицию существенно укрепило обвинение иудеев в государственной измене15: предполагались тайные интриги между иудеями Италии и Франции и мусульманами (считалось, что иудеи подстрекали мусульман к разрушению святых мест). Тогда во многих странах было решено изгнать иудеев. Происходили стихийные беспорядки с погромами и убийствами (например, в 1012 г. в Майнце).

Свою роль сыграли страх и напряженное ожидание конца света в 1000 г.: на иудеев смотрели как на потенциальных союзников грядущего антихриста. Или же на них возлагалась ответственность за землетрясения (например, в Риме в 1020 г.).

Сильнейшая антипатия по отношению к иудеям находит ясное выражение в символике «обряда пощечины», принятого в то время в Тулузе: на Пасху кто-нибудь из иудеев должен был получить от одного из христиан пощечину как своего рода возмездие или искупление страданий и смерти Господа.

Снова жестокое выражение приняла неприязнь к иудеям в Испании. Там в XIв. война против арабов понималась как ярко выраженное религиозное христианское предприятие; солдаты из иудеев, разумеется, не могли принимать в нем никакого участия. Поэтому, прежде чем вступить в бой с арабами, по дороге перебили всех израэлитов. Тогда (1063 г.) папа Александр III порицал то, что с иудеями поступали так же, как с мусульманами16.

9. Разнообразные способы и этапы ухудшения правового статуса иудеев в период раннего европейского средневековья были представлены (за исключением гонений в королевстве вестготов) лишь единичными эпизодами. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что изгнание из какого-нибудь города не препятствовало тому, чтобы в том же году или несколькими годами позже там снова оказывались иудеи и иудейские общины. Тем не менее уже то, что эти беспорядки происходили одновременно в стольких местах и так часто, выглядит грозным предвестием грядущих несчастий. Действительно, положение иудеев было неустойчивым в самых разных отношениях. В злосчастном 1096 г. казалось, что в рейнских городах все нормально; но тогда же стало ясно, каким обманчивым было внешнее спокойствие.

Важное свидетельство происходящих здесь перемен предоставляет нам канонистика: в отличие от Буркхарда Вормсского († 1025 г.), который основывает свое суждение об иудеях на предвозвещенном им в конце времен спасении, Иво Шартрский (1094 г.) в своем сборнике объявляет иудеев проклятыми вместе со всеми еретиками.

10. И все же это еще не было окончательным поворотом. Напротив, благодаря покровительству Генриха IV и Барбароссы, даже крестовые походы не уничтожили всех правовых гарантий иудеев; они еще не стали тем бесправным народом, который предстает перед нами в позднем средневековье.

Однако с точки зрения истории Церкви крестовые походы являются решающими для нашей темы, потому что бесчисленные проявления жестокости особенно настойчиво заставляют поставить вопросы, сформулированные в начале этого параграфа, — и дать на них отрицательный ответ. Жизнь ближнего мало значила для многих христиан, если речь шла об иудее; к нему относились так же, как к мусульманину, уничтожение которого (как формулирует даже св. Бернард в уставе тамплиеров) — не убийство (homicidium), но «уничтожение зла» (malicidium).

11. а) Об антисемитских актах насилия в начале Первого крестового похода сообщают достоверные христианские и иудейские источники. Некоторые сообщения христианских авторов поистине обезоруживают своей наивной жестокостью: «Когда крестовые походы проходили через Саксонию, Богемию и восточную часть Франции», они «остатки гнусных иудеев, этих врагов Церкви, во всех городах

б) Тогда заявили о себе те неискоренимые подозрения, которые с тех пор и до Нового времени будут постоянно всплывать и волновать души легковерного народа и приводить к жестоким судебным процессам или, скорее, к противозакониям: обвинения в осквернении гостии, ритуальных убийствах, распространении чумы, отравлении колодцев, источников, рек.

в) Начало Первого крестового похода в 1096 г. ознаменовалось ужасающими событиями на Рейне, точнее в Майнце, Кобленце и Вормсе, Нойсе, Трире, Андернахе и Меце, а также в Богемии и Венгрии. Потрясают свидетельства о вымогательствах и убийствах, совершавшихся с бессмысленной и бесцельной жестокостью, из одних лишь низменных инстинктов.

Иудейские общины севера Франции предупредили общину в Майнце об опасности, сообщив о движущихся на юго-восток толпах крестоносцев. Иудейская община Майнца ответила, что охотно готова оказать своим французским единоверцам всю возможную помощь. Сами же они, по их мнению, находятся в полной безопасности!

Вскоре стало очевидным, как правы были французские иудеи. Стали известны приписываемые Готфриду Бульонскому слова, что по пути в Святую Землю нужно сначала уничтожить иудеев. Распространялось также зловещее убеждение, что каждому, кто убьет одного из них, простятся всякая вина и грех.

Действительно, несмотря на то что Готфриду Бульонскому, а затем архиепископу Майнцскому и местным бургграфам и, наконец, прибывшему в Майнц основному контингенту «крестоносцев» предлагались значительные денежные суммы, над иудеями грянуло несчастье. Они поднялись на вооруженное сопротивле ние «во славу Имени Божьего». Разразилась ужасная трагедия, исполненная чудовищной жестокости. Вечером 27 мая 1096 г. была уничтожена боvльшая часть общины. Произошло также множество самоубийств (женщины кончали с собой, убив сначала своих детей). Около полусотни иудеев спаслись в епископском дворце, затем под охраной они были переправлены в Рюдесхайм. Но и там перед ними был лишь выбор между принудительным крещением и смертью. Все были убиты или покончили самоубийством , в том числе и принудительно крещенные.

Число убитых превысило 1000. В Вормсе тоже было около 1000 жертв17. Только епископ Шпайера, который прежде предоставил в своем городе иудеям право на проживание с самоуправлением, и в этом случае взял верх над чернью.

 <<<       >>>   

Ломбардских имперских епископов противопоставили антипапу
Совершаемых им таинств
Константин константина империи
1 единство
Говорят в начале реформации такие деятели

сайт копирайтеров Евгений