Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Все предметы личного благочестия синхронизируются в захоронениях с характерными для исследуемых территорий типами курганных древностей. В этом смысле инвентарь в погребениях с христианскими древностями не отличается от состава вещей в захоронениях без таковых. Однако в целом погребения с предметами личного благочестия богаче по составу инвентаря, наличие монет и изделий городского ремесла в комплексах свидетельствует о более активных внешних контактах представителей оставившего погребение коллектива и раскрывает конкретные механизмы христианизации сельских общин.

На данном этапе христианизации Древней Руси обычный для городских христианских погребений X в. курганный обряд в конце XI в. становится нормой для древнерусской деревни, тогда как в городах и боярских селах уже преобладают грунтовые погребения. Но основанием для вывода о длительном сохранении традиций язычества эти факты служить не могут. Тем более что с рубежа XII-XIII вв. фиксируется традиция каменных могильных крестов, которые ставились и на курганных некрополях (Старица, Плешковицы) [52]. Различные варианты ингумации (курган, жальники, грунтовое погребение) должны рассматриваться как равноценные проявления погребальной христианской культуры, различия между которыми объясняются местными традициями и природными факторами.

Археологические данные об эволюции погребального обряда надежно синхронизируются с письменными источниками и могут считаться обоснованным свидетельством христианизации и становления христианской культуры на ранних этапах распространения новой веры. Вещественные древности позволяют охарактеризовать древнерусскую культуру как цельную систему, соответствующую христианскому мировоззрению. Именно сельское сословие Древней Руси, которое обычно рассматривается как носитель языческих традиций в культуре, начинает называть себя "хрестиане"-крестьяне (берестяные грамоты Новгорода № 310, 540) [53]. Понятие "двоеверие" должно восприниматься как искусственное изобретение древнерусских книжников, не отражающее сущность происходящих на Руси духовных процессов. Христианизация предстает в истории России как феномен религиозного творчества, переосмысливающий архаичные культурные традиции и включающий их в новую христианскую культуру [54].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Седов В.В. Распространение христианства в Древней Руси // КСИА. М., 1993. № 208. С. 3-11.

2 См.: Васильевский В.Г. Труды. Т. 3. Пг., 1915. С. 64-68, 95-96; Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 384-385.

3 См.: Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915. С. 279-281.

4 См.: ПСРЛ. Т. 9. М., 1962. С. 12; Т. 22. Ч. 2. С. 153-154; Т. 21. Ч. 1. С. 36; Т. 2. С. 235;

Т. 31. С. 37.

5 См.: ПВЛ. СПб., 1996. С. 25.

6 См.: Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1967.

Т. 2. С. 106.

7 См.: ПВЛ. С. 26, 38.

8 См.: Херрман И. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 104; Arbman H. Schweden und das Karolingishe Reich. Stockholm, 1937; Selling D. Wikingerzeitliche und fruhmittelaltliche keramik in Sweden. Stockholm, 1955. C. 47, 54; Jankun H. Hathabu, ein Handelsplatz Wikingerzeit. Neumunster, 1963. C. 196.

9 См.: Корзухина Г.Ф. Курган в урочище Плакун близ Старой Ладоги // КСИА. М., 1971. № 125. С. 59-64; Назаренко В.А. Могильник в урочище Плакун // Средневековая Ладога. Л., 1985. С. 156-169.

10 См.: Крузе Ф. О происхождении Рюрика // ЖМНП. 1836. №1. С. 43-48; Беляев Н.Т. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Seminarium Kondacovianum. 1929. Т. 3. С. 215-270; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М., 1901. Т. 1. Ч. 1. С. 46; Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982; критика версии: Ловмяньский Г. Рорик Фрисландский и Рюрик Новгородский // СС. 1963. Вып. 7.

11 См.: Назаренко В.А. Могильник... С. 162, 168.

12 См.: Eisenschmidt S. Kammergraber der Wikingerzeit in Altdanemark //Universitatforschungen zur prahistorischen Archaologie. Bonn, 1994. Bd 25.

13 См.: Каргер М.К. Древний Киев. М.-Л., 1958. Ч. 1. С. 142-143, 174-177, 190-191, 208-210, 210-211; Церква Богородицi Десятинна в Киевi. До 1000 лiття освячення. Київ, 1996. С. 43.

14 См.: Каменецкая Е.В. Заольшанская курганная группа Гнездова // Смоленск и Гнездово. М., 1991. С. 164, 167, 168. Путь из варяг в греки и из грек. Каталог выставки. М., 1996. С. 53. № 277-284; Авдусин Д.А., Пушкина Т.А. Три погребальные камеры из Гнездова // История и культура древнерусского города. М., 1989. С. 193-196, 203, 204, 196-200, 233; Спицын А.А. Гнездовские курганы в раскопках

С.И. Сергеева // ИАК. Вып. 15. СПб., 1905. С. 6-74; Равдина Т.В. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. С. 42; Булкин В.А. "Курган 97" из раскопок С.И. Сергеева в Гнездове // Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982.

15 См.: Блифельд Д.I. Давньоруськi пам'ятники Шестовицы. Київ., 1977. С. 160-163, 210, 211. Табл. 21, 22; Андощук Ф.О. Топографiя та хронологiя Шестовицького могильника // Археологiя. 1995. № 3. С. 115-122.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Курганы санкт петербургской губернии в раскопках л погребения раскопках
Вещественные древности позволяют охарактеризовать древнерусскую культуру как цельную систему

сайт копирайтеров Евгений