Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По мере нарушения единства гражданского коллектива связи, обусловленные fides, постепенно ослабевают. С одной стороны, в результате расслоения общества возникают отсутствовавшие прежде внутренние границы, с другой внешние границы полиса постепенно размываются. Разрушение отношений, основанных на fides, особенно губительно в обществе, где ценности традиционно респективны, ибо результатом становится обесценивание настоящего.

Завтра ты живешь? И сегодня-то поздно жить, Постум;
Истинно мудр тот, Постум, кто пожил вчера15.

Разумеется, представления о целостности мира не исчезают полностью, но существенно изменяются и, например, в философии гностиков прилагаются к области нравственного (ко всему относиться с любовью, потому что части должны иметь отношение к целому и состоять в гармонии с ним...)16.

Однако в обыденной жизни, для низших слоев общества актуальным становится, как показала Е. М. Штаерман, поиск «индивидуальной связи с богом, не зависящей от положения верующего»17 и способной компенсировать нарушенную целостность.

Рост дискомфорта в отношениях с окружающим миром приводит к восприятию последнего как источника зла. Субъективно мир распадается на две части материальную и идеальную, куда и вытесняется божество носитель мирового порядка18. Одно из следствий подобного раскола перенос чувства враждебности на себя как на составную часть мира, что постепенно концентрируется на материальной части «Я», телесной оболочке. Человек вступает в новый этап освоения действительности, на котором экстраверсия как путь познания вытесняется интроверсией19. Привычный чувственный опыт обесценивается. Абстрагирование от мира позволяет осознать новые связи, закономерности.

94
Однако изменение вектора направленности исканий подводит человека к новому противоречию. Интравертивный подход не может сосуществовать с принципом внешней обрядовости, характерным для римской религии. Борьба разнонаправленных сил создает угрозу психической целостности человека. Начинается интенсивный поиск способа разрешения противоречия, фактически способа достижения внутренней свободы, независимо от коллективного мнения. Для человека становится возможным противостоять общественным нормам, что было немыслимо в рамках прежних традиционных отношений.

Все эти противоречия, хотя и выявляются на протяжении I–III веков, остаются в сфере подсознательного даже для интеллигенции. Рядовой гражданин вряд ли осознает причины все возрастающей неопределенности, ощущая лишь ее следствия внутренний дискомфорт, высокую тревожность. По выражению Уолбанка, «каждому было дело лишь до того, чтобы бежать, хотя они вряд ли знали бежать от чего»20. Добавим и вряд ли хотели знать. Стремление осмыслить, что угрожает твоему душевному равновесию, не было свойственно людям, неискушенным в философии. Вообще, подсознательная готовность избегать актуализации конфликта одно из мощнейших защитных средств человеческой психики. В результате все, что способно вынести глубинные противоречия на поверхность, вызывает агрессивную реакцию.

Итак, рост тенденций к агрессии ко II началу III вв. может быть обусловлен, во-первых, ослаблением социального контроля, во-вторых, неактуализированным конфликтом в сфере мировосприятия. Спонтанные гонения, с которыми сталкивались христиане в этот период, были частными проявлениями подобных тенденций. Более важным следствием процессов, протекавших в недрах массового сознания, явилась дестабилизация общества. К III веку сочетание социально-экономических, политических и идеологических факторов вызвало всеобъемлющий кризис. Противоречия были актуализированы, что позволило начать поиск путей для их разрешения. Не случайно именно кризис III века стал периодом приостановления спонтанных гонений на христиан. Конфликт переходит на уровень борьбы организационных систем, и гонителем становится государство. Перед массовым же сознанием открылись куда более эффективные пути исчерпания аффективной сферы.

По истечении нескольких трагических десятилетий, поглотивших жизнь целого поколения, Римская империя обрела новый облик. Дестабилизация общества послужила новой цели патриархальные устои, обращенные в прошлое ценности были подорваны в достаточной степени, чтобы открыть дорогу новой цивилизации.

© 1999 Е.В. Амосова
© 1999 Кафедра истории древнего мира СГУ

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. Ч. 2. История церкви до Константина Великого. СПб., 1910. С. 7.

2 Janssen L. F. Superstitio and the persecution of the christians // VChr. 1979. №33. Р. 131–159.

3 Болотов В. В. Указ. соч. С. 90.

4 Там же. С. 98.

5 Frend W. H. C. Martyrdom and persecution in the Early Church. A Study of a conflict from the Maccabees to Donatus. Oxford, 1965. Р. 2–4.

6 Ренан Э. Апостолы. М., 1990. С. 118.

7 Якобсон В. А. Государство и социальная психология // ВДИ. 1989. №4. С. 78.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В результате расслоения общества возникают отсутствовавшие прежде внутренние границы

сайт копирайтеров Евгений