Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Таким образом, урало-сибирское часовенное согласие в ХХ в. сохранило весь спектр христианского аскетизма, практиковавшегося в миру, без ухода в монастырь. Чаще всего такой аскетизм, как и раньше, был характерен для жизни, промежуточной между мирской и монастырской, и при благоприятных условиях (возможность ухода в скит) приводил к полному отказу от мира. Жизнеспособность описанного вида аскетизма в старообрядческой среде стимулировалась как сохранением докапиталистических семейно-бытовых норм, так и эсхатологическими настроениями, особенно напряженными в периоды религиозных преследований, но не исчезающими и в более спокойное время. Огромное влияние оказывал и продолжает оказывать в этом плане восходящий к древнерусскому круг духовной литературы староверов, а также с немалым трудом и опасностью сохраненная в этом согласии монастырская традиция. К сожалению, анализ воздействия последней на жизнь “мирского” старообрядчества выходит за рамки объема данной статьи.

Примечания

* Статья написана при финансовой поддержке РГНФ (проект № 99–01–00448).

[1] Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. – М., 1986. – С.101, 102.

[2] Санин В. На Веселых горах. – Екатеринбург, 1910. – С.3–12, 19.

[3] Громыко М.М. Традиционные нормы... – С.101.

[4] Санин В. На Веселых горах. – С.20.

[5] Громыко М.М. Традиционные нормы... – С.103, 104.

[6] Зольникова Н.Д. Урало-сибирские староверы в первой половине ХХ в.: Древние традиции в советское время // История русской духовной культуры в рукописном наследии XVI–XX вв. – Новосибирск, 1998. – С.174–190.

[7] Собрание Института истории СО РАН, № 11/90-г, л.118 об., 119, 123 об.

[8] Там же, л.36 об., 37.

[9] Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. – М., 1991. – Т. 1. – С.399.

[10] Покровский Николай. Скитские биографии // Новый мир. – 1992. № 8. – С.198, 199, 202; Зольникова Н.Д. Урало-сибирские староверы... – С.181.

[11] Покровский Николай. Скитские биографии. – С.200, 201.

[12] Собрание Института истории СО РАН, № 11/90-г, л.14.

[13] Духовная литература староверов востока России XVIII–XX вв. – Новосибирск, 2000. – С.324, 325. См. также Покровский Н.Н. Гусли, патефоны и телевизоры // ТОДРЛ. – СПб., 1993. – С.446–450.

[14] Титова Л.В. “Беседа отца с сыном о женской злобе”. – Новосибирск, 1987.

[15] Покровский Н.Н. Гусли... – С.446, 447.

[16] Аввакум Петров. Из книги бесед // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – Иркутск, 1979. – С.94, 95.

[17] Собрание Института истории СО РАН, № 3/90, л.51.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Антифеодальный протест урало сибирских крестьян старообрядцев в xviii в новосибирск покровский
Покровский николай

сайт копирайтеров Евгений