Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

- 370 -

данные для того, чтобы они удовлетворяли его теории. Например, сильно преувеличиваются бедность и социальная неустойчивость галилейских рыбаков-учеников Иисуса, хотя в доиндустриальной экономике рыбаки вели относительно надежную и выгодную торговлю. Еще пример: апокалиптизм упрощенно рассматривается как протест против экономических и социальных условий. Но апокалиптические движения возникают в самых разных слоях общества, например, в США 1970-х гг. они получили широкое распространение среди представителей среднего класса.

Книги Гэгера и Тайссена носят программный характер, но в этом направлении работали и другие исследователи Нового Завета. Б. Дж. Малина исследовал основополагающие социальные установки, структурирующие опыт и переживания в греко-римском мире в первом веке нашей эры. Он обратил вимание на описание "ограниченного" добра: все желанные вещи в жизни существуют в ограниченном количестве и их всегда не хватает.11 Это может проявиться в понимании идеального человека как того, кто никогда не посягает на других и не позволяет использовать себя, достижения успеха или богатства в пределах закрытой системы или социальной организации и поиске небесных покровителей (Бог, Сатана, ангелы, духи). Малина также исследовал важность "двоичной личности" в Средиземноморском мире в эллинистический период.12 Термин "двоичная личность" означает людей, включённых в одну группу в то время, как их поведение определено ценностями других групп.

Динамика милленаристских движений по отношению к раннему христианству была исследована

- 371 -

С. Р. Изенбергом.13 В греко-римской Палестине вопросом, разделившим разные группы, был доступ к искупительными средствами и контроль над ними, особенно это касалось храмового культа и закона. Члены милленаристских движений, таких, как ессеи и христиане, оказались отрезанными от них. Эти движения развивались по следующей модели: (1) чувство утраты храма и подавленность, вызванная этим, (2) конкретное выражение и опробование новых исходных положений о божестве и веры в это, вместе с появлением милленаристской проповеди и (3) их консолидация или распад. В рамках этой формулы Изенберг рассматривает кумранского Учителя Праведности, Иисуса и Павла как милленаристских пророков.14 Все трое претендовали на авторитет, лежащий вне обычных источников власти в еврейской общине, полагались на доступ к высшей истине и высшей силе посредством прямого откровения и подвигали своих отзывчивых последователей к вести надежды для нищих.

Еще один ученый, рассматривающий раннюю Церковь как милленаристское движение - В. Д. Дэвис.15 Основываясь на работе Г. Шолема, посвященной Саббатай Сви, иудейской мессианской фигуре XVII в., он проводит параллель между этим движением и ранним христианством. Он утверждает, что основные проявления мессианского движения - настолько радикальная конфронтация с существующим порядком, что

- 372 -

вера в мессию занимает центральное место и способность сообщить живой опыт искупления многим людям во многих местах. Среди Среди вторичных характеристик - религиозный энтузиазм, чудеса, признаки и деятельность мессии (скрытность, страдание, отсутствие армии и т.д.), преодоление смерти, значительные истолкователи и относительно небольшой интерес к истории жизни мессии и его личности. Несмотря на это сходство, христианство и саббатейство различаются в двух важнейших отношениях: (1) историческое окружение раннего христианства было более комплексным и различным; (2) конструктивная деятельность Иисуса находится в четком контрасте по отношению к негативному, разрушительному и нигилистическому влиянию Саббатея.

Это обсуждение раннего христианства как милленаристского движения естественно привели к рассмотрению его как секты. Как считает Р. Скроггс, община, созданная Иисусом, удовлетворяет основным характеристикам религиозной секты.16 Она появилась вследствие протеста, отбросила реальность, требующуюся истеблишментом, была эгалитарной, предлагала признание и любовь в обшине, была добровольным сообществом, требовала полной преданости от своих членов и существовала перспектива апокалипсиса или второго пришествия.

Особое внимание ученых привлекают послания ап. Павла. В. А. Миикс обратил внимание на фундаментальную неоднозначность социального характера общин Павла.17 С одной стороны, Церковь была эсхатологической сектой с сильным чувством своей замкнутости. С другой - она была открытой сектой, заинтересованной не в оскорблении

- 373 -

нечленов, но в привлечении их к своей вести и членству в себе. Это была, по существу, неустойчивая комбинация, хотя она было чрезвычайно плодотворна. Границы между общиной и окружавшим ее обществом определялись особым языком, подчеркивающим разделение ("избранные" (Рим. 8:33; 11:7; Кол. 3:12 и др.), "братья и сестры" (Рим. 16:1; 1 Кор. 6:5 и др.), "святые" (Кол. 3:12; Евр. 3:1)), обычаи, наказание изгнанием от общей трапезы, создание автономных институтов для снабжения верующих и одобренные взаимодействия с обществом в целом. Послания Павла, особенно к коринфянам, оказались в центре внимания и других исследователей - уже упоминавшегося Г. Тайссона, А. Шрайбера, Дж. Шаца и др.18 В этих исследованиях рассматриваются такие сюжеты, как социальный состав коринфской общины, сущноть споров, ведшихся в ней (например, о идолжертвенном или об общих трапезах), ее роль в путешествиях Павла, изучение харизматичности ап. Павла.

В этот период социологический подход находился еще в стадии становления: было необходимо выработать основные методы работы с раннехристианским материалом (так, Гэгер с готовностью признает, что он пока довольствуется оценкой своего метода исследования христианства как "экспериментального"), создать терминологию и осознать основные трудности, с которыми сталкиваются приверженцы этого подхода при анализе первых веков истории Церкви. Несмотря на все вышеперечисленные препятствия, эти работы смогли заставить по-новому взглянуть на традиционные проблемы

- 374 -

новозаветной истории. Для всех этих исследований характерно стремление показать, каким образом весть Нового Завета относилась к повседневной жизни и реальным нуждам современников. Все авторы сходятся и в том, что текст нельзя отделять от социальной динамики без ущерба для его полноценного восприятия. Большая часть книг, изданных в это десятилетие, была посвященна изучению Нового Завета, но эти работы дали мощный импульс дальнейшему изучению раннего христианства при помощи социологического подхода.

Примечания

1 Harrington D. J. Sociological Concepts and the Early Church: a Decade of Research // Theological Studies. Vol. 41.1. 1980. P. 181.

2 См., например: Said E. Orientalism. New York, 1978.

3 Theissen G. Die soziologische Auswertung religioser Uberlieferungen Ihre metodologischen Probleme am Beispiel des Urchristentums // Kairos. Bd. 17. 1975. S. 284-299.

4 Nock A. D. Conversion. The Old and New in Religion from Alexander the Great to Augustine of Hippo. London, 1933; Bultmann R. Primitive Christianity in its contemporary Setting. New York, 1965; Dodds E. R. Pagan and Christian in the Age of Anxiety. Cambridge, 1965.

5 Gager J. G. Kingdom and Community. The Social World of Early Christianity. Englewood, 1975.

6 Gager J. G. Kingdom and Community. P. 87.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Публикации по истории античного мира публикации редакцией
3 социология раннего христианства истолковывает новозаветные тексты при помощи аналогий

сайт копирайтеров Евгений