Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

тий образовалась не путем абстрагирования конкретных атрибутов мифологических персонажей, а на практике и опыте людей. Многие из физических понятий возникли из скотоводческих и земледельческих терминов.

Основные и существенные определения бытия и познания формировались в процессе борьбы с мифологическим отражением реальной действительности. Они появились в конечном счете под влиянием изменения социально-экономических условий и успехов в научном познании мира. Так, например, мифологический образ мироздания заменился астрономическим в результате наблюдений за небом и изживания астрологии. Представление о необходимости, присущей космосу, содержащееся в образе мойры, освобождается от мифологической оболочки. Вместо религиозных мифов, выражавших нравственные чувства и представления, возникали отвлеченные понятия о совести, благе и справедливости. «Апейрон» Анаксимандра, «нус» Анаксагора, если когда-то и имели отношение к мифологии как олицетворенные материальные силы, обладающие атрибутами бессмертия и неуничтожимое, то в философии потеряли мифологическое значение. Представлению о логосе как магической силе слова противостояло философское понятие о нем как законе, независимом от богов и людей. Философы-материалисты развивали рациональное содержание этого понятия, а философы-идеалисты вернулись к его религиозному смыслу. У эллинов, как и у всех других народов, первые философские представления, возникнув в пределах религиозной формы сознания, сохраняли следы своего пребывания в ней. Философы продолжали пользоваться мифологическими образами часто из-за отсутствия новых средств выражения своих мыслей.

Философы-материалисты очищали стихийно-материалистические и наивно-диалектические представления от мифологической оболочки. Маркс выписал слова Эпикура, что он, объясняя явления природы, делал все «лишь бы только не прибегать к мифу» (2, 121). Философы-идеалисты, наоборот, использовали религиозное содержание мифов, стараясь выразить его в более утонченной форме. Древнегреческий идеализм был продолжением и развитием религии. Знатоки философии Платона говорят, что она была бы невозможна без древнегреческих мифов. «Идеи» Платона есть не что иное, как боги, выраженные

203

языком понятий. Учение Платона об Эросе в «Пире» и сотворении мира в «Тимее», рассуждения о бессмертии в «Федоне» — все это уходит корнями в мифологию. Неоплатонизм вообще чужд разрыву между философией и религией. Идеалистическая философия связана с религиозными мифами, а поэтому ее представители не так уже далеки от истины, когда ищут истоки многих своих взглядов в мифологии.

Поэзия и философия

Реакционные ученые давно создали «теорию» аристократического происхождения философии. У истоков этой «теории» был еще Платон, который учил, что одним людям по самой природе надлежит браться за философию и начальствовать в обществе, а другим — не браться за нее, но следовать воле правителя. Платон признавал, что «философия и поэзия издавна в каком-то разладе» и осуждал поэзию за то, что она, обращаясь к частным представлениям, будто бы не содержит философии, постигающей общую идею, а поэтому изгнал Гомера и других поэтов из своего идеального царства. Прав был Аристотель, отметивший в «Поэтике» связь философии и поэзии. Многое в древнегреческой философии восходит к мифам, сказкам, песням, басням и пословицам, созданным народом.

Исследователь античного фольклора и литературы И. И. Толстой в книге «Аэды» резко критиковал сочинение французского ученого Шарля Отрана, настаивавшего на том, что гомеровская поэзия возникла в жреческой среде, И. И. Толстой доказывал светское происхождение гомеровского эпоса. Он отстаивал мысль В. Г. Белинского о том, что художественный гений Гомера был плавильной печью, из которой грубая руда народных преданий и поэтических песен вышла чистым золотом. В. Г. Белинский указывал, что «глубокие философские идеи скрыты в гимнах поэтов догомеровского времени» (10, 5, 684).

Еще Шеллинг утверждал, что вначале древнегреческая поэзия и философия были неотделимы, но Гомер в своем эпосе их разделил: искусство стало показывать, а философия объяснять. Связь между философией и

204

поэзией оставалась, так как античные философы не были чужды художественному осмыслению мира, пользовались языком поэтических образов. Мудрецы излагали этические взгляды в гномах — стихотворных изречениях, а философы свои естественнонаучные воззрения в поэмах о природе. Мудрецы Хилон, Питтак и Солон, философы Эмпедокл, Ксенофан и Парменид были поэтами.

В. Вундт выделял в истории философии три стадии:

поэтическую, диалектическую и критическую. Поэтическая стадия совпадает с периодом зарождения философии, когда она выражается в космологической поэзии, отличающейся от мифологических произведений лишь тем, что все происходит не по воле человекоподобных богов, а совершается по законам природы. В. Дильтей писал, что «поэзия подготовила возникновение философии в Греции» (88, 54}. С этим был согласен и Э. Целлер, указывая, что поэзия, получившая в Древней Греции богатое развитие в форме эпоса, лирики и дидактики, подвела итоги теологическим, космологическим и этическим воззрениям греческих племен в сочинениях и изречениях и была предшественницей философии. В своем экземпляре книги Э. Целлера «Очерк истории греческой философии» Г. В. Плеханов подчеркнул слова о том, что поэзия определяла предпосылки греческой философии, из которых «последняя исходила и положительно, и полемически» (93, 17). Э. Целлер начинает изложение истории античной философии с Фалеса, а не с Гомера, Гесиода, Ферекида, орфиков, как это делают некоторые новейшие историки античной философии. Философия стала таковой только тогда, когда она вышла за пределы мифологии, а Гомер, Гесиод, Ферекид, орфики еще не порвали с ней. У них были какие-то элементы философии, но в целом их воззрения еще находятся на пороге философии. Геродот даже считал, что Гомер и Гесиод «дали грекам их богов». Поэтому нельзя согласиться с Г. Диллером, опубликовавшим в 1966 г. в Дармштадте в сборнике «Гесиод» большую статью «Гесиод и начало греческой философии», в которой он превращен в родоначальника древнегреческой философии, согласно утверждению Гераклита, что «учитель большинства Гесиод». Гесиод понимал Гею, Хаос и Эрота еще как мифологические образы, а не как физические понятия материи, пространства и движения. Для Гесиода мрак, ночь, смерть, сон,

205

раздор, голод, скорбь и т. д. — это существа. Такое восприятие мира не особенность «умозрительного духа Гесиода», как предполагал историк античной мысли Т. Гомперп, а пережиток первобытнообщинного миросозерцания. В 1962 г. выдающийся английский историк древнегреческой философии Уильям Гутри, в введении к своей многотомной истории греческой философии обосновывает начало ее с Фалеса. Советские историки античной философии всегда следовали той же многовековой традиции. Еще Аристотель, который впервые ввел термин «теология», отделив ее от философии, доказывал, что первыми философами должны считаться милетские мыслители (он называл их фисиологами в отличие от теологов).

Зарождение философии означало не развитие мифологии, а ее неминуемую гибель. Прогресс философии состоял в очищении ее от примеси мифов. В этом смысле прав известный лингвист и религовед М. Мюллер, когда писал, что он готов назвать всю историю философии от Фалеса до Гегеля непрерывной борьбой с мифологией. Эллинская философия начинается с критики гомеровской картины мира, хотя еще Ксенофан говорил: «... сначала все учились по Гомеру». Ученик Анаксимандра Ксенофан (580—450 до н. э.) из города Колофона в Малой Азии был странствующим рапсодом, который в своих стихах, читавшихся под аккомпанемент кифары, критиковал антропоморфизм Гомера, за что даже получил прозвище «обличитель обманщика Гомера». Ксенофан написал две поэмы исторического содержания, элегии и насмешливые стихи о Гесиоде и Гомере, порицая их рассказы о богах:

Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою —

То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:

Красть, и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.

Ксенофан отвергал веру в человекоподобных богов:

Если быки, или львы, или кони имели бы руки,

Или руками могли рисовать и ваять, как и люди,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Биант из малоазиатского города приены в корни так ответил на вопросы
Философия возникает в условиях
Осуществленной французским философом д
Жители атлантиды добились могущества с помощью тайных наук
Критика попыток модернизации древнего знания

сайт копирайтеров Евгений