Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Для древних греков Прометей — прежде всего «герой культуры», родоначальник ремесел и наук, который добыл огонь людям против воли Зевса, за что и был жестоко наказан «царем богов». Эсхил в «Прикованном Прометее» восхваляет его за то, что он научил людей «многим искусствам», «науке чисел и грамоте», сделал «прежде неразумных разумными и мыслить научил», «облегчил людям тяжелый труд». Не случайно понятие филантроп — Друг людей — впервые возникло как характеристика Прометея. Прометей будто бы носил знак рабства: на голове венец из трутняка, из которого делались веревки для связывания непокорных рабов. Освободил Прометея от жестокого наказания Зевса Геракл, в образе которого воплощен народ. В подвигах, совершенных Гераклом, с огромной художественной силой выражена борьба греческого народа против иноземных врагов, такие трудовые подвиги, как приручение животных, осушение болот, выведение плодов. Геракла иногда представляли рабом, который трудился на хозяина.

Возможно, что богоборческие идеи некоторых мифов, особенно сказания о Прометее, повлияли на античных

209

философов-материалистов. Еще Платон относил Прометен к первым философам, намекая, возможно, на то, что философия начинается как «Прометеева ересь», как бунт против бога. Вот почему Прометея всегда ненавидели различные реакционеры. Обер-прокурор святейшего синода К. П. Победоносцев с гневом писал: «В мифе Прометея, связанного Зевсом и пригвожденного к кавказскому утесу, нельзя не распознать идею новейшего скептицизма, в сопоставлении с идеей всемогущего бога, создателя вселенной. Это протест гордого духа против общего верования в бытие божие, отрицание покорности и поклонения божеству» (66, 143). Но именно за это ценили образ Прометея передовые писатели, поэты и философы. М. Горький писал: «Спор человека с богами вызывает к жизни грандиозный образ Прометея, гения человечества, и здесь народное творчество гордо возносится на высоту величайшего символа веры, в этом образе народ вскрывает свои великие цели и сознание своего равенства богам» (24, 24, 29). К. Маркс знал наизусть «Прикованного Прометея» Эсхила, отмечал, что боги Греции были смертельно ранены сказанием о неукротимом Прометее. Маркс называл этого героя, терзаемого орлом, но продолжающего грозить Зевсу, «самым благородным святым и мучеником в философском календаре» (2,25).

Семь мудрецов

Истоки философии в Древней Греции восходят к народным изречениям. Эллинские пословицы и поговорки приобрели мировую известность: «Одна ласточка не делает весны», «Кто в море не бывал, тот горя не видал», «Кому счастье, у того и куры доятся», «Капля по капле и камень точит», «Ленивому всегда праздник», «Гора родила мышь», «Из мухи делать слона» и т. д. Аристотель говорил, что пословицы — это остатки древнейшей философии, уцелевшей с незапамятных времен из-за своей краткости, красоты и остроумия. Некоторые изречения Гераклита близки к пословицам: «Глупец при каждом слове входит в азарт», «Невежество трудно скрывать при опьянении», «Собаки лают на тех, кого они не знают», «Глаза более точные свидетели, чем уши»

210

(«Не верь ушам, а верь очам»), «Ослы золоту предпочли бы солому» и т. д.

У древних греков была очень развита гномическая поэзия, излагавшая в изречениях правила житейской мудрости. Поэты VI в. до н. э. Феогнид, Фокилид и другие славились как авторы двустиший, содержавших моральные сентенции. Поэт Феокрит пишет:

Есть у мудрейших обильный запас изречений,

Много для жизни полезных советов может в нем каждый найти.

В путешествии по Аттике, сообщал Платон, легко научиться нравственности, читая надписи, изречения и стихи философов на гермах (четырехгранных столбах), поставленных на больших дорогах и среди селений. Аристотель составил первый сборник древнегреческих пословиц, который не сохранился. После Аристотеля многие философы собирали пословицы, но уцелели лишь сборники софиста Зеновия (II в. н. э.), записавшего 552 изречения; Дигениана (II в. н. э.), собравшего 776 изречений.

В средневековой Европе очень любили древнегреческие изречения. На Руси особенно был известен переводной сборник «Пчела», составленный в Византии, где славились антологии изречений «Розовый сад», «Фиалковый цветник» и т. д. В «Пчеле», переведенной на русский язык в конце XII в., собраны сентенции о мудрости, добродетели, дружбе, злобе и т. д. В конце XVII в. в рукописи первого сборника русских пословиц «Повести или пословицы всенароднейшие» было в числе прочих 30 пословиц, переведенных с греческого языка. В нашу речь вошли изречения, приписываемые Платону: «Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках», «Доброе начало— половина дела», «Живи не как хочется, а как можется»; Аристотелю: «Корень учения горек, а плоды его сладки», «Из двух зол выбирай меньшее», «Привычка—вторая натура», «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть», «Горе сдружает людей», «От хозяйского глаза и конь добреет»; Плутарху: «Слово—не воробей, вылетит—не поймаешь», «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде». Эллинские мудрецы были так популярны в России, что на иконостасах в церквах помещали их изображения и под ними писали изречения философов.

211

В Москве в Благовещенском соборе были помещены изображения Аристотеля, Зенона, Плутарха, Менандра, Фукидида, Птоломея с их изречениями.

В Древней Греции авторство наиболее известных пословиц приписывалось семи мудрецам, государственным деятелям, жившим в VII и VI вв. до н. э. Гегель считал, что они находятся «на пороге истории философии» (22, 9, 141). К. Маркс указывал, что «греческая философия начинается с семи мудрецов, к которым принадлежит ионийский натурфилософ Фалес» (2, 131). «Sophos есть первый образ, в котором предстает перед нами греческий philosophos, — писал Маркс. — Он выступает мифологически в семи мудрецах, практически — в Сократе и как идеал —у стоиков, эпикурейцев, ново-академиков и скептиков» (1, 3,124).

В Элладе слово «софос» мудрец было связано с ремеслом, техникой, производством. Слово «мудрый» (умеющий что-либо сделать) употреблялось подобно слову «умный». Платон, излагая воззрения Протагора, говорил:

«Я называю мудрецами врачей, если дело касается тела, и земледельцев, если речь идет о растениях». Для древних греков понятия мудрого и нравственного были едины. Гераклит указывал, что мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы прислушиваться к природе и поступать сообразно с ней. Эллины считали мудрость высшим благом: «Мудрому человеку вся земля открыта».

Началом философской эры обычно считается 582 г., когда в Афинах, по словам Деметрия Фалерского, были названы имена семи мудрецов. Точно неизвестно, кто это были. Согласно Платону, у которого в сочинении «Про-тагор» впервые сообщается предание о семи мудрецах, ими считались Клеобул, Питтак, Биант, Фалес, Хилон и Солон. По одному списку седьмым мудрецом был Мисон, а по другому — Периандр. Питтак, Биант, Хилон, Солон — законодатели. Периандр в течение сорока лет был тираном Коринфским. К семи мудрецам причисляли и легендарного поэта Орфея, а Ориген в III в. ухитрился отнести к ним Моисея и Зороастра. До нас дошли изображения семи мудрецов на эллинистической гемме и на двух мозаичных полах римского времени в «зале муз» ватиканского музея, относящиеся к эпохе Александра Великого.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Советуя изучать философию душу
Другие ученые-марксисты внесли ценный вклад в изучение проблем генезиса философии
Философия начинается там
Буддизм проповедует непротивление злу
В отличие от религии идеалистическая философия

сайт копирайтеров Евгений