Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

С ним согласился богословствующий философ Карл Ясперс, признавая, что «библейскую веру сегодня миллионы людей ставят под сомнение, а другим миллионам она вообще неизвестна». В книге Р. Бультмана и К. Ясперса «Вопросы демифологизации», изданной в Мюнхене в 1954 г., авторы ищут путей спасения религиозной веры. Бультман предлагал освободить Библию от устаревшей мифологической скорлупы, перевести ее древние религиозные представления на современный язык, а Ясперс требовал поддерживать веру в библейские мифы, так как только через их «шифры» народные массы могут приобщиться к философии.

Понимая неизбежность полного исчезновения веры в библейские мифы как в божественное откровение, проповедники религии хотят превратить Ветхий и Новый завет в «кладезь философии», наделить их какой-то особенной мудростью. В капиталистических странах многие буржуазные философы-идеалисты часто называют Библию «великой сокровищницей мудрости», «этической энциклопедией древнего мира», отмечают, что первая книга Ветхого завета имеет философское название «Бытие», а в некоторых псалмах Давида и книгах пророков с большой силой передана мысль о ничтожности человеческих желаний и целей, что якобы так актуально для XX в. Маркс отвергал попытки отождествить «ветхозаветную мудрость» с философией. Он писал, что «в еврейской религии содержится в абстрактном виде презрение к теории» (1, 1, 411). Даже такие апологеты Ветхого завета, как еврейские буржуазные ученые, часто признают, что в нем не следует искать сознательной философской мысли. В «Еврейской энциклопедии» говорится: «Ни в какой другой религии священные книги не заключают в себе столь мало философского элемента, как в еврейском ветхозаветном каноне... Тут нет места для философии. Философская окраска двух книг ветхозаветного канона, Иова и Екклезиаста, объясняется безусловно иноземным влиянием... Холодно и подчас враждебно отношение иудаизма, как религии, к философии... Всякая философия коренится либо в сознании трудности и непостижимости существующего, либо в глубокой неудовлетворенности существующим положением вещей в мире. Ни один из этих мотивов не применим к Библии» (29,18-19).

107

В XVII в. французский математик Блез Паскаль, став в последние годы своей жизни религиозным отшельником, понял, что нельзя примирить критический разум с Библией, и изготовил амулет, который носил в подкладке платья, — листок бумаги со словами: «Бог Авраама, бог Исаака, бог Иакова, но не бог философов и ученых».

Философия развивалась в Европе в средние века из сомнений в истинности Библии, а не из ее воззрений. Вольнодумцы спрашивали: что существовало до творца; кто сотворил бога; что делал бог до сотворения мира;

зачем бог сотворил мир; почему бесконечно совершенный бог создал несовершенный мир? Русские книжники задумывались, читая Библию: «Где беша прежде бог, егда не беша света?». Основная проблема философии—проблема об отношении мышления к бытию, духа к природе — могла быть поставлена со всей резкостью, по мнению Ф. Энгельса, после того, как население Европы пробудилось от долгой спячки христианского средневековья.

Знание на службе жрецов

На Древнем Востоке философская мысль не могла полностью освободиться от религиозных пут, потому что там знание находилось под контролем жрецов. Еще в Древней Греции было установлено, что возникновение философии тесно связано с развитием начал астрономии и математики, а поэтому египетским жрецам, славившимся своими достижениями в этой области, приписывались глубокие философские познания. В эпоху Возрождения итальянские гуманисты ссылались на эллинских и римских писателей, указывавших, что на берегах Нила усиленно занимались философией. Страбон сообщал, что в Египте жрецы изучали философию и астрономию. Римский ученый Макробий называл Египет матерью наук, а египтян — родоначальниками философии, первыми людьми, дерзнувшими исследовать и измерить небеса. Итальянский гуманист Никола Кончини в книге «Мифология или толкование легенд», изданной в 1551 г., утверждал, что мудрость библейских патриархов была якобы заимствована египетскими жрецами и была перенята эллинами, создавшими мифы, в которых они зашифровали

108

философские воззрения народов Древнего Востока. В 1696 г. в сочинении «Беседы философа с отшельником о различных предметах морали и науки, изданные в Италии Джованни Паоло Мараны», главный герой, 90-летний старец, «розовее и свежее молодой девушки», так как он жил в Египте, утверждал, что мудрецам этой страны известна «истинная философия».

После прочтения древнеегипетских папирусов, покрытых иероглифами, которые в течение двадцати столетий были «книгой за семью печатями», развеялись легенды о жрецах, будто бы хранивших в своих священных книгах какую-то необыкновенную мудрость. Происхождение священного писания у древних египтян, так же как и у всех народов, восходит к записям заклятий, молитв, гимнов, ответов оракулов, мифов, законов и изречений. В Древнем Египте на внутренних стенах пирамид, на стенках деревянных гробов писались и вырезались тексты заклинаний, сопровождавших заупокойные обряды, чтобы обеспечить усопшему «выход днем» из могилы, бессмертие и благополучие в загробном мире. Из этих ритуальных заклинаний и изречений была составлена «Книга мертвых». Обладание таким свитком якобы помогало ее владельцу в загробном мире перед судом Осириса.

Составителем «священных книг» считался Тот — бог Луны, счета, письма и медицины, «податель слов, творец книг, дающий славу премудрым и врачам». Почитание Тота, вытеснившего богиню мудрости Нейт, восходит к культу ибиса, Тота изображали с головой этой птицы и называли «носатым». От ибиса он научился делать клизму и передал это искусство людям. О Тоте рассказывали, что он исполняет обязанности писца верховного бога Ра, ему были подвластны семь мудрецов Древнего Египта. Представление о писцах — чиновниках государственной или храмовой службы — было связано с понятием мудрости. Писец означал мудреца, находившегося под покровительством бога Тота: «Я, Тот, писец отменный... прогоняющий зло, писец истины... хранитель кисти Владыки Мира, владыка законов, и творящий слово и письмо» (41, -77).

В IV в. до н. э. греческие писатели отождествили Тота с богом Гермесом, назвали его Трисмегистом — трижды величайшим. Ему приписывали сочинение сорока двух

109

Книг, на самом деле написанных жрецами. Климент Александрийский (150—215 гг. н. э.) сообщает, что из этих 42 книг одна содержала гимны богам, другая — правила жизни царя, третья — опись утвари храмов, десять были посвящены культу богов и обрядам, десять — жреческим законам, девять — религиозным праздникам, четыре — описанию недвижимых звезд и планет, восхода и захода солнца, фазам луны, географии, шесть излагали медицинские сведения. Последние содержали сведения о строении тела, о болезнях, врачебных приборах, лечебных средствах, здесь уже было положено начало разделению медицины на анатомию, фармакологию, офтальмологию и гинекологию. «Герметические» книги, т. е. книги, приписываемые богу Гермесу, были доступны не всем, а только немногим. (Впоследствии слово «герметический», означавшее закрытое, тайное для посторонних, вообще стало обозначать плотно закрытое, а потом — изолированное от доступа воздуха). В поздние времена Египта говорили о сотнях и даже тысячах «гермесовых книг», будто бы содержавших необычайные знания.

В XIX в. было опубликовано много книг и статей о тайнах древнеегипетской науки, которые ставили цель укрепить веру в религиозные чудеса и принизить значение новейших великих научных открытий и изобретений. В действительности традиционное мнение, восходящее к древнегреческим путешественникам, о глубоких познаниях египетских жрецов следует отнести к области фантазии. Известный русский египтолог акад. Б. А. Тураев резко возражал против модернизации древневосточных знаний. Он писал, что в Древнем Египте они сводились к собранию накопленных опытом многих поколений результатов наблюдений, не объединенных в систему и не создавших теории. Все дошедшие до нас папирусы, по мнению Тураева, — сборники эмпирически приобретенных сведений, облеченных в форму задач в математике, в форму рецепта — в медицине, причем последняя не разорвала своей связи с магией, а первая все еще считается тайной науки.

Измышления о древнеегипетской «великой философии» особенно распространились в Западной Европе и США, когда со второй половины XIX в. книжный рынок стал наводняться псевдонаучными сочинениями о загадках пирамид, служивших как бы лестницами для фа-

110

раонов, взбиравшихся по ним на небо. В буржуазных странах издано много книг о загадке пирамиды Хеопса, которая объявляется зашифрованной Библией, чудодейственным гороскопом, по которому можно предвидеть события отдаленного будущего, и летописью, хранящей память о всех важнейших событиях прошлого. Наибольшую популярность приобрела книга Пиацци Смита «Наше наследие в Великой пирамиде», изданная в Лондоне в 1884 г., в которой провозглашалось, что пирамида Хеопса — это «каменная философия человечества», изложенная в Библии. Автор старался доказать, что в размерах пирамиды Хеопса, в измерениях ее внутренних помещений, в системе коридоров зашифрованы все выдающиеся даты прошлого, настоящего и будущего человечества. Библейские сказания от Адама до Христа якобы отмечены в пирамиде пересечениями линий потолка или пола коридоров и камер, началом и концом галерей, архитектурными деталями и т. д. Эти вымыслы имели такой наукообразный вид, что им поверил А. А. Богданов, путанные философские воззрения которого критиковал В. И. Ленин. Богданов писал: «Величайшая пирамида — Хеопсова была ... своего рода каменным учебником жреческой астрономии и геометрии и знаний, относящихся к разливам Нила. Весь этот опыт закреплялся в положении, очертаниях, пропорциях, внутренней обстановке, скульптурах, барельефах, надписях пирамиды» (13, 128—129). Гадания по пирамиде Хеопса стали излюбленной формой шарлатанства. Мистики «находили» в этой пирамиде указания на даты первой и второй мировой войны. Известный египтолог Г. Жекье писал в 1937 г. о так называемых секретах великой пирамиды: «Эти бредни — плод игры ума и наивной фантазии — не заслуживают того шума, который они вызвали» (44, 135).

Несмотря на то, что египтологи единодушно отвергают вымыслы мистиков о «тайнах египетских пирамид», в буржуазных странах ежегодно печатаются статьи и книги на эту тему. Так, например, О. Мук в 1960 г. опубликовал книгу «Хеопс и Великая пирамида», полную фантазий. В 1960 г. К. Таусинг напечатал откровение о мистическом значении спирали у древних египтян как земного жизненного пути человека и всей Вселенной, доказывающей абсолютное бытие бога. П. Брантон опубли-

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Зачатков философского мышления к философии в собственном смысле слова был возможен только после
Нет лучшего для человека под солнцем
Справедливости
Их заставляли выучить 15 правил поведения
По платону

сайт копирайтеров Евгений