Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ   

К таким результатам вели прискорбные представления народов о своих богах. Законодатели рисовали народам этих богов безумными и злыми, и люди вели себя по отношению к богам, как сбитые с толку рабы, которые, чтобы угодить своим господам, стараются угадывать и выполнять их фантазии, слепо следуют их страстям и считают заслугой с своей стороны становиться соучастниками их распутства и излишеств. Итак, отвратительные и нелепые культы построены в конечном счете на представлении, что бог часто раздражен против рода людского и насылает на него несчастья. Со временем народы стали вменять себе в заслугу эти бессмысленные обряды и поверили, что религиозное варварство и священное безумие должны занять место разума, здравого смысла и добродетели.

Капризы и страсти богов толкали верующих на безумства. Культ богов часто принимал столь зверский характер, что самое заскорузлое сердце должно было бы содрогнуться. Люди, более чувствительные к испытываемым ими несчастьям, чем к счастью, обычно представляли себе своего небесного монарха страшилищем. Как мы видели, таким постарались изобразить его также законодатели, они понимали, что страшный бог более соответствует их интересам и скорее сделает народы покорными, чем добрый и мягкий бог, которого людям легче ослушаться. Если этому богу приписывали доброту, она предусмотрительно уравновешивалась его строгостью, которая всегда держала людей в состоянии тревоги и должна была в первую очередь приковывать внимание верующих. Таким образом, боги, порожденные страхом, сделались еще страшнее благодаря мистификации законодателей, заинтересованных в том, чтобы всегда поддерживать страх в сердцах людей. Эта прискорбная политика не сделала людей лучше, не призвала их к добродетели, не научила их соблюдать законы природы, она заставила людей повиноваться своим руководителям более, чем разуму, унизила человека в его собственных глазах, убила в нем всякую энергию, мужество, чувство собственного достоинства. Подавляя людей страхом, беспрестанно пугая их, смущая их ум, возбуждая их любопытство и никогда не удовлетворяя его, обращаясь к их (воображению и подавляя разум, — вот какими путями можно сделать людей рабами и вечно держать их под ярмом.

Нам могут сказать, что, рисуя людям страшного бога, просвещенные законодатели видели в этом самое сильное средство побудить их к разумным отношениям между собой. Но, для того чтобы сделать людей разумными, нет надобности обманывать их, заставлять их отречься от разума, говорить им, что существуют более важные и святые законы, чем законы природы. Надо открыть людям истину, надо показать им отношения, связывающие их друг с другом. Надо дать им воспитание, надо дать им законы, которые помогут им, приучат и заставят их жить действительно в согласии с природой. Самое же верное средство сбить людей с пути и озлобить их, это — сделать их тупицами, скрыть от них истину или исказить ее, запретить им обращаться к разуму и приказывать им затем идти на преступление во имя неба.

По этому пути пошли все те, кто приносил народам богов, религии и законы. Они не просвещали людей, не развивали их ум, не несли им истинную мораль, не учили их познанию путей природы. Они разговаривали с народами только загадками и аллегориями, преподносили им тайны, кормили их только баснями; поскольку от них зависело, они всячески старались усилить их неуверенность, страхи и тревогу и в особенности ставили себе правилом не развивать их ум.

В результате такого недостойного злоупотребления доверием народа у последнего развилась рабская психология. Поверженные в состояние постоянной тревоги и лишенные средств выйти из него, народы всегда были в полной власти своих руководителей—т людей без морали, чуждых добродетели, уверенных в своей безнаказанности, жадных, бесчеловечных и лживых; эти люди делали во имя неба народы соучастниками своих эксцессов и орудием своих страстей.

Невежество и страх — вот два обильных источника заблуждений человечества. Не удивительно, что боги, порожденные тревогой и несчастьями и ставшие еще омерзительнее в результате мистификации и политики, мало-помалу довели людей до полного безумства. Страх, стоявший у колыбели богов, не позволял людям рассуждать разумно, неведение сил природы не позволяло людям увидеть в ужасающих их стихийных катастрофах неизбежное действие этих сил; соответственно и те средства, которые люди придумывали для отвращения этих бедствий и для умилостивления их воображаемых виновников, должны были быть столь же нелепыми и безрассудными, как и боги, которых создали себе люди.

Каждый следовал здесь своей фантазии и фантазии своих учителей. Чем сумасброднее и злее были боги, тем нелепее и ужаснее были их культы. Размышление не имело точки опоры, когда речь шла о существах, в создании которых разум не участвовал. Поэтому почти всякий культ невидимых сил, которым якобы подчинена природа, идет наперекор разуму и здравому смыслу.

Как мы видели, человека располагают к легковерию несчастья, слабость, неопытность; авторитет, доверие, привычка и рутина приковывают его к воззрениям и обычаям, которые он никогда не мог и не смел подвергнуть критике. Таким образом, он, сам того не замечая, преисполнился предрассудков. Привыкнув никогда не обращаться к своему разуму, он становится игрушкой своего или чужого безумия, и нельзя предвидеть, до чего доведут его ослепление и безрассудство. Результаты заблуждения, принимаемого за великую и священную истину, должны быть многообразны и обширны.

Лукан сказал о жителях Марселя:

(Когда изображения богов встречаются повсюду, последних не так боятся. В такой мере страх усиливается тем, что боятся богов неведомых, «Фарсалии», кн. 3).

Поместив объект своих страхов и надежд на земле, люди пожелали пожать плоды своих эгоистических забот. Владея божеством, силой, которой все подчинено, они полагали, что могут добиться всего, чего пожелают, и устранять все, что им вредно; они считали, что могут положить конец своей неуверенности и даже предвидеть будущее с помощью существ, которые держат в своих руках судьбу людей. Придворные и министры богов не преминули удовлетворить их желания. С ними обо всем советовались; предполагали, что лица, пользующиеся близостью и дружбой невидимого владыки, должны быть осведомлены о его воле, посвящены в его планы и знают его намерения относительно будущего.

Таким образом, жрецы везде стали истолкователями воли богов и их оракулами, предсказывали будущее и, приобщившись к божьему всемогуществу, совершали чудеса, ошеломлявшие и изумлявшие человека из народа. Народ падал ниц и с трепетом принимал их решения, безропотно подчинялся им и слепо следовал путям, которые ему указывали для снискания расположения неба в его пользу. Фокусы жрецов казались народу, не проникшему в их секрет, сверхъестественными и окончательно убеждали его, что устами жрецов говорит божество. Эти фокусы считались санкцией неба. Так возникло множество тайных искусств, основанных на близости жрецов к богам. Эти искусства известны под именами астрологии, магии, теургии, чародейства, заклинания духов, чудес, гадании. Они культивировались всеми жрецами в мире и всегда будут импонировать легковерному народу. Его невежество, запуганность, любовь к чудесному и любознательность всегда будут располагать людей слушать обманщиков, восхищаться ими и считать божественным все то, чего они не в состоянии понять.

Народ, видевший в своем небесном царе грозное существо, не осмеливался приблизиться к нему, боялся увидеть его собственными глазами. Подобно рабу, который боится встретиться с взглядом своего гневного и капризною хозяина, он предоставлял лицезрение бога только его служителям, которых считал его фаворитами. Скрытый от всех прочих людей, бог являлся им вначале только на огнедышащих горах, среди грома и молний, в ужасных пустынях и дремучих лесах, в пещерах и гротах.

Впоследствии он являлся только своим жрецам, которые одни могли входить в его святилище. Из этих мест, доступ к которым был запрещен профанам, божество предписывало свои законы, объявляло свои догматы, устанавливало обряды своего культа, ритуал, очистительные и прочие жертвоприношения, а главным образом заботилось о судьбе дорогих его сердцу священнослужителей. При раскатах грома учили людей, как служить их богу; с помощью таинственного их держали под ярмом.

Все суеверия похваляются, что введены тем или иным божеством, все они строятся на божественном авторитете, запрещают обращаться к разуму для проверки их. Все они сулят ужасные кары тем, кто дерзнет усомниться в их мнимых истинах. Иначе говоря, люди, вводившие культ богов, присвоили себе странное право сочинять для него подложные основания и запрещать входить в рассмотрение последних. В парижском издании: rites (ритуалы). В лондонском издании 1768 г.: titres (основания). При малейшем свете разума видишь во всех религиях только грубую работу фанатизма, властолюбия, жадности и мистификации со стороны тех, кто присвоил себе роль посредника между человечеством и его богами.

 <<<     ΛΛΛ   

Учили их познанию путей природы
Продолжение о фанатиЧеских подвижниках суевериЯ глава 13

сайт копирайтеров Евгений