Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Адекватный шаг – признание в рамках сообщества его ценностей, не вполне адекватный, идентичен первому шагу. Это можно пояснить на примере. Ценностью гипотетического общества является свобода вероисповедания, хотя официальной религией провозглашено, например, православие. Поэтому фактически признаются права всех церквей и сект. Группы людей имеют право исповедывать ту или иную религию. Неадекватной в этом случае будет такая реакция государства, которая направлена на уничтожение подобных сект и организаций.

Реакция фактически отсутствует.

Понятно, что при выборе сообществом второго или третьего варианта действия и адекватной реакции общества на это не происходит перехода на новый этап взаимодействия общества и сообщества. При выборе второго варианта устанавливается своеобразный пакт, при нарушении которого (или при выборе неадекватной реакции одной из сторон на действия другой) фактически осуществляется переход к первому варианту взаимодействия, в результате чего осуществляется переход на следующий этап. Например, в какой-то стране сообщество наркоманов может быть признано государством при том условии, что оно остается замкнутой системой, то есть не осуществляет «захват» новых членов. Иными словами, государство «закрывает глаза» на ценности этого сообщества до тех пор, пока это сообщество не начинает расширяться, превращаясь в своеобразную «раковую опухоль» общества.

 

Третий этап – «Борьба». Этот этап возможен при выборе сторонами первого варианта взаимодействия. Способы борьбы могут быть разными. Рассмотрим этот процесс на примерах.

 

Например, сообщество декабристов. Это сообщество носило полулегальный характер, и его ценности были явно оппозиционны по отношению к государственной власти, то есть официальным ценностям общества. Образовавшиеся первые сообщества («Союз спасения» и «Союз благоденствия») не вели борьбы в буквальном смысле этого слова: для достижения своих целей они участвовали в общественной жизни, в деятельности легальных научных и литературных сообществ (это был их способ борьбы). Когда они осознали несоответствие их средств с целями, они самораспустились. Образовавшиеся Северное и Южное общества были уже более радикальны. Например, Южное общество для достижения своих целей считало необходимым создание революционного правительства с диктаторской властью. Их непосредственная борьба выразилась в выступлении 14 декабря 1925 года и окончилась поражением. Но такое понимание «борьбы» (то есть только как вооруженное выступление) слишком узко. Их борьба началась задолго до 14 декабря, это были мирные формы борьбы, заключавшиеся в захвате «своими» людьми мест в государственном аппарате, расширение своей опоры (в основном через убеждение) и пр. Важно то, что декабристы главную опору видели не в народе, а в армии, офицерстве, в результате чего, по словам Н. А. Бердяева, не имели опоры «ни в более широких кругах верхнего слоя дворянства и чиновничества, ни в широких массах, веровавших в религиозное освящение власти царя. И они были обречены на гибель». Именно отсутствие поддержки со стороны общества, отсутствие общественного мнения на их стороне предопределило их поражение.

 

Таким образом, важнейшим компонентом борьбы является привлечение на свою сторону общественного мнения (этим могут пользоваться обе стороны). То есть для официального утверждения своих ценностей необходимо распространение своей идеологии в народе. Это понимали народники 70-х гг. XIX века, организовавшие знаменитые «хождения в народ». Однако из-за целого ряда причин (в частности, народ имел принципиально иное миросозерцание и иные верования) их попытка провалилась.

 

Этим прекрасно воспользовались большевики, начав пропаганду среди рабочих, которые оказались «прирожденными революционерами», в результате активность убежденных рабочих компенсировала их немногочисленность (не более 20% населения).

 

Идеи проникают в массы, становясь «материальной силой общества» (В. И. Ленин), причем этой силой может «руководить» сообщество. Таким образом, при поддержке общественного мнения сообщество реально сможет осуществить переворот, причем необязательно насильственный, как это произошло в России в 1917 году. Правящие круги теоретически могут действовать тремя способами:

 

попытаться влиять на общественное мнение с целью привлечения общества на свою сторону;

идти на уступки общественному мнению, а значит и сообществу, утверждая в качестве официальных ценностей все или некоторые ценности сообщества;

насильственно уничтожить сообщество, что может при вести к большему усилению отрицательного общественного мнения по отношению к власти.

При бездействии или неадекватных действиях правящих кругов возможен государственный переворот, который приведет к установлению новых ценностей и идеалов сообщества в обществе, например, идеалы «свободы, равенства и братства».

 

Таким образом, в механизме проникновения идей и ценностей сообщества в большое общество и подчинение этими идеями общества центральную роль играет отношение к власти и к общественному мнению. Сообщество может влиять на власть как непосредственно, так и опосредованно, через общественное мнение. Однако если власть захвачена неким сообществом без опоры на общественное мнение, то при проведении политики насаждения чуждых ценностей и идеалов, общество свергнет такую власть путем поддержки такого сообщества, которое бы отвечало интересам этого общества, то есть механизм запускается заново.

 

Этот упрощенный механизм я попытался изобразить в виде схемы (рис. 3.16).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эпизодические статусы
Образованиепрактикум 6 социализация в моей жизнитема 7 социальная стратификацияпрактикум 7
В которых остро нуждается большинство пенсионеров
Сообщество
Но у животных нет социализации

сайт копирайтеров Евгений