Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В католицизме труд существовал как средство для обогащения самой жизни, “праздник жизни” был и остается центром всех человеческих интересов в латиноамериканских странах. В протестантской Северной Америке труд был и остается смыслом человеческого существования, что и сделало США самой богатой страной мира.

На Северо-Американском континенте протестантская идея безостановочного создания богатств нашла идеальную ситуацию для своего воплощения. Гигантские, никому не принадлежащие территории, отсутствие государственного контроля создали новый человеческий тип, одиночку, посвящающего все свои силы труду, умеющего работать лопатой и плугом, молотком и пилой, намывать золото, но также и владеющего саблей, мушкетом, добывающего богатство только для себя любыми способами, трудом, торговлей, спекуляцией, грабежом и шантажом.

В то же время, внутри первых протестантских общин Нового Света, каждая община, каждая секта, озабоченная своим выживанием, обязывала своих членов принимать во внимание благополучие общины в целом.

Но сами условия новой страны, где многое можно было добыть действуя в одиночку, привели к другим формам отношений, и библейская заповедь, “не пожелай другому того, чего ты не пожелаешь себе”, перестала играть значительную роль. Человеческая судьба постепенно перестала ассоциироваться с нравственным, духовным ростом, ценность человека подтверждалась прежде всего ростом индивидуального богатства.

Тем не менее, в начале освоения континента в одиночку выжить было почти невозможно, только общинная система взаимопомощи давала гарантии выживания. Само название общин, «community», т.е. коммунальное общество, говорило о приоритете общего над индивидуальным, подтвержденного идеалом общества, жизнью апостолов Христа деливших все поровну. Однако, совместный труд и равное распределение его результатов приводило к всеобщему обнищанию, поэтому вскоре была принята иная форма ведения хозяйства, индивидуальная, соответствующая протестантскому постулату личной ответственности перед богом.  Чем больше человек создал, тем больше у него шансов спасти свою душу и получить прощение небес. Чем больше создала община в целом, тем ближе она к своей главной цели, всеобщему спасению и духовному совершенству. В последующем развитии американское общество отказалось от религиозной трактовки ценности труда, труд превратился в высшую гражданскую добродетель, а увеличение богатств стало целью нации.  

В Европе же, практически до середины 19-го века, считалось, что труд необходим лишь для создания комфортабельной жизни, и достигнув приемлемого благополучия, можно остановиться в накоплении богатств. Предприниматели первоначального периода капитализма не стремились заработать больше чем их деловые партнеры и конкуренты. Их доходы должны были быть достаточны чтобы вести “приличный образ жизни”. Сама идея, что жизнь должна быть посвящена делу, а не наоборот, казалась в то время очевидным безумием.

Америка, однако, разрушила этот стереотип, так как машинное производство начало занимать все большее место в экономике страны, без роста потребностей дальнейшее развитие производства было невозможно. К началу Гражданской войны уже была создана база производства товаров массового потребления, и богатства не могли расти без выхода на массового покупателя.

В развивающихся индустриях не хватало рабочих рук, так как иммиграция была незначительной, а спрос на индустриальные товары возрастал. Растущая индустрия Севера нуждалась в рабочих руках и источником наемной рабочей силы могли стать, как черные рабы, работавшие на плантациях, а их было около 4 миллионов, так и белая беднота Юга. До Гражданской войны подавляющая часть населения Юга были индивидуальными фермерами, и наемный труд, труд на другого, считался одной из форм рабства.

Гражданская война, внешне, была войной за отмену рабства, но, по своей сути, это была война за полную смену ориентиров, от свободы индивида, работающего на себя, до скрытой формы рабства, работы на другого, без права на равную долю в доходах. Индустриальный Север предлагал жителям сельскохозяйственного Юга не только освободить своих рабов, но вместе с ними идти работать на заводы и фабрики – машинное производство создавало большие богатства, чем сельское хозяйство.

Для того чтобы поставить население Юга к заводскoму станку пришлось применять военные средства. Юг отчаянно сопротивлялся, поэтому человеческие потери в период Гражданской войны были самыми большими за всю историю войн, которые вела Америка.

Во Второй Мировой погибло 420 тысяч американских солдат. Это была война в которой использовалось оружие массового уничтожения. В Гражданскую войну оружием солдата был мушкет, производивший один выстрел в минуту и самым страшным оружием была пушка, стрелявшая чугунными ядрами.

За 4 года Гражданской войны погибло 680 тысяч, больше чем во Вторую Мировую. Огромные человеческие жертвы Гражданской войны могут быть объяснены той же причиной, которой объясняют неимоверную жестокость войн эпохи Протестантской Реформации, унесших треть населения Европы, решался вопрос о фундаментальных основах жизни, о статусе труда в общественном сознании.

До Гражданской войны плантаторы Юга, пользовавшиеся рабским трудом, были самыми богатыми людьми страны. После ее окончания, бегство черных на Север и массовая иммиграция из Европы дешевых рабочих рук привели к созданию огромной машинной индустрии, которая приносила большие доходы чем сельскохозяйственный Юг. К началу 20 века США стали превращаться в одну из крупнейших индустриальных стран мира так как в машинном производстве была задействована основная масса населения, а благодаря свободе экономической деятельности богатства стали распределяться более широко.

Европеец большую часть доходов отдавал государству, в США, до Первой Мировой войны государство не облагало налогом трудовые доходы, после войны, до 1933 года, подоходный налог составлял в среднем 3%, американец работал только на себя. Каждый имел возможность, накопив определенную сумму трудом на другого и начав собственный бизнес, посвящая труду все свое время и все свои силы, получить такой уровень благосостояния, о котором не мог мечтать средний европейский работник или бизнесмен.

Максим Горький, сделавший больше чем кто-либо для пропаганды идеологии труда, побывав в Америке в 1911 году, тем не менее, увидел в американской форме отношения к труду определяющему все содержание жизни, силу, разрушающую сами основы и смысл человеческого существования, - «Америка ! Удивительно интересно здесь. Что они сумели создать эти дьяволы, как они работают, с какой энергией, с каким удовлетворением, и насколько они варварски невежественны. Я одновременно восхищаюсь и проклинаю, все это и восхитительно и тошнотворно. ...Когда иммигранты прибывают сюда они быстро превращаются в тупых и жадных животных. Как только они видят богатство этой страны, они оттачивают свои зубы, и не останавливаются до тех пор пока не становятся миллионерами или падают замертво от голода... Везде - труд. Все охвачено его бурей. Все стонет, скрежещет и повинуется воле какой-то тайной силы, враждебной человеку и природе.»

Взгляд Горького это взгляд человека, выросшего на гуманистических идеалах 19-го века, но наступал новый век, век индустриализации и Гражданская война в России при всей сложности противостояния белых и красных, в целом, была войной за новый статус труда. Народ стал пониматься как ‘трудовой народ’, а ценность отдельного человека только в том что он создает. Советские плакаты 20-ых, 30-ых годов возвещали, - «Владыкой мира станет труд».

Революция Кромвеля положила основание для нового мировоззрения, религии труда. К началу XX века Европа прошла долгий путь от революционных методов к методам бескровным, эволюционным, и постепенно изменила весь образ жизни, идеологические постулаты протестантской религии труда превратились в органическую часть массового сознания. Большевики объявили протестантские коммунистические секты Европы эпохи Реформации своими прямыми историческими предшественниками и использовали те же методы, насилие и террор, красный террор. Поэтому русская революция, в процессе вхождения в цивилизованный мир, который понимался прежде всего как мир индустриальный, оставила после себя такое огромное количество жертв. Хотя Гражданская война закончилась в 1922 году, но продолжалась в других формах в течении почти двух десятилетий.

Также как и в Европе, в США религия стала одним из главных инструментов воспитания высшего этического идеала, героический, самоотверженный труд. Благодаря религии, общественное сознание приняло труд, как высшую ценность жизни, без применения насилия.

Убеждала и сама практика жизни, в которой иммигрант из Ирландии, прибывший в Америку без гроша в кармане, Эндрю Карнеги, стал королем стали, конторский клерк Джон Рокфеллер, нефтяным королем, а механик по починке велосипедов, Генри Форд, превратился в короля американской автомобильной промышлeнности.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Национальный социализм

Мечтали о богатстве
Это система
Отцы-основатели сша видели в государстве главную опасность для свободного развития общества

сайт копирайтеров Евгений