Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Психолог С. Майлгрэм (S. Milgram), пытаясь объяснить причину данного феномена, пришел к выводу, что ментальные карты основываются на личном опыте, интересах и собственных знаниях о социально значимых “важных зонах” города.

Таким образом, не существует единого образа города. Люди “строят” свой город в воображении, используя для этого различные детали городского ландшафта. При этом важно заметить, что восприятие города у разных людей может отличаться весьма существенно, и такие, созданные в воображении, города являются максимально индивидуализированными.

Однако различные образы одного города характерны не только для людей, но и для различных научных дисциплин, и это вполне естественно. Разные науки выделяют в изучаемом объекте — городе лишь отдельные, “свои” стороны.

Город как предмет антропологических исследований

Окончательное выделение городской антропологии на Западе в самостоятельную дисциплину произошло в 50-60 гг. В России до сих пор городской антропологии не удалось институционализироваться. Она так и осталась разобщенной между отдельными научными дисциплинами: этнографией, философией, социологией.

Городская антропология в США и Европе пережила научный бум в 1950-е гг., тогда же сложились два основных подхода к исследованиям. Одно направление ведет свое начало от археологии и истории древнейших времен. Эти исследования основывались на данных археологических исследований на Ближнем Востоке, в Индии, в странах Латинской Америки, в которых города были центрами торговли и культуры. В городах появились первые институты власти, науки.

Другое направление пыталось связать исторические феномены с современными городскими процессами. Р. Редфилд (R. Redfild), опираясь на выделенный им «идеальный тип» «патриархального”, крестьянского (folk society) общества, пытался объяснить роль города не просто через специфику места и сообщества, но и особого статуса города в трансформации культуры. В контексте отношений между элитной, городской культурой и культурой крестьянской.

Однако в своей классической стадии антропология в большей степени продолжала идентифицироваться с изучением примитивных обществ и базировалась на их основаниях. Во-

первых, примитивное (или крестьянское), как объект исследований. Во-вторых, функционализм, как методология анализа. В-третьих, культурный релятивизм, как моральная основа. В-четвертых, включенное наблюдение, как исследовательский метод.

В числе несомненных заслуг антропологических исследований следует назвать углубленное развитие качественных методов исследований и изменение отношения населения развитых стран к социальному порядку на окраинах городов, в трущобах, этнических анклавах и сегрегированных сообществах. Если раньше все происходящее там объяснялось с точки зрения несовершенства и хаоса, то в результате исследований городских антропологов, жизнь национальных сообществ стала осознаваться с позиций культурного отличия и разнообразия.

Иными словами, все происходящее в районах Манчестера или Бирмингема, населенных выходцами из Центральной Азии, с Ближнего и Среднего Востока, стран Карибского бассейна и Латинской Америки, приобрело черты осознанности и понимания. Одобряемые их сообществами законы и нормы совместного проживания, арабы и латиноамериканцы принесли вслед за собой из тех стран, где они жили. «Культурная релятивация», воспитанная, во многом, благодаря исследованиям городских антропологов, стала орудием борьбы против расизма.

В антропологическом изучении даже самого крупного города исследователи выделяли для изучения небольшие сообщества. В числе классических работ такого рода необходимо назвать работы: Р. и Х. Линдов (R. H. Lynd) «Средний город» об изучении провинциальной, городской американской культуры; серию томов У. Уорнера (W. Warner) «Янки-сити» — об обычаях, идеях, верованиях, ритуалах американцев. В своих исследованиях города антропологи исходят из постулата, что, изучая общество в целом, необходимо изучить все его части. Из изученных фрагментов можно “собрать” все здание города. Названный постулат чаще других относят к порокам городской антропологии. Количество городских антропологических исследований продолжает увеличиваться, растет и число авторов, занимающихся этой дисциплиной. С 1972 в США начал издаваться журнал « Городская Антропология »(Urban Antropology and studies of cultural sistems and world economic development).

Городские поселения как объект географии

Базовыми вопросами, составляющими основу географического исследования, являются: где этот феномен обнаружен; почему он обнаружен здесь?

Ученые из других социальных наук также задают себе эти вопросы, но для географов эти вопросы являются основными. Этап развития географии, который условно можно назвать традиционным (1900 — 1955 гг.), знаменателен доминированием позиций европейской сельской региональной модели описания развития территорий. Главными задачами географов считались описание и изучение особенностей различных регионов. Среди тем, изучавшихся в тот период и имеющих непосредственное отношение к теме, следует назвать изучение конурбанизации (слияния) городов в городской агломерации. Наиболее характерные примеры такого рода демонстрировал Северо-Запад Англии — районы Манчестера, Бирмингема, Лидса, а также сам Лондон.

В 1950-е гг. в городской географии произошли существенные изменения, связанные с использованием количественных методов в исследованиях. Начавшись в США, мода впоследствии перекинулась на Британию. Задачами географов становятся, во-первых, поиск законов, управляющих проявлениями определенных черт пространства земли. Вторая задача была связана с развитием самой науки, которая нуждалась в надежном фундаменте, основанном на принципах позитивизма, данных, проверенных конкретными наблюдениями. Третья задача — максимальное привлечение к исследованиям количественных методов, статистики, моделирование процессов. Местом, откуда распространилась подобная тенденция в географии, иногда называют Вашингтонский университет и связывают с именем А. Гаррисона (A. Harrison). Необходимо указать на факт “вторичного рождения” в этот период ряда незаслуженно забытых европейских немецкоязычных авторов, ключевые тексты которых были переведены на английский язык гораздо позже того времени, когда они были написаны. Это тексты Г. Н. Ван Тюнена (теория сельскохозяйственного размещения), А. Вебера (теория индустриального размещения), В. Кристаллера (теория центрального места). Ядром этих теорий является привязка экономических цен (стоимостей) к географическому месту, выяснение зависимостей между ценами транспортировки, сельскохозяйственной продукции, топлива и местами рыночной торговли.

 

Наряду с названными подходами, в географии того времени появились альтернативные феноменологические и психологические подходы к изучению пространства городской среды. Составление «индивидуальных карт» выявило наличие разного восприятия города у горожан. Существенные отличия образа одного и того же города были обнаружены в восприятии “синих воротничков”, афро-американцев и белых, представителей среднего класса в Лос-Анджелесе.

Город как предмет социологии

Аналогично другим дисциплинам, в социологии исторически сложились разные образы города. Условно эти образы можно сгруппировать по двум направлениям: ценностное и аналитическое. (см. таблицу 4).

Таблица 4. Образы города в социологии

 

Ценностное

измерение

 

позитивное

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Городское социальное движение это объединение вокруг локальных вопросов масс горожан

Пытающихся объяснить диффузию городских форм

сайт копирайтеров Евгений