|
<<< ΛΛΛ >>>
Вот почему прав и Maupas, настаивающий на методологической ценности социологии. «Исключая
специфические области социальной реальности, социология может иметь лишь
генеральный характер. Отныне она имеет своим объектом проблемы методологические, общие всем социальным
наукам; ее миссия — систематизировать результаты, добытые последними. Позже она
может ставить и новые проблемы, которые, выходя из пределов специальных наук,
позволили
бы ей, как физике, дать обобщения, дающие знания о субстанциальной реальности
основного социального факта»58.
4. Вообще говоря,
положение социологии по отношению к частным дисциплинам то же самое, что и
положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии,
систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания59, положение общей части
физики — к акустике, электрологии, учению о свете и т. д.; положение химии — по
отношению к химии органической, неорганической и т. п. Поэтому тот, кто вздумал
бы говорить, что социологии как единой науки нет и не может быть, а есть только специальные науки, —
тот должен был бы доказать, что нет физики как общей и единой науки, нет общей биологии,
общей химии и т. д.60
Впрочем, такие
голоса сейчас перестали звучать: социология уже вышла из того состояния, когда можно было оспаривать ее право на существование. Теперь это существование
факт, и право на него у социологии
несомненно.
Таково решение
вопроса об отношении социологии к частным социальным наукам. Как я уже сказал, на этой
позиции в данном вопросе стоит большинство социологов61.
На этом мы можем
окончить предварительную характеристику социологии. Выше я кратко ответил на три
основных вопроса: 1) какие явления социология изучает, 2) почему эти явления
требуют для своего изучения создания специальной дисциплины, 3) каково взаимоотношение социологии
и других научных дисциплин, как социальных, так и физико-химических,
биологических и психологических.
Более детально и
более определенно физиономия социологии выяснится в последующих главах данной работы.
СОЦИАЛЬНАЯ
АНАЛИТИКА.
АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
* Печатается по: Сорокин
П. Система социологии. В 2 т. — М., Наука, 1993.
В главе
«Архитектоника социологии» было указано, что первой частью теоретической
социологии является социальная аналитика. Она изучает строение, или состав, социального
явления и его основные формы.
Было указано также, что она делится:
а) на социальную аналитику простейшего социального явления и б)
социальную аналитику сложных социальных явлений. Свой анализ строения
социальных явлений начнем с изучения структуры простейшего социального явления. Только изучив
последнее, мы можем перейти к изучению строения сложных социальных явлений и
процессов. Вся нижеследующая часть будет посвящена изучению строения простейших
социальных фактов.
То, что обычно называется общественной
жизнью или общественными явлениями, представляет собой комплекс фактов и
процессов
настолько сложный, что изучить его, не разложив на составные части, совершенно
невозможно.
Как подойти к этой
бесконечно пестрой и сложнейшей картине? Как ее описать? С какой точки зрения
анализировать?
Если бы любой
исследователь попытался охватить эту бесконечно разнообразную массу событий,
поступков, фактов, явлений и отношений в ее целом, он обречен был бы на полную
неудачу. Такая
задача без предварительного расчленения и упрощения условий изучения
неразрешима.
Вот почему и по
существу, и по методологическим требованиям62 всякий исследователь того,
что называют «явлениями общественной жизни», должен взять эти явления в их
простейшем виде. Он должен найти простейший случай их проявления, упрощенную и маленькую модель их,
изучая которую, он получил бы возможность смотреть на все более сложные факты
как на комбинацию этих простейших случаев или как на усложненный до бесконечности
образец этой
модели. Социолог в этом случае должен воспользоваться опытом других наук:
химии и биологии. Подобно химику, разложившему весь пестрый мир неорганической
природы на атомы, подобно биологу, изучающему явления жизни на клетке, социолог
должен найти
своего рода «социальную клетку», исследуя которую, он тем самым получил бы
знание основных свойств общественных явлений; мало того — подобно химику,
объясняющему все сложные предметы и явления неорганического мира
комбинацией атомов и их соединений — молекул, подобно биологу, сумевшему
разложить все организмы на их составные части — клетки и рассматривающему
первые как
комбинацию вторых, подобно им, простейшее явление, выделяемое социологом,
должно быть таково, чтобы оно давало возможность смотреть на все так называемые
общественные явления как на ту или иную комбинацию этих простейших явлений.
Спрашивается, какое
же явление в мире человеческих отношений может быть таким простейшим
фактом? Какое явление может служить упрощенной и маленькой моделью громадного и сложного механизма общественных явлений?
Сторонники
органической школы когда-то считали «социальной клеткой» или простейшим социальным
явлением человеческий индивид. Теперь едва ли есть надобность подробно
критиковать их. Они слишком увлеклись аналогиями и не заметили, что индивид
как индивид
— никоим образом не может считаться микрокосмом социального макрокосма. Не может
потому, что из индивида можно получить только индивида и нельзя получить ни
того, что называется «обществом», ни того, что носит название «общественных
явлений». Робинзон, живущий на уединенном острове, ни сам по себе, ни своими
действиями не составит ни того, ни другого. Далее — индивид как индивид не дает никакого основания
для существования особой науки — социологии. Как физическая масса он изучается
физико-химическими науками, как организм — биологией, как обладающее сознанием
или психикой существо — психологией. Социологии с индивидом делать нечего, и потому она была бы
излишней. Индивид не может быть искомой моделью того, что носит название
общественных явлений63.
Для последних
требуется не один, а много индивидов, по меньшей мере, два. Если один Робинзон
не может составить «общества», то Робинзон с Пятницей — такое «общество» составить
могут. По крайней
мере, соединение двух лиц в обиходе часто называется «обществом». Их
взаимоотношения могут составить «общественные отношения», их акции и реакции —
«общественные процессы».
Но понятие двух или
множества индивидов еще недостаточно для того, чтобы быть «моделью» общественных
явлений. Мы можем иметь множество индивидов, но если эти индивиды будут
изолированы друг от друга, подобно сардинам, закупоренным в разные коробки, то этот случай сведется к
первому: мы будем иметь ряд изолированных индивидов, т. е. в каждом данном случае
опять-таки одного индивида.
Чтобы два или большее число индивидов
могли составить «общество», могли дать «общественные явления», необходимо,
чтобы они
взаимодействовали друг с другом, обменивались взаимно акциями и реакциями. Только в этом случае
они составят общественное явление; только в этом случае их взаимоотношения дадут
общественные
процессы, только в этом случае они создадут их взаимодействия, не изучаемые другими дисциплинами. «Social
are all phenomena which we cannot explain
without bringing in the action of one human being on another»*, — правильно говорит Ross64.
* Социальными следует считать все те
явления, которые нельзя объяснить, не принимая во внимание воздействия,
оказываемого одним человеческим существом на другое (англ.) — Прим.
комментатора.
<<< ΛΛΛ >>>
Понять сконструированный объект так глубоко Индивидуальной психологии различны Мы отвлечемся от составляющих его индивидов спрашивает тард иотвечает В последние годыконцепция социологии как науки неоднократно подвергалась нападкам Законыни открывали социологи
|
|