Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В Соединенных Штатах значение принципа ассоциации было усилено за счет постепенного освобождения от таких структурообразующих аскриптивных образований, как этническая группа и социальный класс. На раннесовременной стадии наиболее важной основой сообщества в Европе была этнонациональная принадлежность. Однако по всей Европе совпадение между этнической принадлежностью и территориальным принципом ее организации не было полным. Этноцентрический «национализм» поэтому не стал адекватной заменой религии как основы социетальной солидарности, хотя важность его возрастала по мере «секуляризации» и включения религиозного многообразия в рамки единой политической юрисдикции.

Наиболее значимой новой основой для включения в социе-тальное сообщество стало гражданство, получившее развитие в тесной связи с демократической революцией 14 . Гражданство представляет собой отход от этнической общности с ее мощным тяготением к национализму и даже «расизму», являющейся жестким аскриптивным критерием принадлежности. Взамен пришло определение принадлежности в универсалистских терминах, которое неизбежно должно содержать отсылку на добровольное «принятие гражданства», хотя, вероятно, никакое социетальное сообщество не может быть чисто добровольной ассоциацией 15 . Институциона-лизация доступа к гражданству через натурализацию, независимо от этнического происхождения индивидов, знаменует решительный разрыв с императивом членства по этническому признаку.

Становление американской модели гражданства в общих чертах проходило по тому пути, который описан Т. Маршаллом в отношении Великобритании, где все начиналось с собственно «гражданского», в его терминологии, компонента, за которым следовало развитие «политического» и «социального» компонентов. «Социальный» компонент в Америке хотя и запаздывал по сравнению с основными европейскими обществами, в нашем столетии вышел на новый уровень благодаря общественной системе образования, социальному обеспечению, политике всеобщего благосостояния, страхованию, профсоюзным льготам и другим подобным мерам. Нынешняя озабоченность проблемой бедности означает но.вый этап его совершенствования. Говоря в целом , структурные очертания « граждан -

14 Marshall Т . Н . Class, citizenship and social development. Garden City; N.Y.: Anchor, 1965.

15 См .: Deutsch K.W. Nationalism and social communication. Cambridge ( Mass. ): M.LT. Press, 1953.

124

ства» в новом социетальном сообществе завершены, хотя еще и не полностью институционализированы. Существует две взаимоусиливающие точки напряженности, само присутствие которых указывает на необходимость новых структур: раса и бедность. В этом направлении прежде всего надо активизировать процессы включения и повышения уровня адаптивной способности.

В стабильном социетальном сообществе, столь радикально, как это произошло в американском обществе, покончившем с религиозным и этническим единообразием, на центральное место выходит высокоразвитая правовая система. Пуританская традиция и Просвещение создали основательные предпосылки для писаной конституции, в которой слышны сильные отзвуки идей Завета и общественного договора 16 . Индивидуалистический страх перед авторитаризмом непосредственно выразился в принципе разделения властей 17 . Федеральная структура была практически неизбежной в условиях правовой разделенности колоний. Все три обстоятельства способствовали развитию правовых форм и учреждений, отправляющих правовые функции. Многие из создателей конституции имели юридическое образование. И пусть они и создали только один Верховный суд, не определив четко ни характеристики, необходимые для назначения на пост судьи, ни круг полномочий суда, все же основы для особо важного места правового порядка были ими заложены.

Но отцы-основатели не совсем ясно предвидели три важных последствия своего деяния. Первое — это важность юридического посредничества в урегулировании конфликтов между ветвями федеральной власти, между штатами, а также между штатами и федеральным правительством. Второе — это принятие и дальнейшее развитие английского обычного права, в результате чего началось размножение «изготовленных судьями» законов. Наконец, произошла широкая экспансия и профессионализация юридической практики. В отличие от правовых систем континентальной Европы, организация юридической профессии в Англии не предназначалась для исполнения государственных функций, хотя представители ее и участвуют свободно в политике 18 .

" См .: Corwm E.S. The «Higher Law»: Background of American constitution law. Ithaca : N.Y.: Cornell Univ. Press, 1955.

17 Bailyn B. General Introduction//Pamphlets of the American Revolution. Cambridge ( Mass. ): Harvard Univ. Press, 1965.

18 Pound R. The spirit of the common law. Boston : Beacon. 1963; Hurst J.W. Law and the conditions of freedom. Madison : Univ . of Wmsconsin Press , 1956.

125

Поскольку американское государство оказалось крайне децентрализованным из-за разделения властей и федерального самоуправления штатов, юридические институты сыграли особенно важную роль в смягчении местной автономии, представляющей столь критическую силу во всех раннесовременных обществах. Наиболее ярким примером здесь может служить недавняя реинтеграция в общенациональный контекст американского Юга.

В конституционных принципах делался непреклонный упор на универсалистские критерии гражданства. Эти критерии подвергались весьма последовательной эволюции как по линии их конкретизации, так и по линии генерализации, все это в тесном единстве с эволюцией правовой системы, в особенности в том, что касается вклада федеральной судебной власти в виде интерпретации законов. Одним из последствий этого было давление в направлении все более широкого включения в сообщество различных категорий населения, самым драматическим примером чего могут служить негры.

На более общем уровне в том, что Маршалл назвал «собственно гражданским» компонентом гражданства, существует имеющая важное значение двойственность, особенно заметная в Соединенных Штатах ввиду особой склонности этой страны полагаться на писаную конституцию. Одна сторона дела — это знакомые всем права и обязанности гражданина в том виде, в каком они были сформулированы в ходе развития права. Этот аспект, конечно, охватывает широкую область, и определенные принципы «равенства перед законом» дают себя знать почти всюду. За ним, однако, стоят более общие принципы, впервые воплощенные в Билле о правах, а затем расширенные в поправках к конституции и судебных толкованиях; особенно важный этап такого расширения состоялся в недавнее время. В этом комплексе содержится усиливающаяся с течением времени эгалитарная установка, которая подчеркивает основополагающее равенство прав граждан на защиту, на определенные свободы, на определенный уровень жизнеобеспечения, на равные возможности, и особенно в том, что касается доступа к образованию и профессиональному совершенствованию. По правде говоря, кажется, не будет ошибкой назвать новое соци-етальное сообщество, по меньшей мере в самом общем виде, обществом равных. Отступления от эгалитарного принципа должны иметь оправдание либо в неспособности полноценного участия, как в случае малолетних детей, либо в компетентности высочайшего уровня и, следовательно, в особом вкладе в благосостояние всего общества.

126

РЕВОЛЮЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И НОВЕЙШАЯ СТАДИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ

Недавняя революция в образовании имеет такое же значение, какую имели промышленная и демократическая революции. «Дитя» Просвещения — образование имеет главной целью усвоение интеллектуальных дисциплин, берущих начало в секулярной философии и сгруппированных в виде естественных, гуманитарных и социальных наук. Эти светские дисциплины были институциона-лизированы в «академической» системе, то есть в системе высшего образования, основанной на университетах. Университеты являются центрами не только обучения, но и систематического приобретения новых знаний посредством исследовательской работы. В сравнении со своими средневековыми и раннесовременными предшественниками, университет наших дней выполняет все виды деятельности в небывалых объемах 19 .

Одной из черт этой новой революции является распространение начального образования. До начала XIX в. в любом достаточно многочисленном обществе даже элементарная грамотность не выходила за пределы небольшого элитарного круга. Попытка дать образование всему населению стала радикальным прорывом. Формальное образование в учебных заведениях насчитывает долгую историю, но до образовательной революции оно охватывало лишь небольшую долю в каждом поколении и продолжительность его была гораздо меньше, чем в наши дни. Революция поэтому означала колоссальный сдвиг в сторону равенства возможностей. В каждом последующем поколении постоянно уменьшается число людей, лишенных возможности получить образование, необходимое для достижения различных статусов и в сфере занятости, и в стиле жизни. Особенно заметным сдвигом в этом направлении было распространение совместного обучения для лиц обоего пола.

В то же самое время система образования по необходимости является избирательной. Различия во врожденных способностях к умственной работе, в семейных ориентациях и индивидуальных мотивациях означают, что разными будут и уровни получаемого образования, и сравнительные успехи учащихся. Этот фактор стал отчетливо проступать в том, что сегодня принято называть «мери-тократией», которая, сколь бы ни была она совместима с идеалами

19 Ben-David J. The sociology of science. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1971; Parsons Т ., Plan G.M. Some considerations on the American academic pro-fession//Minerva. 1968. Vol . 6. № 4. P . 497-593.

127

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

К социальной системе и
Требование принадлежности к сообществу всего целиком населения 25

Соотносил ее с биологическими системами
Какова природа религиозного компонента в городской организации

сайт копирайтеров Евгений