Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

рая чаще упоминается, чем изучается, и которую следует назвать наиболее важной и фундаментальной книгой о социализме — «Капиталом» (цит. по [14, с. 45]).

Дело не в формальных признаниях заслуг. В самом содержании концепций Тенниса, Дюркгейма, Вебера и других крупнейших западных социологов конца XIX — начала XX в. имеются многочисленные и весьма важные элементы, которые если и не заимствованы непосредственно из исторического материализма, то во всяком случае близки к нему, особенно если иметь в виду не решение, а постановку проблем. Без учета этого обстоятельства нельзя понять ни дюркгеймовской социологии познания, ни веберовской теории капитализма, ни теннисовской дихотомии «общины» и «общества», ни теории идеологии Парето, как бы каждая из этих концепций, взятая в целом, ни отличалась от марксовой. Социологическая теория К. Маркса сочетает в себе понимание общества как системы (понятие формации, способ производства как основа социальной структуры, принцип детерминизма) с диалектическим историзмом (развитие как борьба противоположностей, классовая борьба как способ разрешения антагонистических противоречий и т. д.). Если «изъять» из этой теории диалектику, которая была совершенно чужда позитивистскому мышлению, то исторический материализм Маркса легко превращается в один из вариантов эклектической «теории факторов» или вульгарный «экономический материализм». Именно это и проделали социологи-позитивисты, которые знакомились с марксизмом большей частью не по оригинальным произведениям Маркса, а по различным вульгаризациям, от которых сам автор, как известно, отмежевывался.

Следует учесть также, что многие важнейшие произведения, раскрывающие диалектику марксовой социальной философии («Немецкая идеология», «Философско-экономические рукописи» и др.), были опубликованы лишь несколько десятилетий спустя, а письма Ф. Энгельса об историческом материализме, в которых он критиковал упрощенное понимание своих и марксовых идей, были практически неизвестны за пределами партийных социал-демократических кругов.

В конце XIX в. марксистская социологическая теория стала восприниматься «академической» наукой преимущественно в опошленном, вульгаризованном виде. Ее изображали как примитивную редукционистскую теорию, основанную на монокаузальном понимании детерминизма, отрицающую значение сознательной деятельности людей и т. п. А каждое новое «опровержение» закрепляло отрицательный стереотип. Поэтому социологи, воспитанные в 20—40-х годах XX в., за редкими исключениями, знали Маркса хуже, чем предшествовавшее поколение, что делало полемику научно неплодотворной.

100 Глава 4. Антипозитивистские течения на рубеже XIX—XX вв.

Литература

1. Александренков Э. Г. Диффузионизм в зарубежной западной

этнографии // Концепции зарубежной этнологии: Крит, этюды. М.,

1976.

2. Артановский С. О. Историческое единство человечества и

взаимное влияние культур: Филос.-методол. анализ зарубеж. кон

цепций. Л., 1967.

3. Асмус В. Ф. Маркс и буржуазный историзм. М., 1933.

4. Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философии после

1865 г. М., 1969.

5. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.

6. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904.

7. Гайденко П. П. Герменевтика и кризис буржуазной культур

но-исторической традиции // Вопр. лит. 1977. № 5.

8. Ионик Л. Г. Понимающая социология. Ист.-крит. анализ. М.,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Принципа с целью показать

Культура распространяется главным образом путем заимствований
Литература 1
Претендующих обобщить ход исторического процесса как целого

сайт копирайтеров Евгений