Пиши и продавай! |
85,8 Считают, что разоблачения властей, и критика со стороны СМИ не имеют никакой силы (или в очень редких случаях) - 55,2 Считают, что почти все СМИ ангажированы – 33,2
При сопоставлении ответов на вопросы о таких институтах демократии, как выборы и свобода слова, проявляется противоречивость восприятия политической реальности. С одной стороны, более половины опрошенных видит смысл в участии в выборах. С другой, многие из них, а не только те, кто отрицательно или индифферентно относятся к выборам (всего по совокупности 57,7%) считают сами выборы манипуляцией. При всей негативной оценке средств массовой информации, свобода слова как демократическое завоевание отмечена абсолютным большинством опрошенных – 85,8%. Духовная культура - это в первую очередь пространственно-временные структуры. Философы, осмысляющие российскую культуру, видят дезорганизацию пространства и времени, которые лишены всякой фундаментальной темы или концепции, способной сплотить людей. Беспорядочность событий только усиливает надежды на некоторое решение, которое остановит разложение существующих структур, удовлетворит потребность в сообществе. Сейчас потребность в упорядочивании времени в какой-то мере удовлетворяют демократические процедуры. Будущее разбивается на последовательные события схемой выборов. Демократия в таком организационном понимании делает возможным прогнозирование будущего. Однако такая предсказуемость предполагает содержательное понимание и видение своего будущего. Расписание выборов само по себе не дает перспективы развития или проекта будущей социальной интеграции и самоопределения общества. Наоборот, без перспективы каждые выборы становятся всеобщим судилищем, ставка которого как показали выборы «все или ничего». В таких условиях от людей нельзя требовать последовательной и рациональной стратегии поведения ни в политике, ни в экономике. Срабатывает только рефлекс сиюминутного приспособления, который нас уводит еще дальше от интеграции в обществе. [8] Молодежь отличается не только потенциальной активностью и возможностью агрессивных действий. В России существует явная дифференциация в политике по гендерным и возрастным признакам. В более благополучных странах стабильные и благоприятные социальные условия нивелируют различия интересов и политических установок различных социально-демографических групп. В России разрыв во взглядах и поведении молодежи и людей старших возрастов значителен. Сегодня молодые поколения осваивают новые социально-экономические реалии общества как естественную социальную среду. Если старшим поколениям реформирование российского общества представляется переломом, а для части и катастрофой, то для молодого человека существующее положение вещей – единственное, которое он знает. В апреле и мае нынешнего года в г. Воронеже противники коммунальной реформы, пенсионеры и малоимущие граждане, заявили о намерении защитить свои интересы. Именно молодежь, организованная местной властью, на втором митинге сделала попытку внести раскол в выступление населения. Представляется невозможной обратная ситуация, когда люди старшего возраста предали бы интересы неимущих. Считается, что молодежь аполитична и по сравнению со старшими поколениями и по сравнению с молодежью советского периода нашей истории. Массовое, хотя и довольно формальное, членство по месту работы или учебы в единственной политической организации - ВЛКСМ, сменилось единичным в молодежных организациях (отделениях) парламентских политических партий. Сегодня, когда выполнение общественных поручений, членство в политической организации перестало быть индикатором социальной активности, многие формы участия свелись к минимуму. Причем, как обычно бывает, налицо маятниковое движение – от формального, вынужденного участия («занимаюсь», «выполняю», «состою») – к неучастию. Надежды на то, что участие станет пусть и гораздо менее массовым, но осознанным и добровольным, не оправдались. Если же учесть, что в деятельности вузовских комсомольских организаций были не только негативные моменты (идеологизированность, заорганизованность, формализм), но и позитивные (организация учебы, труда быта и досуга студентов, формирование качеств лидера и руководителя), то становится понятным: нынешние ориентации подавляющего большинства студентов будут серьезным препятствием для преодоления институционального кризиса в молодежном движении. «Идущие вместе», олицетворяющие сейчас молодежь в политике, повторяют многие ошибки позднего комсомола, хотя и применяют продвинутые методы сетевого маркетинга. У ВЛКСМ была мертвая идеология, у организованных сверху «Идущих вместе» идеологические пробелы становятся все более явными. В целом искусственное объединение молодежи как это не парадоксально не является чем-то отрицательным. Самоорганизация молодежи и студентов вряд ли возможна. Общее место всех исследований студенческой молодежи: высшее образование перестало быть социальным лифтом, обеспечивающим успех и возможность социальной мобильности. Политическая деятельность в движениях, где карьерные интриги не распространены как в партиях, могла бы содействовать политической социализации молодежи, помочь получить идейные стимулы. Политическая работа может повысить гражданскую активность молодежи и найти новые каналы социального роста. Выбор молодежи, не имеющей достаточного опыта, определяется часто внешними вещами и, как показывает практика, привлекают молодежь далеко не лучшие организации. «Технологичность» современного политического процесса приводит к тому, что разыгрываются наиболее эффективные карты, они же наиболее опасные. Национально-патриотические лозунги используют продавцы пива и сигарет, политтехнологи различных уровней, власть и оппозиция, консерваторы и экстремисты. Действия на массовое сознание непродуманной кампании по популяризации насквозь пропитанного бизнесом большого спорта и, в частности, футбола дали всем известные результаты. Формула “футбол превыше - всего” стала оружием. По поражениям и победам в спорте судили о слабости и силе системы в советские времена. Нужна ли современной России такая идеология? Э. Фромм связывал агрессивность стадиона с воинственностью национализма: «Какой безумный национализм объединяет людей, следящих за ходом современных Олимпийский игр, которые якобы служат делу мира. Стоит вспомнить тот дикий, безумный энтузиазм, с которым люди принимали участие в различных войнах ХХ века – эту готовность к самоуничтожению, чтобы сохранить репутацию «сильнейшей державы», честь или прибыли».[9] Маргинализация молодежи, манипулирование, игра на агрессивных настроениях – тупиковый путь. Молодежи нужна школа политической жизни, реальное участие и реальное влияние. Студенты московских вузов (72% опрошенных) хотели бы более активно участвовать в общественной жизни, будущее молодежных организаций может быть лучшим, чем это кажется сейчас. Во всяком случае, молодежные движения хотя бы и организованные сверху лучше квот для молодежи. Молодежные организации стимулируют реальное участие в избирательном процессе, в политическом соревновании, а квоты изменяют «правила судейства» этого соревнования. Ощущение служения обществу, пережитое в молодые годы, может помочь современным юношам и девушкам сохранить нравственные, духовные основы существования и возрождения России. ПРИМЕЧАНИЯ [1] Фромм Э. Быть или иметь? М.: Прогресс. 1990. С. 80-82, 110-112. [2] Левада Ю. Общественное мнение на переломе эпох: ожидания, опасения, рамки. К социологии политического перехода // Мониторинг общественного мнения, 2000. № 3, с. 10-12. [3] Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. М.: МГУ, 2000, с. 126 [4] О.Л. Ягодина, А.С. Золотарев. Электоральная статистика – дешифровка избирательного процесса // Журнал о выборах, 2002, № 1, с. 57 [5] Кастельс М. Могущество самобытности// Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia 1999.С. 300 Лясников Н., Лясникова Ю.Социальноэкономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи 7 молодежи |
|
|
|