Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Во-вторых, кибернетизация полностью меняет характер ра боты человека, что ставит в чрезвычайно трудное положение людей с устаревающими профессиями. Лифтеров, контролеров в метро и многих других из тех, кого вытесняют автоматы, мало утешают утверждения экономистов о том, что технология не по рождает безработицу. Некоторые профессии, а значит, и рабо чие места исчезают и будут исчезать. Конечно, появится много новых рабочих мест, и почти все они потребуют более высокой квалификации чем исчезнувшие. Поэтому нам необходима гиб кая система, которая сможет выявлять новые рабочие места, по могать людям осваивать требуемые профессии, а затем находить эти места.

Однако большинство лифтеров никогда не станут программи стами. Им не хватит для этого не только профессиональной

182

квалификации, но и эмоционально-психологической готовности, которая нужна для такого поворота жизни. Особенно тяжело придется тем, кого этот кризис настигнет в возрасте лет сорока пяти, когда человеку трудно изменить даже манеру завязывать галстук, а не то что весь уклад трудовой жизни. Кроме того, по мере рационализации общества и повышения интеллектуальных требований к индивиду окажется, что большое число молодых людей со средними способностями не в состоянии выполнять многочисленные сложные операции. Если к этой безработной молодежи и уволенным людям среднего возраста добавить жертв культурной и расовой дискриминации (прежде всего негров), то обнаружится весьма впечатляющий резерв рабочей силы, ко торым сейчас пренебрегает наше общество- В самом деле, кибернетизация не «породила* этот кризис. Просто она столь ре- шительно нам на него указала, что уже больше невозможно от него отворачиваться. Как же должно реагировать на это зрелое общество?

Как мы уже сказали, для тех, кому это по силам, необхо димо создать развитую систему переквалификации и трудо устройства. Но к каким новым занятиям следует готовить лю дей? В своей книге «Новые профессии для бедных» 8 Артур Перл и Фрэнк Рисмсн предлагают создать совершенно новые формы деятельности на субпрофессиональном уровне, прежде всего в сфере образования, здравоохранения и бытовых услуг. Эта про грамма разумна и изобретательна. Так, в публичных школах можно ввести целый штат помощников учителя: помощник, ас систент и младший учитель. Таким путем удалось бы исправить совершенно ненормальную ситуацию в нынешних, особенно городских школах, где на одного учителя приходится огромное число учеников- Кроме того, это освободило бы учителя от всех обязанностей» непосредственно не связанных с преподаванием. Тот же принцип применим и к другим сферам жизни общества. В результате возникли бы рабочие места там, где сейчас требуется труду но нет рабочих мест.

Естественно, в обществе всегда будут люди, которые в силу возраста, склонностей или темперамента не смогут переучи ваться. Некоторые из них предпочтут попробовать себя в тех областях, где культура и рынок еще не создали «рабочих мест», — например, они захотят заняться новыми формами живописи или музыки. Кто-то не захочет вообще ничего делать. Многие сохранят настолько сильную привязанность к прежнему занятию (например, к работе на ферме), что насильственный отрыв от него может стать для них тяжелой травмой. Богатое общество, переросшее религию обязательной ежедневной работы на рабочем месте, вполне может создать условия и найти место для существования таких людей. Обеспечение минимального до хода для каждого взрослого обойдется обществу не слишком до-

рога Таким образом будет смягчен переход к новой технологи ческой эре для тех, кому это особенно трудно, а обществу подобная терапия принесет несомненную пользу. Дейвид Ризмен как-то сказал» что те люди, которых технология вытеснила с мелких ферм, вполне могли бы до пенсионного возраста выращивать розы при финансовой поддержке государства.

Политикам уже сейчас следует полумать о том, как обеспе чить всеобщую занятость на этой основе, что означало бы воз можность для каждого делать нечто важное и интересное для него самого и в то же время полезное для общества. Эта цель существенно отличается от задачи регулирования рынка таким образом, чтобы создать необходимое число экономически рента бельных рабочих мест, независимо от нх возможных достоинств или пользы. Это означает, что правительство должно непосред ственно и более конкретно участвовать в обеспечении своим гржданам права на труд. Подобная ситуация предполагает расширение и совершенствование политической стороны жизни технополиса, с тем чтобы сделать ее соразмерной стороне тех нической.

Однако главное препятствие, мешающее нам выработать новую концепцию труда, имеет не политический, а религиозный характер. Это священный ореол, который тр>д унаследовал от досекулярных времен. Во многом это почти неискоренимое ре лигиозное представление сформировано неправильно понятой протестантской доктриной призвания- Было широко распространено мнение о том, что Бог якобы призвал одних людей быть мясниками, других — пекарями, третьих — гончарами. Элан Ричардсон опровергает такое понимание в своем исследовании «Библейское учение о труде*: *В Библии мы не находим ни одного примера того, чтобы Бог призвал человека к какому-либо земному занятию. Так, Павел был призван стать апостолом, но никто не призывал его заниматься изготовлением шатров... У нас нет никаких оснований говорить» что Бог призвал кого-то быть инженером, врачом или учителем»'.

Ричардсон полагает, что ошибочное мнение» утверждающее, будто Бог «призывает» людей к определенным занятиям, тем самым наделяя их сакральным смыслом, порождено «се куляризацией библейского учения». Точнее было бы сказать, что оно порождено недостаточной секуляризацией нашего отно шения к труду.

Призыв, который Библия обращает к ч^ювеку — vocatio, — зовет его не к работе, а к радости и благодарности независимо от того, что он делает. Это относится как к труду, так и к игре или к «новому досугу», в который превратится труд, приобретя черты игры. Что же касается использования досуга, то об этом Библия ничего не говорит, так как авторам библейских текстов не приходила в голову мысль о возможности полноценного

184

производства с минимальной затратой сил. Согласно Библии, человеку надлежит трудиться ло хонца дней, в поте лица добывая хлеб (Быт 3:19). Но труд, даже в поту, необязательно принижает или уродует человека: он может и возвышать его. Исторически обусловленное изображение труда р Библии не должно заслонять от нас истинный смысл этого образа, С точки зрения Библии, человек стоит перед своим Творцом и Опорой, который ожидает от него зрелости и ответственности во всех делах.

Секуляризация труда будет нелегкой задачей для обществ, которые продолжают жить, опираясь на религиозное наследие пуритансгва, В странах англосаксонской культуры переход к технополису, где большую часть тяжелой и утомительной ра боты будут выполнять машины, окажется замедленным, если мы существенно не изменим свое отношение к труду, если не начнем смотреть на него менее драматично. Иначе те страны, ко торые не пережили ни протестантскую Реформацию, ни мар ксистскую революцию и у которых поэтому нет столь жесткой установки относительно труда, наверняка нас обгонят. И мы станем «развивающимися странами**. Здесь нам есть чему по учиться у романских культур, где труд никогда не освящался. И в самом деле, есть признаки того, что они становятся специалистами по досугу. До сих пор лучшая книга о труде и досуге была написана итальянцем Себастьяном де Грациа,

Сочетание секуляризации с урбанизацией оказывает мощное влияние на труд. Эпоха технополиса отделила место работы от места жительства, и этот процесс продолжается, несмотря на отдельные попытки вернуть труду семейный характер- Хотя это разделение н вызывает определенные трудности, вес же оно способствует такой эмансипации и семьи, и работы, которая прежде была немыслима. Кроме того, секуляризация определяет и сам способ организации труда. Она вытесняет сакральный по рядок и порождает собственную систему, которую мы назвали организацией. И хотя организация подвергается жестоким на падкам, сами ее критики вряд ли захотели бы жить в условиях прежнего порядка, который жестко регламентировал трудовую и семейную жизнь человека. И наконец, мы видим, что секуляри зация освобождает человека для труда, избавляя труд от эле ментов почти невротической обязательности и религиозной сверх ценности, которыми сковывала его западная культура со времен средневековых монастырей и Реформации. Десакрализа- ция труда позволяет разорвать связь, обычно соединяющую труд с получением дохода и, значит, с производством товаров и услуг, В эпоху кибернетизации для участия в экономике вовсе не обязательно иметь рабочее место в системе производства. Каждый должен иметь какой-то доход и, следовательно, доступ к товарам и услугам, необходимым ему просто потому, что он

185

человек. Освободившись от рабства у рынка, труд сможет стать тем, что мы сегодня называем досугом. Ведь досуг есть то, что мы делаем, потому что нам самим этого хочется. Когда речь идет обо всех этих процессах, не стоит восставать против секу ляризации и пытаться ей противодействовать. Лучше постара емся различить здесь действие Тога же. Кто призвал Свой народ оставить тяжкий труд, вывел его из страны жестоких надсмотр щиков и привел в землю, где текут молоко и мед.

* Цитата из книги дается здесь в переводе О. Боровой

Примечания

" Конечно, необходимо учитывать, что есть много пожилых людей, которые не хотят и не могут покинуть свои фермы. Наше общество вполне может позво лить себе оставить некоторых людей в сельскохозяйственном производстве в качестве своего рода трудотерапии. Когда политическая обстановка позволит нам посылать пищевые продукты на Кубу и в Китай, возможно, положение в нашем сельском хозяйстве изменится.

2 Берроуэ У. Голый завтрак. М-, 1994*.

3 Bazelon D. The Paper Economy. N.Y,, L963-

4 Qppen D. von. Die Personale Zeiiaiier Slmigart I960.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Она по- прежнему испытывает влияние представлений времен племенного общества
Библия призывает человека прежде всего позабо титься о ближнем

Наш секулярный человек гораздо ближе к библейской традиции

сайт копирайтеров Евгений