Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Знанецкий, Флориан (1882-1958) - польско-американский социолог.

Союз Томаса и Знанецкого был связан с исследованием "Польский крестьянин в Европе и Америке", после выхода в свет которого Знанецкий вернулся в Польшу, а Томас всю жизнь посвятил Чикагскому университету. Предмет своего исследования они определили как исследование мотивации поведения - пружины всего исторического процесса. Вопрос для них состоял в моделировании внутреннего механизма адаптации и фиксации ее количественных перепадов в различных группах эмигрантов и у людей с различными социальными характерами. Томасом и Знанецким был разработан оригинальный метод сбора информации. Так как статистика способна дать лишь бесстрастную картину реальности, они стали искать живое свидетельство переживаний человека, обратившись к качественному анализу личных документов "новых американцев", т.е. польских эмигрантов. В процессе сбора информации социологи выделили три типа социального характера (филистайн, богемиан, креативный), влияющих на успешность или неуспешность адаптации поляков к новой культурной среде. Причина формирования социальных характеров лежит в социальной эволюции, по мере развертывания которой от индивида требуется, более индивидуализированные реакции сознания и поведения. В указанной работе Томас разрабатывает методологический аппарат социологии в русле идей символического интеракционизма: фиксирование внешнего, наблюдаемого поведения при учете бесконечного многообразия субъективных мотивов, могущих лежать за внешним единообразием форм поведения. Основными понятиями Томаса стали "установка" и "определение ситуации". По его мысли адекватным объяснение поведения человека может быть только с точки зрения субъективного восприятия ситуации действия действующим лицом. "Установка" - это конкретизация социальной обусловленности индивидуального сознания, поэтому она дает возможность эмпирически изучать внутренний мир человека. "Определение ситуации" означает, что среда влияет на индивида не непосредственно, а через определение (оценку) ее индивидом и самого себя в ней. Знанецкий, будучи философом по образованию и складу ума, полагал, что основой бытия являются ценности, а общество - это комбинация культурных ценностей (языка, религии, техники и т.д.), а не естественная система, состоящая из индивидов. Ценности создают культурный мир, который и должна изучать социология. Предметом социологии являются четыре поля: социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий вывел принцип учета человеческого фактора: человек существует как социальная ценность, только это и обусловливает его поведение. Применение этого принципа на практике стало основой эмпирических обобщений в работе "Польский крестьянин...".

Парк, Роберт (1864-1944) - американский социолог, идейный вдохновитель и лидер Чикагской школы эмпирической социологии. Подход Парка к пониманию предмета социологии определялся пониманием социальной системы как элемента глобальной экосистемы. Социология и экология, т.о., имеют в своем основании один и тот же принцип рассмотрения систем и экология по своим задачам и методам близка социологии. Процессы, происходящие в обществе, по Парку, зависят от условий среды обитания и влияют на изменения в ней. Этот экологический принцип способствовал углублению системного взгляда на общество в его единстве с природой. Равновесие общества со средой достигается посредством эволюции форм конкуренции: животная соревновательность заменяется социальной. Эта идея Парка подкрепляла вывод об однопорядковости борьбы за существование в природе и конкуренции в обществе. Социальная экология Парка и его последователей выступает частью экологического знания, но и представляется структурным элементом обществознания. Это обстоятельство знаменует собой достижение единства во всей системе научного знания. Актуальность идей Парка подтверждается оформлением различных направлений, развивающих их. Одно из них существует в виде инвайронментальной социологии (социологии среды), появившейся в 70-х гг. и проведшей теоретический анализ реальных отношений общества со средой обитания.

Берджесс, Эрнст (1886-1966) - американский социолог, один из основателей Чикагской школы, разработавший прикладной вариант социально-экологической теории для исследования города.

Берджесс учился в Чикагском университете, ученик Р.Парка, У.Томаса, Дж.Г.Мида. С 1934 г. - Президент Американского социологического общества. Берджесс создал теорию "концентрических зон", основной идеей которой является механизм формирования социально-неоднородных районов в процессе роста городов, и формирования локальных сообществ. Методом определения этих зон является социальное картографирование, осуществляемое на основе включенного наблюдения, интервью, анализа документов. Берджессу принадлежит также разработка модели городской социальной среды, основанной на выделении локальных сообществ по различным основаниям. По Берджессу, в социальной организации городской среды решающее значение имеет экологический порядок, а в социальной дезинтеграции - девиантное поведение. Большая вовлеченность в разработку социально-экологической концепции на микроуровне привела Берджесса к пониманию общества как взаимодействия, т.е. к интеракционистскому взгляду на него.

 

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Джеймс, Уильям (1842-1910) - американский философ и психолог, один из предшественников символического интеракционизма. Суть социальной концепции Джеймса - единение индивидуального и социального. Личность состоит из трех "Я": материального, социального и духовного, а социальный процесс есть социализация индивидуального сознания. Приобщение индивидуального сознания к "большому" (социальному) демонстрирует единство индивидуального и общественного сознания, является механизмом связи индивида и общества.

Кули, Чарльз Хортон (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). Кули подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Приобщение индивидуального сознания к "большому" - это и есть социальный процесс, т.е. социализация индивидуального сознания. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм. Предметом социологии, по Кули, являются социальные факты, которые он определял как "представления представлений". Эта идея была воспринята У.Томасом (понятие "определение ситуации"), а к представлениям Кули о роли сознания в общественной жизни часто обращался Дж.Г.Мид.

Мид, Джордж Герберт (1863-1931) - американский социолог и социальный психолог, подлинный основатель символического интеракционизма. Мид был известен при жизни как талантливый лектор, автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, а также фундаментальной работы “Разум, самость и общество” (1934 г.) принесли ему мировую славу. Основной посылкой концептуального подхода Мида является то, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от значений, символов, которыми они наделяют свое окружение. Эти значения являются продуктом межличностного взаимодействия (интеракции) и подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия конституирует и общество, и социального индивида. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, т.е. личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет из себя для других в социальном мире. Понятие "роль", "принятие роли другого", "принятие роли обобщенного другого" позволило Миду, в отличие от Кули, анализировать не только непосредственные взаимодействия, но и поведение в сложной социальной среде. Структура Я и динамика подсистем Я позволили Миду объяснить творческий характер взаимодействия людей, изменяющих содержание социального процесса. Социальная концепция Мида оказала мощное влияние на последующее развитие социальной психологии и социологии.

Блумер, Герберт (р. 1900) - американский социолог и социальный психолог, представитель Чикагской школы интеракционизма, основанной Дж.Мидом. Блумер в 1925-52 гг. преподавал в Чикагском, а с 1952 г. - в Калифорнийском университете. В своей социальной концепции он исходит из того, что значение объекта возникает только в процессе социального взаимодействия, а не определяется присущими ему свойствами. Объект - это прежде всего то, что он значит в ожидаемом и реальном социальном взаимодействии, а чтобы понять жизнь группы нужно идентифицировать мир ее объектов в терминах значений этой группы. Методология Блумера предполагает отказ от операциональных понятий в пользу содержательных (т.к. социология - наука о человеческих феноменах), выработку "мягких" методов, которые обеспечат доступ к изменчивой "материи" субъективных смыслов социальных действий.

Гофман, Ирвин (1922-1982) - американский социолог, примыкающий к символическому интеракционизму, но осуществляющему т.н. социодраматический подход к исследованию социальных процессов. Гофман своей задачей видит анализ обыденных повседневных взаимодействий для раскрытия неосознаваемых участниками моделей их организации. В основе его описаний учение Джеймса о "мирах опыта", развитое Щютцем в теории "конечных областей значений", переработанное Гарфинкелем в концепции "фоновых ожиданий". Этот факт показывает глубинное идейное родство символического интеракционизма и феноменологической социологии. Социальный мир сторонники социодрамы (К.Берк, Х.Данкен) трактуют как социальный процесс, как процесс выработки и изменения социальных значений, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры. меняются, когда объекты их составляющие, меняют свои значения.

Шютц, Альфред (1899-1959) - американский социолог австрийского происхождения, последователь Э.Гуссерля, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии. Щютц с 1939 г. в эмиграции, с 1953 г. - профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Первая и главная книга Щютца "Смысловое строение социального мира. Введение в понимающую социологию” (Вена, 1932 г.) явилась попыткой создания нового теоретико-методологического основания социальных наук. Подобно Веберу и Гуссерлю, Щютц полагает, что предметом социальных наук является собственное представление о себе, своих действиях, смыслы индивидуального действия и обмен подобными смыслами, что только и конституирует социальное, тогда как объективированные картины социального мира ведут к утрате специфики социальных наук, не позволяют схватить смыслов индивидуального действия. Важнейшими концепциями Щютца являются концепции природы объективности социального мира, рациональности социального взаимодействия, повседневной реальности. Концепция множественности реальностей опирается на идею Джеймса о многообразии "миров опыта", единственным критерием реальности которых является психологическая убежденность, вера в их реальное существование. Из всевозможных "конечных областей значений" особой Щютц считает повседневность, как первичную по отношению ко всем остальным, в которых наблюдаются дефицит по сравнению с ней всех характеристик.

Гарфинкель, Гарольд (р. 1917) - американский социолог, представитель феноменологической социологии. Предметом исследования Гарфинкеля и других этнометодологов стало практическое функционирование обыденных типов, т.е. неосознаваемых ожиданий того, как должно идти нормальное взаимодействие (или стабильных культурных моделей взаимодействия). "Гарфинкелинг" - особый тип социально-психологического экспериментирования осуществляющий сознательное нарушение экспериментатором нормального хода взаимодействия и исследующий реакцию на это. Этот эксперимент показывал каким могло бы быть взаимодействие в норме. Было выявлено, что разрушение стабильных культурных модулей вызывает среди людей панику, смятение и т.д.

Лукман, Томас (р. 1927) - профессор социологии в ФРГ, ведущий представитель феноменологической социологии знания. Лукман после смерти Щютца издал книгу "Структуры жизненного мира”, вышедшей под именами Щютца и его самого, в которой он дал систематическое описание идей Щютца как целого. В 1966г. он совместно с П.Бергером опубликовал "Социальное конструирование реальности”, где разрабатывается идея о том, что теоретическое знание не исчерпывает всего запаса знания, существующего в обществе и играет далеко не главную роль в жизни большинства людей. Отсюда главной задачей социологии знания должно стать обыденное, дотеоретическое знание, к которому человек обращается в повседневной жизни. Анализ "социального конструирования реальности" имеет своим предметом возникновение, функционирование и распространение знания в обществе. Социальная реальность предстает у них как нечто непосредственно данное сознанию индивидов, существующее в их коллективных представлениях и конструируемое интерсубъективным человеческим сознанием. При этом снимается качественное различие между социальной реальностью как объективной и существующей в виде общественного сознания. Диалектическая концепция эта основана на том, что познавая мир, люди созидают его, а созидая, познают.

Бергер, Питер Людвиг (р. 1929) - американский социолог, видный представитель феноменологической социологии, директор института экономической культуры Бостонского университета. В работе "Приглашение в социологию" (1963) показал взаимосвязь между "человеком в обществе" и "обществом в человеке". Впоследствии эти идеи использовались Бергером при разработке совместно с Лукманом феноменологической социологии знания в книге "Социальное конструирование реальности". Бергер является автором ряда работ по социологии религии. Предложенная им теория модернизации получила воплощение в книге “Капиталистическая революция” (1986).

 

СОЦИОМЕТРИЯ. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА

Морено, Джекоб (1892-1974) - американский психиатр и социолог, ученик Фрейда, эмигрировавший в США и основавший институт социометрии и психодрамы (1940 г.). Морено считается основателем социометрии (микросоциологии), как теоретического и прикладного направления в социологии, изучающего социопсихологические взаимоотношения личностей в малых группах. Определяя предмет микросоциологии. Морено отмечал, что социометрия изучает индивидов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы. Важным положением социометрии Морено можно считать то, что через раскрытие социально-психологических механизмов и психических структур сообществ можно установить социальный контроль над поведением личностей и социальных групп. Среди инструментов социометрического анализа: социометрические тесты, социоматрица, социограмма. Важнейшей идеей Морено было положение о наличии в группе помимо внешней (формальной) структуры невидимой, неформальной. Этот вывод позволял правильно понять происходящие в группе социальные процессы. Обобщая свои выводы, Морено становится проповедником, придя к утверждению существования трех типов революций, из которых “социометрическая революция" применима к любому сообществу и призвана ликвидировать социальную напряженность и социальные конфликты.

Хоманс, Джордж (р. 1910) - американский социолог, профессор, Гарвардского университета, один из авторов концепции социального обмена. Основными исследованиями Хоманса являются "Человеческая группа" (1950), "Социальное поведение: его элементарные формы" (1961), "Природа социальной науки" (1967). В них автор подверг критике структурно-функциональный анализ в социологии вместе с марксизмом, за их непригодность с его точки зрения в конкретных социальных исследованиях, а также за методологическую несостоятельность. Основную задачу своей теории Хоманс видел в "возвращении человека в социологию". Исходная единица социологического анализа у Хоманса - "элементарное социальное поведение", а институты и общество в целом складываются только из действий человека и могут быть объяснены только на основе принципов индивидуального поведения. Принципиально важной чертой его теории социального поведения является интерпретация социального поведения как обмена. Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (материальными и нематериальными), а задача социологии состоит в формулировке утверждений, соотносящих величины и издержки поведения людей с распределением поведенческих моделей, т.к. каждый человек может обладать более чем одним доступным ему способом поведения. Хоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, "вознаграждений" и "наказаний", из которых, по его мнению можно вывести и объяснить различные типы социальной организации и социального поведения людей.

Блау, Питер Микаел (р. 1918) - американский социолог, профессор социологии Колумбийского университета, президент Американской социологической ассоциации (1973-1974 гг.). Основными работами Блау являются "Динамика бюрократии" (1955), "Обмен и власть в социальной жизни" (1964), "Американская структура занятости" (1964), в которых он осуществил попытку синтеза ряда положений функционализма, интеракционизма и школы социального конфликта. Блау ориентировался на понимание причин и механизмов возникновения, существования, изменения и распада различных типов социальной организации. Обмен Блау определяет как специфический тип ассоциации, включающий действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожиданий этих вознаграждений. Это определение обмена более ограничено, чем у Хоманса. Блау сформулировал семь принципов (законов), которые он считал существенными факторами динамики процесса обмена. Блау анализирует процессы обмена и на уровне организаций, говоря о необходимости и неизбежности возникновения отдельных политических организаций для регулирования сложных систем косвенного обмена, показывая генезис и роль оппозиционных организаций. В социологии отмечена нетрадиционная попытка Блау формулирования некоторых принципов, действующих на всех уровнях социальной организации.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Гражданских задач социологии
История западной социологии. Словарь социологии 5 социологии

сайт копирайтеров Евгений