Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Практически все крупные лидеры ОПГ вышли либо из спортсменов, занимавшихся рукопашными единоборствами, а некоторые - из государственных силовых ведомств. Бандитским авторитетам свойственно сочетание высокой физической силы и агрессивности, жестокости и решительности в применении силы. На этом как правило строилась значительная часть репутации лидера и мифология о его особых качествах. Лидер казанской группировки Марат Абдурахманов ("Мартин") слыл человеком страшным и непредсказуемым. "Говорили, что он мог, сидя в ресторане, улыбнуться собеседнику, а потом разбить о его голову бутылку..." [11]. Про "Колю-каратэ", лидера первой в Ленинграде 80-х банды рэкетиров, ходил миф о том, что он умел наносить некие "энергетические" удары и владел приемами бесконтактного кунг-фу. [12]. Готовность к риску для жизни также составляет главный источник чувства превосходства и специфического бандитского достоинства. Из интервью с бывшим "бригадиром" ОПГ: "Реальных людей, на самом деле очень мало. Реальных людей, которые реально могут решать проблемы, одновременно и стреляя и разговаривая, - в городе настолько дефицит... Что любой человек может, в принципе, сейчас еще подняться. Любой человек, который готов погибнуть в любой момент".

"Пацан" и "барыга"

Нормы являются частным выражением ценностей на уровне конкретных сообществ. Не претендуя на исчерпывающее знание и абсолютную точность, попробуем вычленить некоторые основные нормы бандитских группировок и указать их функциональную нагрузку. Система норм, регулирующая поведение членов ОПГ, воплощена в понятии "правильного пацана" или "реального бандита". "Правильный" или "реальный" пацан - это совокупность определенных поведенческих норм и запретов, некоторый аналог "джигита" или "воина", примитивизированный кодекс рыцарской чести. Вот некоторые из основных норм, входящих в комплекс "правильного пацана".

Силовая принципиальность. Это комплекс норм демонстрации и использования физической силы. Он предполагает наглядное умение "стоять за себя", "отвечать за себя", быть источником активного действия, занимать активную позицию, постоянно демонстрируя готовность к силовому действию. Однако важнейший навык, лежащий в основе силового предпринимательства, состоит в умении управлять действиями других без активного применения силы, используя, скорее, демонстрацию ее наличия и возможные последствия ее применения. Сила же выступает, скорее, как стратегический ресурс при ведении переговоров и мирном "решении вопросов", поскольку применение силы часто ведет к большим потерям и экономическим издержкам. Поэтому использование силы заключено в определенные рамки, которые, с одной стороны, должны способствовать упрочению соответствующей репутации, но с другой - ограничивать ее активное приложение за пределами экономической рациональности. Уступить или стерпеть оскорбление означает лишиться статуса "реального пацана". Но неограниченное и необоснованное применение силы называется беспределом, а его субъект - "отморозком". Беспредел может быть "предъявлен" и за него субъект несет материальный или физический ущерб, вплоть до устранения. Аналогичные нормы действуют и на уровне ОПГ в целом. Уступить давлению других группировок значит понизить свой авторитет и потерять потенциальных клиентов. Но склонность решать все вопросы при помощи автомата рано или поздно принесет репутацию "беспредельщиков", а за этим последует коллективный приговор со стороны других ОПГ. По обвинению в "беспределе", например, был в 1993 году в Москве застрелен один из бесспорных лидеров криминального мира Валерий Длугач ("Глобус") [13].

В целом, комплекс неформальных норм, регулирующих использование силы в зависимости от контекста, построен так, что ограничивает ее неконтролируемое применение внутри группы, но при этом обеспечивает максимальный эффект при использовании вовне, то есть в устрашении коммерсантов или других групп.

Ответственность за речевые действия. Это специфический комплекс норм, служащих максимальному отождествлению слова и действия. Угроза есть способ воздействия, она не должна остаться нереализованной в случае невыполнения условий. Угроза это своего рода обещание, которое должно быть выполнено любой ценой, даже ценой жизни. Тождественность слова и действия, закрепленная посредством специфической репутации ("авторитета"), позволяет силовым предпринимателям решать вопросы, не расходуя силу, делать дела с помощью слов.

Силовое предпринимательство во много основано на том, что философ языка Джон Остин назвал перлокутивными эффектами языка, то есть на способах использования языка, посредством которых речевые действия создают реальность или меняют положение дел в мире [14, с. 25-107]. Так, если говорящий дает обещание сделать что-либо, или отдает приказ, или произносит угрозу, следствием которой должно стать некоторое действие другого лица, то все эти речевые действия будут перлокутивными, то есть меняющими реальность. Но таковыми они будут лишь в случае, если обещание, приказ или угроза имеют реальный вес, и вероятность их невыполнения минимальна. Это и есть основной эффект "авторитета" и его репутации. Отвечать за свои слова значит приравнять их к действию и тем самым сделать их предельно конкретными и реальными. Именно подчеркивание этой нераздельности слова и дела, какой бы цены это не стоило, объясняет частое повторение в бандитском лексиконе предикатов "реальный" и "конкретный" ("приехали реальные ребята и конкретно с ним поговорили").

Функциональное назначение этой нормы состоит в том, что дела можно делать словами, не нанося каждый раз ущерба, что является экономически более эффективным. В применении к самим бандитам принцип ответственности за речевые действия является нормативным воплощением специфической политэкономии силы, определяющей закономерности конверсии силы в экономические блага и особенности поведения субъектов, контролирующих организованную силу. Эффективность речевого действия зависит и одновременно закрепляется в определенной репутации, которая работает до первого сбоя. Именно поэтому забота о репутации, включающая готовность применить силу с риском для жизни, является необходимым условием ведения силового предпринимательства, то есть эффективного управления, дачи гарантий, обеспечения действенности определенных правил и, соответственно, получения за это денег на постоянной основе.

Квази-профессиональная специализация. Этот комплекс норм органически связан с первыми двумя и включает два аспекта: во-первых, запрет на работу, то есть "правильный пацан" не может работать, не может быть бизнесменом или клерком и, во-вторых, право получать деньги просто за то, что являешься "правильным пацаном". Формула здесь достаточно простая: "я - пацан, ты - барыга, поэтому ты будешь мне платить". Или: "ты мне должен, потому что я есть". На поверхности эта норма выглядит как отказ от работы на кого-либо и получение денег просто "по достоинству". Однако в этом - значительный элемент неузнавания, делающий возможным выполнение бандитами определенной институциональной работы, предоставление реальных услуг, а не просто вымогательства или взимания дармовой дани.

"Правильный пацан" или "реальный бандит" действительно получает только за то, что он таковым является. Однако, чтобы им быть, он должен постоянно доказывать это, поддерживать этот статус, подтверждать свою репутацию. А это можно делать только решая конкретные вопросы. "Решать вопросы", скромный, но наиболее часто употребляемый термин, - это и есть силовое партнерство, выполнение определенных бизнес-функций, начиная от простой охраны и дачи гарантий по сделкам, до более сложных ситуаций решения споров, возврата долгов, получения кредитов или ведения переговоров. Бандитская репутация, как и всякая репутация, является не просто личностной (то есть благодаря неким внутренним качествам), а прецедентной, требующей постоянного подтверждения конкретным делом. В контексте экономической деятельности эти конкретные дела являются определенными услугами, имеющими полезность и цену. Поэтому за риторикой "я - пацан, ты - барыга, поэтому плати" на самом деле стоит вполне профессиональная специализация, которая не всегда узнается как таковая или прикрыта коллективным мифом. К тому же мало какой коммерсант будет отдавать деньги просто так, хотя раньше это случалось намного чаще.

Таким образом, из основных ценностей, которые конститутивны для любого силового сообщества на любом этапе истории - повышенная ценность силы и пониженная ценность жизни - вырастает определенный комплекс норм, ориентирующий действия конкретного сообщества, в нашем случае - бандитов или ОПГ. Нормы, на которые совершенно добровольно и с неподдельной гордостью ориентируются "правильные пацаны" и "реальные бандиты", делают возможным их функционально полезное встраивание в механизмы экономического предпринимательства на этапе формирования рыночных институтов. Эти нормы - силовая принципиальность, ответственность за речевые действия и квази-профессиональная специализация - структурируют поведение и бандитов и предпринимателей так, что в итоге создается более или менее устойчивая и предсказуемая поведенческая система, управляемая правилами, подчинение которым гарантируется с помощью силы. Центральными элементом этой системы является репутация или авторитет, который сначала закреплен за личностью, потом за ОПГ или ЧОП. В дальнейшем личностный или групповой авторитет имеет тенденцию к превращению в авторитет уже безличной системы правил, источником которой являлись стихийные носители силы и хранители понятий. Как в любом буржуазном обществе с усилением влияния владельцев капитала ценностное сочетание, некогда отражавшее иерархию рыцарско-феодального общества, меняется на противоположное: низкая ценность силы, высокая ценность жизни.

Библиографический список

1. Волков В. В. Силовое предпринимательство в современной России // Социологические исследования. 1999. № 1.

2. Волков В. В. Монополия на насилие и скрытая фрагментация российского государства: исследовательская гипотеза // Полис. 1998. № 5.

3. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990

4. Foucault M. Discipline and Punish: The Birth of Prison. London: Peregrine Press, 1977.

5. Константинов А. Бандитский Петербург. С-Петербург: Фолио-пресс, 1997.

6. Максимов А. Российская преступность: кто есть кто. М.: Эксимо пресс, 1998.

7. Карышев В. Солнцевская братва: история группировки. М.: Эксимо пресс, 1998.

8. Оперативное прикрытие, 1997, октябрь, №4-5.

9. Преступность и реформы в России / Под ред. А. Долгова. Москва: Криминологическая ассоциация, 1998.

10. Радаев В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Без которых была бы невозможна современная либеральная экономическая система
Бандитский петербург 98 социологии константинов

сайт копирайтеров Евгений