Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

ГРАММАТИКА КОНТЕКСТНО-СВЯЗАННАЯ
Формальная грамматика, для которой существуют такие цепочки что и имеют место правила и К.С. обладают свойством сохранения длины цепочки. Цепочки, получаемые после применения любого правила, либо сохраняют длину исходной цепочки, либо увеличивают ее. Г.К.С. порождаются линейно-ограниченными автоматами. И для каждой Г.К.С. может быть построен воспроизводящий ее линейно-ограниченный автомат.

ГРАММАТИКА МАТРИЧНАЯ
Формальная грамматика, у которой в качестве правил вывода выступают фиксированные по порядку применения совокупности правил вывода обычных грамматик. Эти совокупности, называемые матричными правилами вывода, могут пересекаться между собой по общим правилам вывода, входящим в матричные правила вывода. Г.М. используются при описании параллельных процессов и языков программирования для устройств, обеспечивающих параллельное выполнение программ.

ГРАММАТИКА НЕУКОРАЧИВАЮЩАЯ
См. Грамматика контекстно-связанная.

ГРАММАТИКА ПАДЕЖНАЯ
Грамматика предикатно-аргументной структуры предложения. Аргументами такой структуры являются имена, для которых можно указать глубинные падежи (обобщенные отношения между содержанием глагола и содержанием той или иной из именных групп).

ГРАММАТИКА СЕТЕВАЯ
Грамматика расширенных сетей переходов - подкласс трансформационных грамматик. В настоящее время под Г.С. понимается упорядоченная тройка Fs = < V,Z N >, где V - описание лексиконов обрабатываемого языка; Z - описание нестандартных функций, повышающих эффективность обработки; N - описание расширенной сети переходов (специального графа, с помощью которого представляется анализатор языка).

ГРАММАТИКА ФОРМАЛЬНАЯ
Четверка <S, A, B, P>, в которой S - аксиома Г.Ф.; A - множество нетерминальных символов; B - множество терминальных символов; P - правила вывода. Объектами, с которыми работает Г.Ф., являются цепочки, состоящие из терминальных и нетерминальных символов. Правила вывода имеют вид, где и цепочки символов. При этом содержит хотя бы один нетерминальный символ. Функционирование Г.Ф. всегда начинается с цепочки, состоящей из единственного символа S. Применение правила к цепочке заключается в замене всех вхождений (или только самого левого вхождения) в на . Процесс заканчивается, когда ни одно из правил вывода к данной цепочке неприменимо. Такие заключительные цепочки входят в язык, порождаемый данной Г.Ф. В синтаксически правильных Г.Ф. в язык входят только те цепочки, которые состоят полностью из терминальных символов. Г.Ф. широко используются в синтаксических моделях для естественных языков и в лингвистических процессорах. Они являются частным случаем формальных систем. В зависимости от ограничений, накладываемых на структуру правил вывода, выделяются различные типы Г.Ф.

ГРАФ
Пара (X, R), где X - множество, элементы которого переименованы и называются вершинами; R - бинарное отношение, заданное на X. Если между вершинами x1 О X и x2 О X существует отношение R, то тройка x1 R x2 называется ребром Г. Если отношение R несимметрично, то x1 R x2 называется дугой Г. Г. с ребрами называется неориентированным, а с дугами - ориентированным. Г. находят широкое применение в моделях интеллекта искусственного.

ГРАФИКА ДИНАМИЧЕСКАЯ
Направление в машинной графике, которое разрабатывает приемы и процедуры для воспроизведения на экране дисплея движущихся сцен. В Г.Д. используются многие средства, разработанные в мультипликационном (анимационном) кино, а также ряд приемов математического характера.

ГРАФИКА КОГНИТИВНАЯ
Направление в машинной графике, которое связывает представления, возникающие на экране дисплея, с когнитивными процессами, протекающими при решении задач. Г.К. позволяет как бы визуализировать процесс решения. При достаточно продуманной системе визуализации образы, возникающие в динамике на экране, могут помочь пользователю, решающему задачу в интерактивном режиме, увидеть те закономерности или пути решения задачи, которые ранее для него не были доступны. С развитием Г.К. связывают большие надежды на повышение эффективности решения задач, так как мышление пользователя может существенно ускорить процесс поиска решения и рождать новые пути его поиска. Г.К. требует специальных представлений в базе знаний соответствующих образам на экране дисплея, и процедур соотнесения этих представлений с традиционными когнитивными структурами.

ГРАФИКА МАШИННАЯ
1. Совокупность программных средств для выдачи на дисплей изображений представления в графической форме промежуточных и окончательных результатов решения задач и для работы с графическими изображениями.
2. Направление, занимающиеся разработкой этих средств.

действие action
декомпозиция задач problem decomposition
денотат denotatum
дерево вывода inference tree
дерево двоичное binary tree
дерево зависимостей dependency tree
дерево решений decision tree
дерево составляющих consistency tree
дерево целей goal tree
десигнат designator
дескриптор descriptor
дефолт default
дизъюнкт
дизъюнкт боковой
дизъюнкт пустой empty clause
дизъюнкт Хорна Horn clause
дизъюнкция disjunction
дискурс discourse
диссонанс когнитивный cognitive dissonance
доказательство конструктивное constructive proof
доказательство теоремы theorem proving
домен domain
доска объявлений blackboard

ДЕЙСТВИЕ
Единица процесса деятельности, активность, направленная на достижение определенной цели. Д. может быть внутренним, направленным на преобразование информации внутри интеллектуальной системы, или внешним, направленным во внешнюю среду (сообщение пользователю, движение манипулятора автономного робота и т.п.).

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЗАДАЧ
Разбиение задачи на подзадачи с последующим разбиением этих подзадач до получения базовых (элементарных) задач, для которых заранее известно решение. Д.З. применяется в интеллектуальных системах при создании систем автоматического программирования и при планировании поведения в пространстве задач. В более общем смысле Д.З. может служить для понимания размеренности решаемой задачи.

ДЕНОТАТ
Реальный объект, процесс, явление, ситуация и т.п. в физическом мире, для которого есть специальное именующее выражение в некотором языке. Это именующее выражение является десигнатом для данного денотата.

ДЕРЕВО ВЫВОДА
Представление процедуры логического вывода в виде дерева, вершинами которого являются или исходные формулы, или формулы, полученные в процессе вывода.

ДЕРЕВО ДВОИЧНОЕ
Представление процесса поиска в виде дерева, каждая вершина которого связана со значением ключа поиска таким образом, что все меньшие ключи сосредоточены в ее левом поддереве, а все большие - в правом.

ДЕРЕВО ЗАВИСИМОСТЕЙ
Представление результата работы этапа синтаксического анализа в лингвистических процессорах в виде дерева разбора предложения, в вершинах которого стоят лексемы, соответствующие подлежащему, сказуемому, дополнению и т.п., а дуги указывают на связь между вершинами по управлению. Используется на этапах глубинного синтаксического и семантического анализа предложения.

ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ
Структура, состоящая из узлов принятия решений и альтернатив, соответствующих этим узлам. Движение по Д.Р. может осуществляться случайным образом или на основании локальной информации об успехе, которая имеется в узлах. В результате успешного поиска на Д.Р. образуется путь, ведущий из корня дерева исходная ситуация к тому узлу дерева, которое соответствует целевой ситуации. В процессе движения по Д.Р. часто возникает необходимость возврата в ранее пройденные узлы, что осуществляется с помощью процедуры бектрекинга.

ДЕРЕВО СОСТАВЛЯЮЩИХ
Представление системы составляющих, корнем которой является полная составляющая, а висячими узлами являются точечные составляющие.

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ
Специальный вид дерева в котором одна или несколько вершин соответствуют целям, а остальные вершины подцелями этих целей. Дуги показывают, как декомпозируются цели в подцелях.

ДЕСИГНАТ
Специальное именующее выражение для денотатов, существующих во внешнем по отношению к данной системе мира. Все значения системы о денотатах фиксируются в виде знаний о Д. В ряде случаев Д. называют уникальным именем, меткой, ключом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Программирование включает детализацию алгоритма уровня элементарных операторов
Автомат бесконеЧный автомат
Две информационные единицы соединены между собой отношениями типа неопределенность область
вляется представителем интеллектуальных систем
Мимд архитектура

сайт копирайтеров Евгений