Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


содержанием мельчайших частиц, из которых, по его мнению, состоят воздух и пар; «Об автоматах» — о конструкциях самодвижущихся приборов; «Белопойика» — о конструкциях различных метательных орудий.
Упоминавшийся выше Папп Александрийский (II пол. III в. н. э.) не только обобщил многие сведения по теоретической и прикладной механике, но и вел собственные исследования, например теоремы об объемах тел вращения, которые он выражал через длину окружности, описываемой центром тяжести вращающейся фигуры.
Клепсидра —будильник Платона
Потребность определения времени способствовала появлению водяных часов — клепсидр, которые были известны с V в. до н. э. В I половине IV в. до н. э. философ Платон построил будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. Падавшая по каплям в верхний ящик вода, дойдя до определенного уровня, посредством особого устройства с силой прорывалась в нижний ящик. Вытесненный оттуда воздух проходил по трубе в статую флейтиста, которая издавала громкий звук.
Дальнейшие успехи в усовершенствовании водяных часов связаны с именем известного механика Ктесибия Александрийского. Во II в. до н. э., по словам Витрувия, он построил водяные часы, «для устройства которых он прежде всего пробуравил отверстие в куске золота или в драгоценном камне, так как они не изнашиваются от падения воды... Таким образом, равномерно втекающая через такое отверстие вода поднимает опрокинутую чашку, называемую мастерами поплавком... на котором укреплена рейка, примыкающая к вращающемуся барабану. И на той и на этом сделаны зубчики, которые, один другой подталкивая, производят мерные вращения... Кроме того, здесь или на колонне, или на пилястре размещают часы, на которые в течение целого дня указывает палочкой подымающаяся внизу статуэтка».
Римляне для определения времени использовали такие же приспособления, как и греки.
Картина мира в произведениях античных натурфилософов. Зарождение атомистики. Наиболее выдающиеся натурфилософы античной эпохи попытались в своих трудах дать целостную картину мира. Мы уже отмечали выше, что представители ионийской школы (VII — VI вв. до н. э.) придерживались, хотя и не вполне последовательно, стихийно-материалистических воззрений, пытались объяснить явления природы с позиций наивного материализма. Они признавали материальную основу мира, из которой все вещи зарождаются и в нее

173


превращаются при уничтожении, тогда как первооснова остается неизменной. Спор между ними, как правило, умозрительный, шел о том, какую из стихий (элементов) принять за эту первооснову.
В то время четырьмя основными элементами всего сущего считались земля, вода, воздух и огонь. В качестве пятого элемента в дальнейшем стали рассматривать эфир (по-гречески «этер»)'.
Фалес Милетский считал первоосновой мира воду, Анаксимен — воздух, Гераклит Эфесский—огонь. Анаксимандр Милетский выдвинул понятие «апейрона» в качестве материальной основы всего сущего. По Анаксимандру , апейрон — неопределенное, беспредельное начало, которое стоит над четырьмя стихиями мироздания, являющимися лишь его проявлениями. Отсюда вытекала возможность превращения одной из стихий в другую.
Гераклит
Поздний представитель ионийской школы Гераклит (ок. 530 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые выразил диалектический взгляд на природу. Вечное и непрерывное движение — основной закон мироздания, утверждал Гераклит. Известно его краткое изречение: «Все течет».
Гераклит учил, что все существующее в природе возникает из вечно движущегося огня. «Огонь» Гераклита нужно понимать не в смысле обычного пламени, но как некую огнеподобную первооснову вещей. Мир как совокупность вещей сотворен не богом или человеком, а был и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Понимая жизнь как непрерывное движение, Гераклит считал, что она подчиняется одному закону: чередованию противоположностей, которые утверждаются во взаимной борьбе.
Натурфилософы V в. до н. э. не довольствовались общей картиной
'Так вначале называли верхние, пронизанные светом слои воздуха. Потом эфир представлялся элементом, наполняющим пространство за сферой Луны, тончайшим сияющим началом, из которого образовались небесные светила. Поскольку в римскую эпоху полагали, что эфир в скрытом виде содержится и во всех материальных телах, он получил латинское название guinta essentia, т. е. пятая сущность. Отсюда слово «квинтэссенция», вошедшее во все европейские языки.

174


мира и определения его единой материальной основы. Они ставили вопрос о строении материи. Эмпедокл из сицилийского города Акраганта (ок. 490 — ок. 430 гг. до н.э.) считал, что все в мире состоит из сочетаний четырех вышеназванных стихий (элементов), вечных, самотождественных, количественно и качественно неизменных субстанций. Но, одухотворяя природу, он добавлял, что источником движения являются противоположные силы — «любовь и вражда», соединяющие материальные элементы. Согласно Эмпедоклу, весь мир подвергается периодическим изменениям.
Его современника, афинского философа Анаксагора можно рассматривать как одного из предшественников атомистики. Анаксагор доказывал, что все сущее состоит
Демокрит
из бесконечно делимых мельчайших частиц — «гомеометрий», «семян», каждой из которых присущи особые свойства. Эти частицы приведены в движение некоей разумной, активной движущей силой («нус»). Основой философии Анаксагора была вера в чувственное познание многообразного и изменчивого реального мира.
В противовес диалектике философы элейской школы' Ксенофан (ок. 565 — ок. 470 гг. до н. э.), Парменид (ок. 515—445 гг. до н. э.) и другие, ссылаясь на то, что явление, находящееся в постоянном движении и изменении, невозможно познать, утверждали, что истинное бытие неподвижно, неизменно во времени и пространстве, а наши представления о пространстве, времени и движении противоречивы и сложны.
Основы атомистики2 были заложены Левкиппом из Милета3 (V в. до н.э.). Атомистика представляла собой динамическое единство элейской философской школы и философии Гераклита. От элеатов атомисты заимствовали идею неизменности частиц (атомов), а от гераклитовской философии — их постоянное движение и постоянный


 

 

'Эл е я — город в Италии.
'Греческое слово «атомос» означает «неделимый».
J Местом рождения Левкиппа разные нсчочники называют также Элею и Абдеру.

175


Эпикур Лукреций
«процесс перемен». Левкипп учил, что атомы являются первоначальными, из них возникают бесчисленные миры и снова на них распадаются. Собираясь, атомы образуют вихрь, в котором они, сталкиваясь всячески и вращаясь, раделяются таким образом, что сходное присоединяется к сходному.
Великий ученый Демокрит из Абдер во Фракии (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), бывший эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков*, развил учение античной атомистики. Демокрит исходил из общих натурфилософских представлений об извечности материи: ничто не создается из ничего; все, что существует, не может быть уничтожено, всякое изменение — это лишь разъединение и соединение частей.
Все в мире причинно, обусловлено и необходимо. В основе всего сущего лежат неизменные и неделимые атомы, движущиеся в пустом пространстве. Атомы отличаются друг от друга формой и величиной. Сталкиваясь и отталкиваясь, вовлекаясь в прямолинейные и вихревые движения, атомы образуют бесчисленные миры. Не только тело
'Демокрит занимался астрономией, географией, физикой, математикой и многими другими отраслями естествознания

176

человека, но и его душа состоят, по Демокриту, из атомов. Атомы души — самые мелкие, подвижные и круглые из атомов.
Дальнейшее развитие атомистика получила у другого великого философа античности—Эпикура Самосского (342/341—271/270 гг. до н. э.), основавшего в Афинах философскую школу под названием «Кепос» («Сад»). Эпикур учил, что материальный мир вечен и неизменен и состоит из пустого пространства и атомов. «Атомы движутся непрерывно в течение вечности», начала этому движению нет. Атомы различаются не только формой и величиной (как у Демокрита), но и весом. Атомы обладают одинаковой скоростью, когда несутся через пустоту. Атомы могут самопроизвольно отклоняться от движения по прямой линии. Согласно Эпикуру характер движения обусловлен внутренними, а не внешними причинами. Провозглашая необходимость познания сущности мира, Эпикур пытался объяснить некоторые физические явления (молния, затмение Солнца и т. п.) естественными причинами.
Эпикур нападал на античную религию. Он доказывал материальность и смертность души и отрицал вмешательство божественных сил в жизнь природы и человека. На эллинистическом Востоке слово «эпикуреец» стало символом безбожника.
Школа Эпикура нашла последователей и в Римской ^империи. Блестящее выражение материалистические взгляды этой школы получили в поэме Тита Лукреция Кара (ок. 99—51 гг. до н. э.) «О природе вещей». По Лукрецию, Вселенная, как и атомы, «первоначальна» (подобно пылинкам в луче света), вечна и бесконечна. Разносторонность характера или формы предметам придают разные атомы, которые находятся в постоянном движении, но их движение нельзя увидеть глазами. Здесь впервые скорость движения частиц сравнивается со скоростью света. Последняя представляется Лукрецию конечной.
Стихийно-материалистические представления высказывались также передовыми мыслителями Индии и Китая. В Индии с VI — V вв. до н. э. существовало материалистическое учение — чарвака. Его сторонники считали восприятие реальности единственно надежным источником познания. Нельзя верить ни в существование богов (или бога), ни в существование души, ни в возможность жизни до рождения или после смерти, ни в переселение душ потому, что все это выходит за пределы человеческого восприятия, доказывали они. Материальный мир состоит из четырех элементов — огня, воздуха, воды и земли. Наличие шестого элемента (соответствующего эфиру греков) последователи чарваки отрицали, ибо в существовании его нельзя убедиться посредством восприятия. В своем отношении к гипотетическому эфиру они далеко опередили эпоху. Путем различной комбинации четырех элементов образуется вся не только мертвая, но и живая природа — утверждала чарвака. Живые организмы после смерти вновь превращаются в те же элементы.
Примерно к тому же времени относятся и материалистические высказывания в китайских натурфилософских трактатах. В VI в. до

177

н. э. в Китае получает развитие даосизм — одно из направлений древней философии, развивавшее представление о «дао», понимаемом как сущность и первопричина Вселенной. Даосизм утверждает, что все вещи развиваются, но возвращаются к своему началу' Возвращение к началу есть покой, покой есть возвращение к жизни, а возвращение к жизни есть вечность. Сторонники таких взглядов утверждали, что в мире борются два противоположных начала: ян — свет и инь — тьма', порождающие в ходе борьбы пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых происходят все вещи2.
Выдающийся мыслитель Ян Чжу (V— IV вв. до н. э.), живший в царстве Вэй, отрицал какие-либо сверхъестественные силы. Он учил, что все в мире подчинено закону естественной необходимости и что мир находится в непрерывном изменении. Ян Чжу утверждал, что человек является частью материального мира и состоит из тех же пяти первоэлементов, о которых речь шла выше. Ян Чжу отрицал бессмертие души и существование потустороннего мира. Философыидеалисты, в частности конфуцианцы, нападали на Ян Чжу, обвиняя его в подрыве основ конфуцианства и «в политической неблагонадежности». Следует отметить, что в среде самих конфуцианцев материалистические идеи также находили последователей. Так, например, философ Сюньцзы (III в. до н. э.) доказывал, что небо', обожествленное другими конфуцианцами, является частью природы и все природные явления естественны.
География. Оживленное судоходство греков по Средиземному и Черному морям и их колонизация содействовали тому, что уже в VI в. до н. э. появилась потребность в обобщении знаний об окружающем мире.
Из Греции первым в западную часть Средиземноморья попал в 660 г. до н. э. Колай с острова Самое, доплывший до финикийской колонии Гадес.
По имеющимся отрывочным сведениям, около 550 г. до н. э. Анаксимандр Милетский (610 — ок. 546 гг. до н. э.) сконструировал ^первый глобус и создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек. Во второй половине VI в. до н. э. Гекатей Милетский (ок. 546—480 гг. до н.э.), посетив множество стран и обобщив рассказы купцов и моряков, написал книгу «Землеописание»3, которая была снабжена новой картой, остававшейся образцом для греческой картографии вплоть до IV в. до н. э. Землю Гекатей представлял себе в виде круга, омываемого величайшей из рек — Океаном.
'У других китайских натурфилософов понятия «ян» и «инь» имеют более общее значение положительного и отрицательного начал всего сущего.
•"Здесь впервые металл рассматривается как элемент.
'Книга дошла во фрагментах, она состояла из двух частей: «Европа»— с описанием и Северной Азии и «Азия» — с включением Египта и Ливии.

178

В конце VI в. до н. э. греческий мореход Скилак из Карианды совершил длительное плавание по Индийскому океану и Инду и составил описание Индии. Около 525 г. до н. э. карфагенский флотоводец Ганнон Мореплаватель, путешествуя вдоль западных берегов Африки, впервые достиг экватора и территории современного Камеруна.

В V в. до н. э. «отец истории» Геродот (ок. 490/480 — ок. 430/429 гг. до н. э.) в описание истории греко-персидских войн включил интересные сведения о Северном Причерноморье, Египте, Месопотамии, Персии и других странах. В его труды вошли наблюдения из собственных многочисленных путешествий.
Выдающимся ученым и путешественником был Пифей из Массалии* (IV в. до н.э.). В своем далеком морском путешествии (350—320 гг. до н. э.) он открыл для греков Геродот берега Германии, Британии и, как предполагают, Скандинавии. По описаниям, которые составил Пифей, он достиг земель, находящихся на 64° северной широты. Наблюдая большие приливы и отливы на берегах Атлантического океана, он установил связь этих явлений с Луной.
В результате завоеваний Александра Македонского греки ознакомились с восточными странами. Так, начальник македонского флота Неарх спустился по Инду к Индийскому океану, а оттуда добрался до устья Евфрата (325—324 гг. до н.э.). Он составил подробный отчет о своем походе.
Несколько позднее по поручению сирийского царя Мегасфен посетил Индию (начало III в. до н. э.). В описании, составленном этим путешественником, приводятся личные наблюдения и ценные сведения о реке Ганге и его притоках, об острове Цейлоне, о природе этого удивительного района земли. Большое место в описании отводится рассказам о животном мире, населении, городах и дорогах Индии.

'Ныне Марсель


179

 

 

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

При помощи которой выстреливались различные по форме куски железа
В западной европе с viii в
В которых с поразительной точностью предсказываются пути грядущего развития техники
Обобщившим сведения о всех географических открытиях
Общим предком человека

сайт копирайтеров Евгений