Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

72 Вполне в духе стоиков рассуждает и старший современник Ньютона Томас Гоббс. “Под словом дух, — пишет он, — мы понимаем естественное тело, До того тонкое, что оно не действует на наши чувства, но заполняющее пространство...” (Гоббс Т. О теле//Избр. произведения: В 2 т. М„ 1965. Т. 1 С. 498).

79

сказывает об этом учении Диоген Лаэртский “Весь мир есть живое существо, одушевленное и разумное, а ведущая часть в нем — это эфир Так пишет Антипатр Тирский в VII книге “О мире”, Хрисипп в I книге “О провидении” и Посидоний в I книге “О богах” говорят, что ведущая часть в мире это небо, а Клеанф — что это солнце Впрочем, Хрисипп в той же книге говорит и несколько иначе что это чистейшая часть эфира, называемая также первым Богом и чувственно проникающая все, что в воздухе, всех животных, все растения и даже (как сдерживающая сила) саму землю”73

В пользу телесности души стоик Хрисипп приводит следующий характерный аргумент “Смерть есть отделение души от тела Но ничто нетелесное не может отделиться от тела, точно так же нетелесное не может соприкасаться с телом Душа же и прикасается к телу, и отделяется от него, следовательно, душа есть тело”74 Согласно стоикам, Бог тоже есть “чистейшее тело”75, а мир и небо это субстанция Бога76

Учение стоиков справедливо характеризуют как пантеизм77 Правда, некоторые исследователи, в том числе и такой знаток античности, как Эд Целлер, считают учение стоиков материалистическим78 Русский философ H О Лосский не согласен с Целлером, он считает, что сущность этого учения составляет не материализм, а динамизм “Стоицизм есть не материализм Это динамизм, видящий везде в мире деиствование, исходный пункт которого всегда есть напряжение (тонус), усилие, стремление к определенной осмысленной цели, именно к осуществлению телесного бытия, воплощающего в себе разумный порядок Основное начало в стоической метафизике есть не вещество, а сила — ???????”79

_______________________________________

73 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. M., 1979. С. 311.

74 Цит. по: J ab Arnim. Stoicorum veterum fragmenta. Lipsiae, 1903-1905. Vols. I-III. Vol. II. P. 790.

75 Ibid Vol. I. P. 153.

76 Ibid Vol. II. P. 1022.

77 См.: Dupont J. Gnosis. La connaissance religieuse dans les epitre de Samt Paul Louvain, 1960. P. 476-488

78 Zeller E. Die Philosophie der Griechen. Th. 3. Abt. L. Leipzig, 1923.

79 Лосский H. О. Типы мировоззрений. Париж, 1931. С. 116-117. “Демокрит замечает Лосский — это сторонник гилокинетической теории материи а стоики — сторонники динамистической теории Для Демокрита тела суть вечно твердые атомы, непроницаемый объем которых есть вечно пребывающее состояние весь мировой процесс сводится у него к слепому, бездушному движению этих атомов в пространстве и случайным, бесцельным столк

81

В пантеистическом учении стоиков, в котором эфир, или Небо, или “первый Бог” проникает собою, связует и одушевляет все сущее, не только снималась онтологическая граница между Небом и землей, но и давалось иное по сравнению со средневековым, христианско-теистическим истолкование материи ведь этот всепроникающий элемент Spiritus mundi мыслился ими как нечто телесное “Мир един, конечен и шарообразен с виду Его окружает пустая беспредельность, которая бестелесна, а бестелесно то, что может быть заполнено телом, но не заполнено Внутри же мира нет ничего пустого, но все едино в силу единого напряжения и дыхания, связующего небесное с земным”80 Бестелесное, таким образом, приравнивается у стоиков к пустому, а эфир, который, как видим, называется еще и “дыханием” (спиритус это не только “дух”, но и “дыхание”), характеризуется также как “напряжение”

Понятия пространства, эфира, “мирового дыхания” или “мировых духов” ассоциировались у некоторых возрожденческих натурфилософов с мировой душой неоплатоников, которая мыслилась как тончайшая материя или, как мы видели у Г. Мора, И. Ньютона и С. Кларка, как пространство При этом последнее рассматривается как одушевленное пространство у ряда представителей герметизма81, у Ньютона и Кларка, желавших остаться в пределах христианской теологии, оно получает название “божественного чувствилища”

У алхимиков стоическая “пневма” истолковывалась как “жизненный дух” или “архей”, всеобщий “деятель” природы Не забудем, что Ньютон, как показали исследования последнего периода, занимался алхимией около тридцати лет, он интенсивно ставил алхимические опыты не только в молодости, в 70-е, но и в 80-е годы82 Алхимические опыты и исследования Ньютона были непосред

новениям их Наоборот у стоиков сама телесность есть деиствование наполнение пространства есть напряжение (тонус) отталкивание наружу и притяжение внутрь Эти процессы не бездушны и не бессмысленны в основе их лежит симпатия частей мира друг к другу, они разумны и целесообразны” (Там же С. 116)

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

В период формирования новой науки о природе экспериментально-математического естествознания

Отличая ее от субстанции мыслящей

сайт копирайтеров Евгений