Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

витости и дифференцированности субъективной интрацептивной семантики определяет богатство и «артикулированность» телесных переживаний; с другой стороны, специфические особенности категориальной сети, в ячейках которой они получают свое существо вание, налагают на интрацептивное восприятие принципиальные ограничения и служат источником искажений.

С первичным означением построение субъективной картины бо лезни не завершается. Специфика внутренней картины болезни заключается в том, что ее чувственная ткань означается не только в категориях соматоперцепции, ощущения означают не только себя, но и то, что, в принципе, им внеположно — болезнь. Вторичное означение чувственная ткань получает через создание «концепции болезни»: ощущения становятся симптомами, означающими болезнь и означенными ею.

Значение болезни для заболевшего формируется через пре ломление ее субъективной картины в структуре потребностей, мотивов человека, приобретая личностный смысл. По своей функции личностный смысл делает доступным сознанию субъективное значе ние болезни. При этом он может выступать вполне ясно, осознан но, либо сигнализировать о себе в форме переживания — желания, интереса, тревоги, страха и пр. Личностный смысл есть жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств болезни по отно шению к мотивам его деятельности, определяющее их «прист растное» восприятие. Значение болезни неоднозначно включается в мотивационную систему и может наполняться различным смыслом. В своем внешнем выражении смысл не существует в «чистом» виде, и поэтому конфликтность личностного смысла, «неприемлемость» болезни, противоречие ее фундаментальным мотивам жизнедеятель ности субъекта, или, напротив, ее «условная желательность» и при носимые ею вторичные выгоды внешне выступают как искажение означения, несоответствие внутренней картины болезни объектив ной реальности. Личностный смысл болезни выражает себя путем выбора, отвержения, ограничения, расширения либо той или иной трансформации концепции болезни, а через нее — в искажении интрацептивного восприятия. Последнее может трансформироваться че рез искажение интрацептивной семантической сети, изменение чув ствительности или формирование особых» 1 паттернов поведения и когнитивных стратегий.

В логике развития заболевания и лечения следует различать две стороны: объективную, подчиняющуюся физическим закономерно стям, и субъективную, подчиняющуюся закономерностям психического. Они совпадают лишь в предельной абстракции, в реаль ности же всегда можно отметить их существенное расхождение,

Заключение ___________________________ 267

широкие пределы которого обусловлены принципиальными особенностями телесного восприятия: ограничением возможностей мани пуляции, проверки и исходного отсутствия «общего» объекта.

Таким образом, внутренняя картина болезни представляется сложным многоуровневым образованием, включающим в себя чув ственную ткань, первичное и вторичное означение, личностный смысл. Все эти уровни порождения и функционирования субъек тивной картины болезни тесно связаны между собой, и «живая» внутренняя картина болезни есть динамическая система, в которой осуществляются переходы как от чувственной ткани к личностному смыслу, так и от личностного смысла через означение к чувствен ной ткани.

Несомненно, что первичными являются сенсорные данные, но первичность эта — генетическая, в функциональном же плане они получают свое субъективное существование в контексте систем эта лонов, перцептивных сетей, существовавших до этих чувственных данных и не по их «поводу».

Развитие и дифференциация внутренней картины болезни свя заны не только с обогащением ее чувственной ткани, но само это обогащение требует развития систем эталонов. Обе стороны этого процесса равно необходимы, являются обоюдными источниками развития, и лишь признание их основополагающей взаимосвязи позволяет адекватно согласовать два принципиальных положения теории психического отражения: первичность объективной реаль ности по отношению к психическому отражению и активность субъекта в ее освоении. Простое и непосредственное ощущение, вызванное заболеванием, является таковым лишь для поверхностного и наивного наблюдателя. В своей простоте оно содержит в скрытом, свернутом виде далеко за него выходящее: систему пер цепции, культуру, язык, знания, опыт, потребности, мотивы.

С изложенной позиции телесное страдание (болезнь) необхо димо рассматривать не как натуральное дефицитарное состояние, но прежде всего как предмет овладения — социализации, внутрен нюю картину болезни как семиотическую систему, а телесное инт рацептивное ощущение как сложную текстовую, знаково-символическую структуру, а не простое возбуждение интерорецепторов (т.е. не рефлекторное отражение натурального состояния, а культурное восприятие культурного предмета).

Предложенная модель телесного восприятия связана с расшире нием предмета психологического и научно-медицинского метода. Для психологии это в значительной мере переформулирование ее предмета и расширение закономерностей психического до области телесного, позволяющее ей включить в свое понимание орудий не

268 Психология телесности

только внешние предметы и высшие психические функции, но и всю реальность телесного и организменного, становящегося в про цессе социализации первым универсальным орудием и знаком.

Еще больших изменений этот подход требует от медицинской практики. Предложенная модель формирования телесных ощущений существенным образом противоречит существующей иллюзии «проз рачности» телесности, свойственной современной медицине, и де лает совершенно обязательным учет субъективных факторов болез ни и участие больного в его лечении.

Рассматривая лишь натуральную форму существования телес ности, медицина постоянно ориентировалась (и ориентируется) на поиски объективных проявлений заболевания и максимальное устранение субъекта из процесса лечения. Разделяя иллюзию «проз рачности» человеческого восприятия, она не учитывает тотальной пронизанности «объективного» мира субъективным сознанием и того, что мир может быть представлен субъективному сознанию не иначе как в категориях последнего. Естественное следствие такой иллюзии в медицине — отношение к лечению. Если заболевание ни как не зависит от субъекта, то и ответственность за лечение лучше перенести на того, кто обладает большим опытом или знаниями в этой области. Этическое следствие этой ситуации вполне зако номерно: поскольку болезнь не зависит от субъекта, а телесность прозрачна, то самый лучший путь развития врачевания — полная ликвидация субъективного фактора, т.е. инструментализация ме дицины — путь, на который она и вступила. Политические последствия — создание системы здравоохранения, основанной на этих иллюзиях, — также вполне логичны: если болезнь не имеет ника кого отношения к субъекту, то лучший способ внедрения здорово го образа жизни — это не повышение его субъективной ценности, не учет личностного смысла здоровья и болезни, не коррекция неадекватных мифов, а полная регламентация, контроль за здоровьем граждан в виде принудительной «диспансеризации», проведение разного рода «дней бегуна», обязательная вакцинация и пр. Пренеб режение к субъекту в системе здравоохранения, несмотря на все уверения в ее гуманистической направленности, повсеместно. Гума низация здравоохранения обычно понимается как типичное ук рашение, улучшающее внешний вид, но никак не способное вли ять на саму сущность лечения.

В обществе (и в медицинской среде, и среди пациентов) распро странено скрытое, но весьма устойчивое негативное отношение к любым попыткам внедрения гуманитарного и психологического знания в медицину. Оно не случайно и имеет глубокие корни: гно сеологические, этические и политические.

Заключение 269

Инфантильность об щества, стремящегося снять с себя ответственность за свое здоровье, переложив его на специально созданную социальную структуру, сопрягается с патерналистским отношением государства к своим гражданам, когда оно берет на себя эту ответственность и стремится ее наилучшим (с объективной точки зрения) способом реализовать.

Сложившаяся ситуация — последовательна, логична, обосно ванна, но крайне неэффективна и не удовлетворяет ни одну из сторон. Выход из нее — последовательное преодоление глубоко уко ренившихся иллюзий медицины, создание новой концепции те лесности и новой — гуманитарной — модели медицины.

Это утверждение не означает требования отказа от «объективно го» подхода и замены всей медицины «психологическим лечением». Новая теоретическая точка зрения должна относиться к предшеству ющим по принципу дополнительности, открывая новый план проб лемы и не отвергая иных исследовательских перспектив.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Существующая у человека болезнь дана ему в его ощущениях
Психиатрии методологические проблемы психоневрологии проблемы исследования
Новый психологический метод изучения функциональных психосоматических симптомовтезисы докладов
Первое задание теста выбор дескрипторов интрацеп тивных ощущений
Отношение к онкологическим больным вопросы онкологии

сайт копирайтеров Евгений