Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

* Каково ваше отношение к трудностям, с которыми вы сталкиваетесь как в сновидениях, так и в жизни? Опишите его. Просмотрите эту главу и подумайте, что бы вы могли практически применить как в работе со сновидениями, так и в своей жизни. Запишите все это в дневник.

* Исследуйте свои сновидения и найдите среди них наиболее интенсивные, в которых вы пытаетесь противостоять противнику или избегать его (ее). Что все это говорит о вас самих? А сейчас подумайте, как бы вы могли оставаться вместе со своим противником из сновидений, соглашаясь на его существование и даже взаимодействуя с ним. Если это пугает и напрягает вас, позвольте проявиться своим чувствам и займитесь поисками поддержки.

* Проработайте свои отношения и принципы, которые могут помочь включить противоположные и враждебные вам силы и исцелить конфликт с ними, объединяя отрицательное и положительное начала. Затем разработайте практику для проживания этого принципа как в сновидениях, так и в жизни.

* Какое вы приняли обязательство для достижения целостности, включающей и интегрирующей все в исполненной значимости жизни? Какой вызов заключен в вашей работе со сновидениями и в вашем собственном процессе обретения целостности?

* Что ваши сновидения говорят вам о существующем внутри вас насилии и зле? Взгляните на встречающиеся в ваших сновидениях случаи преступлений, скрываемые, постыдные и странные эпизоды, насилие и воровство, на сексуальные излишества. Как относится ко всему этому ваше сновидящее "эго"? Как все эти явления, вскрытые вами, связаны с вашей реальной жизнью? Что нужно сделать, чтобы включить вашу темную сторону в реальную жизнь? Какого рода обязательства вам нужно было бы принять для этого?

* Выберите сновидения, явно нуждающиеся в целительной проработке, и совершите с ними необходимую работу. Вы сможете увидеть последствия этого, и те изменения в поведении, которые произойдут у вас как у сновидящего "эго". Затем примените методы "переписывания сновидения", "возвращения в сновидение" или даже "разыгрывания сновидения", чтобы помочь проявиться целительному разрешению. Используйте в этой работе помощь других людей. Ведь ваши противники реальны.

* Взгляните на свои сновидения, чтобы увидеть, какие в них есть потенциальные возможности для исцеления, связанные с вашей работой и взаимоотношениями. Отметьте параллели и отличия. Создайте для себя жизненные задания, чтобы попытаться действовать более эффективно и осмысленно во внешнем мире.

* Рассмотрите свои привычные формы поведения во время сна. Хотели бы вы делать записи в дневнике каждую ночь и в иное время, когда у вас для этого есть энергия и вы чувствуете потребность? Примите обязательство в отношении этих задач - это важнее сна.

* Кто ваши помощники в сновидениях? Как именно они помогают вам? Как относится к ним ваше сновидящее "эго"? Оказывает ли оно сопротивление им? Или испытывает благодарность? Принятие? Иные чувства? Как вы используете эту помощь в своей жизни? В какой помощи вы нуждаетесь, в особенности для того, чтобы справляться с трудностями? Какой процесс вы регулярно используете для разрешения проблем в самом себе, в других людях и в жизни?

* К каким последствиям привело вас чтение этой главы, посвященной противодействующим силам и исцелению? Запишите. Затем прочтите главу снова. Пусть некоторые места в ней еще раз привлекут ваше внимание. Посмотрите, что предлагают вам ваши сновидения и что посылает вам судьба. Принимайте это! Интегрируйте!

Мы предпринимаем попытку в конспективном виде изложить основные выводы теории сновидений Зигмунда Фрейда. Именно основные, следуя за мыслью автора. Сделать это необходимо для того, чтобы разрушить упрощенное и искаженное восприятие концепции Фрейда. Ее можно изложить по трем пунктам: в сновидении все элементы - символы; все сновидения имеют сексуальное содержание; ни то, ни другое неверно. Сам Фрейд мог бы с уверенностью подписаться лишь под третьим пунктом. В своей лекции "Пересмотр теории сновидений" он пишет, что никогда не утверждал, что все сновидения имеют сексуальное содержание. Точно так же большинство элементов сновидения Фрейд не подвергает символической трактовке. Убедиться в этом можно, внимательно прочитав анализ "Сновидения об Ирме"... Однако, сетует же Фрейд, самые существенные положения теории сновидений совершенно ускользают от внимания читателей. Для того, чтобы лучше понять значение этих положений, следует рассмотреть их в связи с бытовавшими во времена Фрейда научными и обыденными воззрениями на природу сновидений.

Прежде всего, наука во времена Фрейда была склонна считать сновидение болезненным процессом, нарушением нормального сна. Здоровый сон - сон без сновидений. Считалось, что сновидения являются ответом на какое-либо внешнее или внутреннее раздражение. Содержание сновидений целиком детерминировано этими раздражениями. Поскольку во время сна раздражения воспринимаются искаженно, то и образы сновидений искажены. В сновидении может проявиться то или иное болезненное состояние. Поэтому его можно рассматривать как симптом болезни. Последнее воззрение пришло из глубокой древности и сохранилось поныне.

Считалось, что сновидение скорее "нервный", чем "психический" процесс, оно возникает рефлекторно. Выражение "хаотическое растормаживание следовых сигналов на фоне разлитого торможения коры головного мозга" наиболее полно выражает эту точку зрения. В отечественной психофизиологии она (не без помощи бдительного идеологического контроля) доминировала до последнего десятилетия. Считалось, что если психическая деятельность в сновидении и имеет место, то она глубоко дефектна, регрессивна в сравнении с бодрствующей психикой. Сновидения представлялись лишенными и физиологической функции, и психологического смысла. Тем не менее, в научной литературе XIX в. интерес к проблеме сновидений был значителен. Сознание же обывателя либо вовсе не принимало сновидений во внимание, либо, как в древние времена, искало в них предзнаменования, воспринимало их как "весть из иного мира". Подобного взгляда придерживались и многие религиозные философы. В качестве примера кратко остановимся на концепции русского религиозного философа священника Павла Флоренского, который подверг сновидения анализу в своей работе "Иконостас". Характерно, что Павел Флоренский обращается к тем же конкретным примерам сновидений, что и Зигмунд Фрейд!

Флоренский обращает внимание на то, что в некоторых сновидениях время течет как бы в обратном направлении. То, что для бодрствующего духа было началом, отправной точкой сновидения (например, звонок будильника), в сновидении становится финалом, конечной целью, к которой движется сновидение. Время сновидения как бы течет в обратном направлении, течет ускоренно ("Мало спал, да много виделось").

Сновидение подчинено конечной цели, телеологично, оно развивается "ради развязки", чтобы эта развязка не была случайной. "Время в сновидении вывернуто через себя и, значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы. А это значит, мы перешли в область мнимого пространства... Сновидения суть те образы, которые отделяют видимый мир от мира невидимого, отделяют и вместе с тем соединяют эти миры. Сновидение... насквозь... символично . Оно насыщено смыслом иного мира, оно - почти чистый смысл иного мира, незримый, невещественный, непреходящий, хотя и являемый видимо и как бы вещественно... Сновидение есть знаменование перехода из одной сферы в другую и символ. Чего? Из горнего - символ дольнего, из дольнего - символ горнего. Сновидение способно возникать, когда одновременно видны оба берега жизни, хотя и с разной степенью ясности... То, что сказано о сне, может быть отнесено и к художественному творчеству..."

Казалось бы, трудно придумать нечто, что было бы настолько противоположным по смыслу теории З. Фрейда. Но противоположности удивительно близки. Ведь Флоренский убежден в том, что сновидение имеет смысл и имеет цель, понимает, что сновидение символично, что оно связывает две сферы (горнего и дольнего, у Фрейда - сознания и бессознательного), что сходные механизмы имеются и в сновидении, и в художественном творчестве. Не случайно Фрейд говорил, что взгляд философов и "профанов" на природу сновидений куда ближе к истине, чем "научные представления" его времени. Павел Флоренский достаточно четко говорил о том, что символика и время сновидения "тускло доходят до сознания", т.е. бессознательны.

Каковы же воззрения Зигмунда Фрейда на природу сновидений?

Сновидения не являются болезненным проявлением, они - не следствие патологического процесса, а результат деятельности здорового мозга. В известной степени сновидения - полноценный психический акт, присущий нормальной человеческой психике.

Внешние раздражения или раздражения со стороны внутренних органов скорее "включаются" в смысловую ткань сновидения, чем являются истинной причиной сновидений. Отсюда отрицание "рефлекторной" природы сновидений, которые являются закономерным продуктом психической деятельности спящего.

Мало определить, какими впечатлениями бодрствующей психики вызвано сновидение. Сон - небывалая комбинация бывалых впечатлений (И.М. Сеченов), но главное - определить закономерности этого комбинирования. Представление о том, что образы сновидений бессмысленны и хаотичны, неверно. Хотя при репродуцировании содержания сновидения оно редко производит впечатление осмысленности и целесообразности, нельзя на этом основании делать окончательные выводы. "Ткань" сновидения не есть "смысл" сновидения, который может быть понят лишь при анализе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Увидеть себя с игрушкой из своего детства
Психология сновидений. Антология психологии 3 сновидений
Психология сновидений. Антология психологии 9 болезни
Я сказал
Сновидение из состояния бодрствования

сайт копирайтеров Евгений