Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

идолы рынка – недостатки, связанные с тем, что слова не всегда точно передают мысли человека, часто затемняя, а не проясняя их смысл.

Если для получения достоверных данных, базирующихся на чувственном опыте, необходимо проверять данные ощущений экспериментом, измерениями, то для подтвержденная и провер ки умозаключений необходимо использовать разработанный Бэ коном метод индукции. Правильная индукция, тщательное обоб щение и сопоставление подтверждающих вывод фактов с тем, что опровергает их, дает возможность избежать ошибок, свой ственных разуму. Вера его во всемогущество нового метода была так сильна, что наука, казалось ему, может обходиться впредь почти совершенно без особых дарований. Он сравнивал свой метод с циркулем и линейкой, с помощью которых и неискус ный чертежник может проводить круги и прямые линии лучше, чем это удается искусному без этих вспомогательных средств. Таким образом, в отличие от исследований X . Уарте и других ученых, доказывавших важность учета индивидуальных способ ностей, Ф. Бэкон считал, что правильное обучение, а не способ ности является основой успешности деятельности Именно та кой подход к способностям в дальнейшем становится все более распространенным.

Разрабатывая новую методологию научного исследования, Бэкон был убежден, что она строится на познании причин ве щей, т.е. является детерминистической. Таким образом, его кон цепция стала основой новых подходов к построению научного знания, в том числе и знания о душе. Принципы исследования душевной жизни, заложенные Бэконом, получили дальнейшее развитие в работах Рене Декарта.

Известный французский философ и психолог Р. Декарт про исходил из старинной французской дворянской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии де ла Флеш – одном из лучших религиозных образовательных центров – он изучал греческий и латинский языки, математику, философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об инт роспекции была им впоследствии переработана, так как религи озную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин. По окончании коллегии Декарт изучал право, занимался право выми проблемами до 1617 г., когда он поступил на военную служ бу. За время службы в войсках Мориса Нассаусского, а затем в войсках баварского курфюста Декарту удалось побывать во мно гих городах Голландии, Германии и других стран и установить личные связи с выдающимися европейскими учеными того времени. В это же время он пришел к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Франции, а в Голландии, куда он и переехал в 1629 г. Именно в этой стране он создал свои знаменитые сочинения «Правила для руководства ума» (1628-1629), «Метафизические размышления о первой философии» (1641), «Начала философии» (1644), «Страс ти души» (1649). Яростная критика последних произведений Де карта схоластами и протестантскими богословами способствовала тому, что он принял приглашение шведской королевы Христи ны переехать в Стокгольм. Он должен был стимулировать в Сток гольмском университете научные исследования, однако через не сколько месяцев после приезда простудился и умер.

Философия Декарта дуалистична – материя и мысль фигу рируют в ней на равных правах в качестве двух самостоятельных субстанций, первооснов мира. При этом главным свойством души, с его точки зрения, является мышление, в то время как основным свойством тела – протяжение. Таким образом, главный инстру мент познания – это душа, причем психика и сознание отожде ствляются Декартом, так как он утверждает, что бессознатель ных процессов в душе не существует и человек всегда осознает все свои мысли и чувства. Так, оказывается, что интроспекция может служить объективным методом познания собственной пси хики, хотя ее данные, как и данные органов чувств, должны под вергаться сомнению, которое, по мнению Декарта, служит уни версальным познавательным принципом.

Сомневаясь во всем, отмечал Декарт, мы не сомневаемся только в самом акте сомнения, которое представляет собой акт мыш ления. Это и служит доказательством нашего существования. Так, исследуя психологические основы самосознания, Декарт пришел к выводу о том, что основой рассуждения является положение – я мыслю, следовательно я существую Это был тот интуитивный, самоочевидный принцип, опираясь на который он развернул всю систему своей науки. Исходя из него, он сделал вывод о том, что познание духа легче, чем познание тела и окружающего мира, т.е. что нет ничего более легкого для познания, чем свой дух. В то же время познание внешнего мира может быть и обманчивым, если в него не вмешивается интуиция.

Изучая содержание сознания, Декарт пришел к выводу о существовании трех видов идей – идей, порожденных самим че ловеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, как обоб щение данных наших органов чувств. Эти идеи ребенок получает самостоятельно, в процессе анализа своего опыта, при этом чем старше человек и чем богаче его опыт, тем больше такого рода знаний он имеет. Однако эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь человеку в позна нии объективных законов окружающего мира. Не могут ему в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются также знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действитель ности. Тем не менее эти идеи более полны и совершенны, чем идеи первого рода и зависят не от полноты собственного опыта, а только от характера обучения. При этом чем лучше обучают де тей,, тем более полны и объективны их знания этого уровня. Та ким образом, разница между врожденными и приобретенными идеями в том, что приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, но являются обобщением опыта разных людей, которым они обмениваются друг с другом Лишь врожденные идеи дают человеку знЬния о сущности окружающего мира, об основных законах его развития Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации со стороны органов чувств Такой подход к познанию получил на звание рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, – рациональной инту ицией.

Декарт ввел понятие рациональной интуиции уже в первых своих работах, в отличие от других понятий – страсти, рефлек са, которые им были разработаны уже к концу жизни. Понятие интуиции впервые появилось в работе 20-летнего Декарта «Пра вила для руководства ума» В этой же работе он дал наиболее ясное и четкое определение интуиции, которое только дополни лось и уточнилось в других его трудах. «Рассуждения о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии». Под интуицией он понимал «не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что оно не составляет никакого сомнения в том, что мы мыслим». Интуитивное знание порождено естественным све том разума, и, благодаря своей простоте, оно более достоверно, чем сама дедукция. Так, мы можем, например, интуитивно мгно венно постичь умом, что треугольник ограничивается тремя ли ниями, хотя логическое доказательство этого факта заняло бы у нас длительный период времени. Декарт был убежден, что при помощи дедукции и интуиции человек может достоверно познать и окружающий мир, и себя, и абстрактные, нематериальные по нятия. В том случае, если интеллект исследует телесную вещь, ему нужна помощь внешних чувств, чтобы создать образ этой вещи. В этом и состоит роль таких психических процессов, как ощущение, память и воображение. Но интеллект, рассматриваю щий вещь только разумом, вне ее телесности, может ограничиться только рассуждением, мышлением, а память и опыт не только не нужны, но вредят. Поэтому Декарт возвратился к мысли о том, что наиболее адекватны для обучения чисто вербальные методы, развивающие логику, память и способность к сосредоточе нию, которая помогает интуитивному знанию. При этом он под черкивал, что способность к такому знанию есть у всех людей, но лишь немногие ею пользуются, так как их в детстве не обучали правильно мыслить. Отсюда его тезис о необходимости привычки к размышлению и сосредоточению, которые должны закладываться с раннего детства.

Положение о необходимости формировать правильные при вычки с первых лет жизни было связано с другим важнейшим открытием Декарта – открытием рефлекса. Эта идея привела его и к мысли о способах целенаправленного влияния на поведе ние ребенка.

Он писал о том, что душа является главным инструментом познания, а роль тела связана с движением. Активность, способ ствующая мышлению, присутствует в самой душе, так же как и источник движения скрыт в самом теле. Тело движется чисто механически, под воздействием рефлекса, считал он, и ему со вершенно не нужна в качестве источника энергии душа. Хотя термин «рефлекс» у него отсутствовал, основные контуры этого понятия были намечены им достаточно отчетливо. Он писал, что тело человека пронизано полыми трубками, по которым движут ся «животные духи». - - тела, «не имеющие никакого другого свой ства кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро». В этих трубках протянуты нити, которые соединены с клапанами, закрывающими их. Внешнее воздействие приводит к тому, что рецепторы раздражаются и натягивают нити, открывающие клапаны. Таким образом « животные духи» получают возмож ность перетекать из одной трубки в другую. Описывая путь, кото рый они проходят, Декарт фактически описал рефлекторную дугу, так как «животные духи» от рецепторов перетекают в кору голов ного мозга, а затем в мышцы. Так движения «животных духов» обеспечивают, с одной стороны, поведение (надувая мышцы и заставляя их сокращаться), а с другой стороны, их движения внут ри мозга осознаются душой как ощущения, представления, чув ства. Течение рефлекса, подчеркивал Декарт, может нарушаться в двух случаях – под действием ассоциаций и под действием страстейАссоциации, возникающие в результате упражнения или привычки, деформируют клапаны, в результате чего нарушается движение «животных духов». Эти изменения поведения происхо дят без вмешательства души, тогда как воздействия страстей на поведение связано с активностью души.

Прежде всего необходимо отметить, что исследование страс тей было предметом последней работы Декарта, которая нача лась на основе его переписки с принцессой Елизаветой, прожи вавшей в эмиграции в Нидерландах. В этой работе Декарт при шел к выводу о том, что существуют два вида страстей – актив ные и страдательные. При этом к активным он относил те состояния, которые исходят из самой души или находятся в ее власти. К страдательным же он относил те состояния, причина которых находится вне души, т.е. то, что навязывается душе и она не может изменить. В его концепции страдательные состояния, происходящие от соприкосновения души с внешним миром, отожде ствляются с чувственным познанием, так как эти идеи человек не создает сам, но получает извне.

Активные страсти он отождествлял со стремлениями и.аф фектами, которые порождают волевое поведение и связаны не только с душой, но и с телом. Эти страсти являются связующим звеном между ними, причем влияние души на протекание реф лекса осуществляется в момент нахождения «животных духов» в голове, так как единственный общий орган души и тела – это шишковидная железа (гипофиз). Именно ее колебания, считал Декарт, и изменяют направление рефлекса, делая поведение воле вым и целенаправленным.

Теория страстей служит у Декарта мостом, ведущим его от учения о душе к учению о нравственности. Он считал, что душа никогда не бывает настолько слаба, чтобы совершенно не быть способной владеть своими страстями. Ейли. даже воля и не может в какой-то момент повлиять на страсти, не может своим велени ем уничтожить или подавить особенно- сильные из них, то все же она всегда имеет на них хотя бы косвенное влияние. Например, воля не может подавить сильный страх, но может задержать дви жение тела и помешать бегству, а в промежутках между присту пами страха воля и разум принимают меры к тому, чтобы понять причину страха и сделать его новый приступ менее опасным. Вместо того чтобы побеждать одну страсть другой, что было бы только мнимой свободой, а в действительности означало бы постоянное рабство, душа должна бороться со страстями собствен ным оружием, т.е. твердыми правилами, основанными на верном понимании добра и зла. Иначе говоря, воля побеждает аффекты ясным и отчетливым знанием, которое показывает, какое обман чивое значение получают вещи при страстном возбуждении, и открывает настоящую цену окружающих предметов. В своих пись мах к принцессе Елизавете о счастливой жизни и к королеве Христине о любви и вечном благе Декарт постоянно возвращался к мысли о том, что цель человеческих стремлений состоит в покое совести, достигаемом только решением воли жить доброде тельно, т.е. в согласии с самим собой. Мудрость есть выполнение того, что признано за лучшее, добродетель – твердость в нем, а грех – непостоянство.

Таким образом, главной идеей этики Декарта становится тре бование господства над аффектами, которое по сути повторяет этические правила стоиков. Существенным отличием является то, что само познание у Декарта становится нравственной дея тельностью, а истина и добро в конце концов совпадают. Одна и та же единая душа познает сначала истину, свободно избегая опрометчивых суждений, чтобы затем в нравственном поведении действовать в согласии с ней.

Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и, главное, дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребен ка. При этом воспитание привычки к определенным видам ак тивности основывалось на ассоциации, а формирование нравствен ности и социальной активности – на воспитании страстей, на правленном влиянии на становление эмоциональной сферы.

Этот подход стимулировал поиски новых методов обучения, однако мысль Декарта о том, что все знание основывается на врожденных идеях являлась преградой на этом пути. В то же время в его теории окончательно обосновывался новый предмет психологии как науки о познавательных процессах. Поэтому даль нейшее развитие психологической науки, особенно возрастной психологии, направлено на анализ этих процессов и, прежде всего, на динамику их становления. Дальнейшее развитие рациона листической теории познания Декарта было предпринято в тео риях Готфрида Вильгельма Лейбница и Бенедикта Спинозы. При этом в центре исследовательских интересов Лейбница стояла проблема объективности формирования знаний о мире, а в тео рии Спинозы, делался акцент на формировании нравственной личности детей.

Отец известного немецкого философа и психолога Готфрида Вильгельма Лейбница был профессором философии в Лейп- цигском университете. Атмосфера научных исследований, в которые был погружен отец, привела сына еще в школе к убеждению, что и его жизнь будет посвящена науке. Лейбниц обладал энциклопедическими знаниями и своими работами обогатил мно гие области науки. Наряду с математическими исследованиями (им было открыто дифференциальное и интегральное исчисле ние) он участвовал в мероприятиях по улучшению работы горной промышленности, интересовался теорией денег и монетной сис темой, а также историей брауншвейгской династии. Он организовал Академию наук в Берлине, и именно к нему обращался Петр I с просьбой возглавить Российскую академию наук. Значитель ное место в его научных интересах занимали и проблемы возрастной психологии.

С позиций последовательного рационализма, опираясь на математический образ мысли, он дал новое объяснение мирозда нию, психическим функциям человека, динамике их формирова ния. Лейбниц представлял мир в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого служат неделимые и замкну тые в себе центры жизненных сил, названные им монадами (от греческого слова «монос» – единое). В своем главном труде «Монадология» (1714) он приписывал монадам особые немате риальные свойства, в том числе психическую активность. Лю бая монада, как писал Лейбниц, «не имеет окон», неповторима (нет двух одинаковых монад) и в то же время, будучи связана со всем миром, представляет собой «зеркало Вселенной». Таким образом, он пришел к выводу о том, что нет двух одинаковых людей и к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Созна ние являются чисто личностными
Подход к проблемам детской психологии в философских теориЯх сознаниЯ 24 исследования
Поэтому главные дискуссии 20 х годов проходили в борьбе этих направлений многие психологи развития личности
Служит также основой развития личности
В опре деленных условиях человек теряет нравственные силы человек личности

сайт копирайтеров Евгений